Тема 2. Процесс генезиса феодализма на примере Франкского государства VI-IX вв

Говоря о хозяйстве германцев, выделите его основные отрасли, покажите как происходило разделение труда и имела ли место торговля.

Проблема землепользование и землевладения у германцев является одной из наиболее важных и трудных. Чтобы разобраться в ней, рассмотрите, как происходило наделение землей во времена Цезаря и Тацита, соблюдалось ли при этом равноправие членов общины и кому принадлежало право собственности на землю. Как изменилась форма общины за рассматриваемый период времени.

Переходя к анализу общественного строя и зарождения государства у германцев, нужно выделить вопрос о возникновении социального и имущественного неравенства. Каковы причина этого процесса и в чем заключается разница между этими двумя видами неравенства? Что представляло собой рабство у германцев в I в. н.э.? Следует обратить внимание на сведения Тацита о родовой знати и военных дружинах, о взаимоотношениях дружинников с вождем и отношениях вождей с остальной массой соплеменников. Какие органы управления были у германцев и каковы их функции? Определите роль войны и военной добычи в эволюции германского общества..

Подводя итоги занятия, сделайте вывод о характере изученных источников, их полноте и достоверности. Для этого прежде всего обратите внимание на то, откуда Цезарь и Тацит почерпнули сведения о германцах, с какой целью писали о них, и как могло отразиться их собственное мировоззрение на восприятии жизни германцев.

Занятие 2 посвящено изучению «Салической правды», относящейся к разряду т.н. «варварских правд (судебников).

В первую очередь следует рассмотреть по научной литературе вопрос о развитии обычного права у франков, времени и причинах его записи.

При характеристике хозяйства у франков нужно выделить его основные отрасли и сопоставить уровень его развития с тем, что уровнем, на котором оно было у Германцев во времена Тацита.

Для ответа на следующий пункт плана найдите в источнике доказательства существования общины у франков и установите, какой это был тип общины, после чего особо остановитесь на вопросе об аллоде, используя, помимо «Салической правды» эдикт Хильперика.

Характеристика общественного строя во франкском государстве предполагает рассмотрение положения свободного и зависимого населения, включая гало-римлян. При этом следует продумать, какой критерий следует избирать для определения социального статуса. Как далеко зашел процесс социальной дифференциации у франков?

По вопросу о политической системе охарактеризуйте полномочия и сферу деятельности органов королевской власти, с одной стороны, и функции общинных институтов, с другой.

Подводя итоги, остановитесь на специфике отражения социальной жизни в «Салической правде».

Занятие 1: Процесс феодализации во Франкском обществе в VI-VIII вв.

1) Формирование класса феодально зависимого крестьянства.

2) Образование крупной земельной собственности.

3) Роль государства в процессе феодализации.

Занятие 2: Крупная феодальная вотчина на рубеже VIII-IX вв.

1) Характер хозяйства.

2) Организация управления.

3) Категории и положение зависимого крестьянства.

Занятие 3: Феодальное общество и государство в IX-XI вв.

1) Сервы и лично свободные крестьяне.

2) Становление феодальной иерархии.

3) Политический строй и формы государства в период раннего средневековья.

Источники:

  1. Хрестоматия по истории средних веков. В 3-х т./Под. ред. С.Д.Сказкина-М.: Соцэкгиз, 1961. Т.1. С.482-503.
  2. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. – М., 1949. Т.1. С. 139-147 (Занятие 1), 147-159 (Занятие 2), 203-242 (Занятие 3).
  3. История средних веков: Хрестоматия. / Под ред. В.Е. Степановой и А.Я. Шевеленко. М., Просвещение, 1974. Ч.I. С.42-50, 63-70, 72-99. (Далее: История средних веков: Хрестоматия).
  4. Практикум по истории средних веков. Под ред. М.Л. Абрамсон. М., Просвещение, 1971. С.76-95 (Занятие 1); 99-125 (Занятие 2).
  5. История крестьянства в Европе. М., Наука, 1985. Т.1. С. 216-244, 428-461.

