Введение. Термин «средние века». Периодизация средневековой истории. Длительный, примерно тысячелетний, период всемирной истории принято называть средними веками. Но

Термин «средние века». Периодизация средневековой истории. Длительный, примерно тысячелетний, период всемирной истории принято называть средними веками. Но люди, жившие в ту эпоху, не знали такого понятия. Его стали употреблять итальянские гуманисты (очевидно, с XV - XVI вв.), стремившиеся подчеркнуть принципиальное отличие новой эпохи, эпохи Возрождения классической древности (и в первую очередь - Возрождения классической латыни), от предшествующего периода. Этот предшествующий период казался гуманистам временем упадка образованности и культуры - так в европейском обществе стало утверждаться представление о “мрачном средневековье”, соединяющем (и одновременно - отделяющем!) “светлую античность” и эпоху Разума - Новое время.

Хронологические границы средневековой эпохи определяют по-разному. В западноевропейской исторической науке утвердилось представление о том, что средние века начинаются с падения Западной Римской империи (конец V в.н.э.), а завершаются - открытием Америки Христофором Колумбом (конец XV в.). Иногда конечную грань средневековой эпохи “отодвигают” на середину XV в. Подобная периодизация имеет свою логику: в этом случае средние века “ограничены” внешне похожими событиями - падением Западной Римской империи (476 г.) и падением Восточной Римской (Византийской) империи (1453 г.).

В отечественной исторической науке утвердилось в советскую эпоху иная периодизация всемирной истории. В ее основу, как известно, была положена марксистская концепция закономерной и последовательной смены общественно - экономических формаций. При такой интерпретации всемирной истории средневековье рассматривалось, во-первых, как эпоха в истории всех регионов планеты, а не только как период исключительно европейской истории. Во-вторых, средние века трактовались как прогрессивный, по сравнению с предшествующими, этап истории человечества. В-третьих, и это особенно важно подчеркнуть, средневековая эпоха характеризовалась как время формирования, расцвета и упадка феодального способа производства. В соответствии с подобным пониманием средневековой эпохи в нашей исторической литературе утвердилась несколько иная хронология средневековой истории. Раннее средневековье (V в. - середина XI в.) рассматривается как время становления феодальных отношений. Временем развитого феодализма характеризуется весь период с середины XI до конца XV в. (в немарксистской исторической литературе расцвет феодального строя в Европе обычно ограничивают X-XIII или XI-XII вв.). Наконец полуторавековой период (XVI - середина XVII вв.) рассматривается в нашей исторической науке как время упадка феодальной общественно-экономической формации и зарождения капиталистических отношений, как период позднего средневековья.

Значение средних веков в истории человечества. Исследователи различных школ и направлений относились к эпохе средних веков по разному. Так, например, французские историки кануна Великой французской революции XVIII в. смотрели на средние века с полным пренебрежением. Средневековье казалось им временем сплошного «варварства», «невежества», «фанатизма». После французской революции отношение к истории средних веков изменилось. Историки так называемой «романтической» школы, имевшей в первой половине XIX в. представителей во всех странах Европы, наоборот, считали средневековое общество идеальным, представлявшим противоположность «испорченному», «цивилизованному», «новому» обществу. Многие историки второй половины XIX - начала XX в. восторгались сословностью, воинственностью, господством грубой физической силы и прочими чертами средневекового военно-феодального строя. Историки марксистского толка отказались от идеализации средних веков. По их мнению, эту эпоху характеризуют острые классовые противоречия, жестокая крепостническая эксплуатация, бесправие трудящихся масс, многовековая культурная отсталость и слабое развитие науки. Однако марксизм отмечает, что по сравнению с античным рабством средние века были прогрессивной ступенью в поступательном развитии общества. При феодализме общественные условия для роста производительных сил были более благоприятны чем при первобытнообщинном и рабовладельческом строе, а следовательно они способствовали и развитию культуры.

Расцвет городов во второй период средневековья, ослабление, а местами (в передовых странах Западной Европы) исчезновение крепостного права уже в XIII-XIV вв., усиление торговых связей европейцев с Востоком, их стремительный выход с конца XV и в XVI в. на просторы мировых океанов свидетельствовали об экономическом росте Европы. В недрах феодализма созрели элементы новых, более прогрессивных капиталистических отношений.

История европейского средневековья интересна и в другом отношении. Она знакомит нас с конкретными процессами зарождения и национального формирования современных европейских народов. Французы, англичане, немцы, испанцы, итальянцы и другие современные народы Европы со всеми их национальными чертами и особенностями могут быть правильно поняты лишь при условии знакомства с их ранней историей, которая приходится как раз на средние века. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты нынешней Европы, всплески провинциального сепаратизма в разных частях континента. Не зная природы феодализма и общих закономерностей его развития, не возможно с научных позиций рассмотреть современное положение и судьбы большинства стран Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: