Термин «средние века». Периодизация средневековой истории. Длительный, примерно тысячелетний, период всемирной истории принято называть средними веками. Но люди, жившие в ту эпоху, не знали такого понятия. Его стали употреблять итальянские гуманисты (очевидно, с XV - XVI вв.), стремившиеся подчеркнуть принципиальное отличие новой эпохи, эпохи Возрождения классической древности (и в первую очередь - Возрождения классической латыни), от предшествующего периода. Этот предшествующий период казался гуманистам временем упадка образованности и культуры - так в европейском обществе стало утверждаться представление о “мрачном средневековье”, соединяющем (и одновременно - отделяющем!) “светлую античность” и эпоху Разума - Новое время.
Хронологические границы средневековой эпохи определяют по-разному. В западноевропейской исторической науке утвердилось представление о том, что средние века начинаются с падения Западной Римской империи (конец V в.н.э.), а завершаются - открытием Америки Христофором Колумбом (конец XV в.). Иногда конечную грань средневековой эпохи “отодвигают” на середину XV в. Подобная периодизация имеет свою логику: в этом случае средние века “ограничены” внешне похожими событиями - падением Западной Римской империи (476 г.) и падением Восточной Римской (Византийской) империи (1453 г.).
|
|
В отечественной исторической науке утвердилось в советскую эпоху иная периодизация всемирной истории. В ее основу, как известно, была положена марксистская концепция закономерной и последовательной смены общественно - экономических формаций. При такой интерпретации всемирной истории средневековье рассматривалось, во-первых, как эпоха в истории всех регионов планеты, а не только как период исключительно европейской истории. Во-вторых, средние века трактовались как прогрессивный, по сравнению с предшествующими, этап истории человечества. В-третьих, и это особенно важно подчеркнуть, средневековая эпоха характеризовалась как время формирования, расцвета и упадка феодального способа производства. В соответствии с подобным пониманием средневековой эпохи в нашей исторической литературе утвердилась несколько иная хронология средневековой истории. Раннее средневековье (V в. - середина XI в.) рассматривается как время становления феодальных отношений. Временем развитого феодализма характеризуется весь период с середины XI до конца XV в. (в немарксистской исторической литературе расцвет феодального строя в Европе обычно ограничивают X-XIII или XI-XII вв.). Наконец полуторавековой период (XVI - середина XVII вв.) рассматривается в нашей исторической науке как время упадка феодальной общественно-экономической формации и зарождения капиталистических отношений, как период позднего средневековья.
|
|
Значение средних веков в истории человечества. Исследователи различных школ и направлений относились к эпохе средних веков по разному. Так, например, французские историки кануна Великой французской революции XVIII в. смотрели на средние века с полным пренебрежением. Средневековье казалось им временем сплошного «варварства», «невежества», «фанатизма». После французской революции отношение к истории средних веков изменилось. Историки так называемой «романтической» школы, имевшей в первой половине XIX в. представителей во всех странах Европы, наоборот, считали средневековое общество идеальным, представлявшим противоположность «испорченному», «цивилизованному», «новому» обществу. Многие историки второй половины XIX - начала XX в. восторгались сословностью, воинственностью, господством грубой физической силы и прочими чертами средневекового военно-феодального строя. Историки марксистского толка отказались от идеализации средних веков. По их мнению, эту эпоху характеризуют острые классовые противоречия, жестокая крепостническая эксплуатация, бесправие трудящихся масс, многовековая культурная отсталость и слабое развитие науки. Однако марксизм отмечает, что по сравнению с античным рабством средние века были прогрессивной ступенью в поступательном развитии общества. При феодализме общественные условия для роста производительных сил были более благоприятны чем при первобытнообщинном и рабовладельческом строе, а следовательно они способствовали и развитию культуры.
Расцвет городов во второй период средневековья, ослабление, а местами (в передовых странах Западной Европы) исчезновение крепостного права уже в XIII-XIV вв., усиление торговых связей европейцев с Востоком, их стремительный выход с конца XV и в XVI в. на просторы мировых океанов свидетельствовали об экономическом росте Европы. В недрах феодализма созрели элементы новых, более прогрессивных капиталистических отношений.
История европейского средневековья интересна и в другом отношении. Она знакомит нас с конкретными процессами зарождения и национального формирования современных европейских народов. Французы, англичане, немцы, испанцы, итальянцы и другие современные народы Европы со всеми их национальными чертами и особенностями могут быть правильно поняты лишь при условии знакомства с их ранней историей, которая приходится как раз на средние века. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты нынешней Европы, всплески провинциального сепаратизма в разных частях континента. Не зная природы феодализма и общих закономерностей его развития, не возможно с научных позиций рассмотреть современное положение и судьбы большинства стран Европы.