Обязательная литература:

  1. Блок М. Характерные черти французской аграрной истории. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. С 41-154.
  2. Виллар Ж. и К. Формирование французской нации. М., Изд-во иностр. лит., 1957 С.27-46. (К занятию 3).
  3. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 110-190, 223-254.
  4. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Высш. школа, 1970. С.145-213.
  5. Данилов А.И. К вопросу о роли светской вотчины в эпоху генезиса феодализма. // Средние века. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. – Вып. 12. С. 118-131. (К занятию 2).
  6. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М.: Изд-во МГУ, 1963. С.51-68, 83-100. (К занятию 3).
  7. Мильская Л.Т. Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее рjль в закрепощении крестьянства. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С.91-114. (К занятию 2).
  8. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С.7-45, 59-71, 377-401.
  9. Неусыхин А.И. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв. М.: Наука, 1964. С.17-44.
  10. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М.: Наука,1964. С.19-144.
  11. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии Х-ХIII вв. М.: Соцэкгиз, 1938. С.7-31. (К занятию 3).
  12. Романова ЕД. Прекарий на землях Сен-Галленского аббатства в VIII-IX вв. // Средние века. М.: Изд-во АН СХР,1959. Вып 15. С.66-87. (К занятию 2).
  13. Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. М: Изд-во МГУ, 1968. С. 93-136,166-193.

Методические указания:

Изучая данную тему, cледует исходить из определения феодальной общественно-экономической формации.

Сложность занятия I состоит в многообразии источников (прекарные и престарные ррамоты, кабальные обязательства, отрывки из капитуляриев и др.), которые студентам следует привлечь для ответов на поставленные вопросы.

Раскрывая сущность процесса формирования класса зависимого крестьянства, следует обратить внимание на причины, по которым свободные крестьяне попадали в поземельную, оудебную и личную зависимость. Рассматривая роль прекария в этом процессе, имейте в виду, что крестьяне в эту эпоху теряли не землю, а право собственности на нее, и что личная зависимость далеко не всегда равнозначна крепостничеству,

Проследите эволюцию образования крупной земельной собственности, начиная с земельных владений на римском праве и франкского аллода через бенефиций, появившийся в результате аграрной реформы Карла Мартелла, к феоду,

Обращаясь к последнему вопросу, выясните, какую роль государство играло в установлении зависимости крестьян, как королевская власть способствовала образованию крупной земельной собственности и изменению ее форм. Проанализируйте социальное и политическое значение иммунитетов.

Занятие 2 построено на разборе двух источников -Капитулярия о поместьях и Сен-Жерменского полиптика (полиптика аббата Ирминона). По специальной литературе выясните условия и цель составления этих документов.

По Капитулярию определите общий уровень развития агрикультуры и ремесла, Каков был общий характер хозяйства и в какой мере оно было связано с рынком? Затем найдите сведения о системе управления вотчиной, о должностных лицах, их обязанностях и положении, а также о форме оплаты их службы. По вопросу о зависимом населении вотчины выясните, каковы были его категории и какие повинности на нем лежали. Подумайте, чем объясняется частое

несоответствие между правовым статусом крестьян и типами наделов, которые они держали.

Занятие 3 является завершающим. и на нем речь пойдет уже о сложившемся феодальном обществе - о двух его основных классах, зависимом крестьянстве и феодалах, и о его политической организации, Рассматривая класс феодальнозависимого крестьянства, вспомните, какие существовали виды зависимости, из каких более ранних категорий крестьян он сложился, и отметьте, был ли он однородным в правовом отношении. Что собой представлял слой лично свободных крестьян? Особое внимание уделите серважу и покажите, какие именно повинности лежали на севах, учитывая, что помимо сервильных, были еще поземельные и судебные повинности. Сравните французский серваж с крепостничеством, сложившимся в Восточной Европе и в России в эпоху позднего феодализма. Остановитесь также на судьбах общины в феодальной деревне.

Характеристику феодального класса начните с определения феода. Всегда ли это была земля? Проанализируйте вассально-сеньориальные отношения, обратив внимание на взаимные обязательства вассала и сеньора и оформление этих отношений. Для более полкой характеристики господствующего класса феодального общества рассмотрите идеологию, этику и быт рыцарства. В заключение выявите главные черты феодального государства, определяющиеся системой вассально-сеньориальных отношений и объясните причины феодальной раздробленности.

Подводя итоги темы, сделайте вывод о сущности процесса феодализации и основных чертах эволюции общества в период генезиоа феодализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: