Византийская империя в середине VII-IX вв

Империя из позднеантичной, каковой она была еще в VI в., постепенно превращается в средневековое феодальное государство. Затяжной процесс рождения этого государства (генезис феодализма) приходится на VII-IX вв. Первые два столетия этого периода из-за скудости уцелевших исторических источников в научной литературе часто определяют как «темные века».

Социально-экономические и политические изменения в Византии. В сфере социально-экономических отношений в империи произошли коренные перемены: подверглась ломке рабовладельческая экономическая система и наметилась победа прогрессивных общественных тенденций, расчищавших путь к феодализму.

В VII-IX вв. основную роль в экономике Византии играли Малая Азия и Балканы. В значительной их части преобладали изрезанные горами местности с малоплодородными почвами, что обусловило хозяйственную замкнутость отдельных районов и распространение мелкого крестьянского хозяйства. Прибрежные области Малой Азии, равнины Фракии, Южной Македонии и Фессалии с их плодородными почвами стали главными областями высокой агрикультуры и вотчинного домениального хозяйства. Именно Фракия после потери Египта превратилась в житницу империи. В земледелии, как и в ремесле, в Византии больше, чем в каком-либо другом регионе Европы сохранялись античные традиции.

Демографические сдвиги VII-IX вв., связанные с расселением варварских племен на территории империи, сыграли особую роль в развитии производительных сил государства. Поселившись на территории Византии, славяне - в Балканских провинциях, армяне, мардаиты, персы, арабы - на востоке страны значительно увеличили производительный земледельческий слой населения империи. Славяне, значительно пополнив ряды свободных земледельцев, принесли с собой общинные традиции, которые повысили значение свободной сельской общины в византийской деревне.

В VIII-IX вв. в Византии шло интенсивное расширение посевных площадей посредством внутренней колонизации и освоения новых земель. Главное место в сельскохозяйственном производстве принадлежало хлебопашеству, виноградарству и разведению оливок. Повсеместное распространение получили огородничество и садоводство. Важной отраслью хозяйства являлось животноводство - разведение овец и коз, породистых лошадей, свиней (особенно в Западной части Малой Азии и Вифинии, где было много дубовых лесов).

В это время наблюдается почти полное исчезновение колонатной зависимости, основной фигурой в сельском хозяйстве становится свободный крестьянин общинник. Свободная крестьянская община стала центральной ячейкой хозяйственной жизни Византии, основой ее экономики. Одним из ее истоков были местные, соседские общины-митрокомии, связанные коллективной ответственностью перед государством за поступление податей, в которых сохранялись античные традиции - рабство, влияние частной собственности и римского права. Другим ее источником были общинные порядки славянских племен. Славяне принесли с собой общину, отличавшуюся большой сплоченностью, устойчивостью и прочностью внутренних связей. В отличие от ранневизантийской митрокомии она сохраняла некоторые элементы общинно-родового строя славян, в частности традиции большой патриархальной семьи, большесемейной собственности и кровнородственных отношений. В результате синтеза этих двух компонентов сложился качественно новый тип общины, засвидетельствованный важным юридическим памятником раннего средневековья - Земледельческим законом.

Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности. Приусадебные участки и пахотная земля находились в собственности общинников, а неподеленные земли, в том числе сельскохозяйственные угодья - пастбища, леса, луга, воды, составляли общинную собственность. Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода. Купля-продажа земли была крайне редким явлением, хотя уже существовали такие виды отчуждения, как обмен, аренда, заклад. Однако внутри общины шел процесс имущественной и социальной дифференциации - выделялись более богатые общинники, которые имели рабов, арендовали земли односельчан, и разорившиеся крестьяне-апоры, наемные работники-мистии, рабы. Тем не менее более двух столетий община оставалась деятельным сплоченным коллективом с устойчивой экономической структурой и крепкими общественными связями. Значительная консолидация и жизнеспособность византийской общины отличали ее от современных ей общин Западной Европы. Внутренняя эволюция общины, имущественная дифференциация и вызревание элементов феодализма в ее недрах, равно как и захват общинных земель динатами (сильными), послужили важным источником формирования феодальной вотчины в Византии.

Другим путем складывания феодальных отношений была коренная перестройка крупной земельной собственности, унаследованной от ранневизантийской эпохи. Менялись формы ведения хозяйства, труд рабов и колонов постепенно заменялся трудом разорившихся крестьян, поселившихся в имениях в качестве зависимых людей-пáриков. Возникали многообразные по структуре типы феодальных вотчин. Огромную роль в складывании феодальной вотчины и феодально-зависимого крестьянства играло сильное византийское государство.

Кризис VII в. коснулся и городов империи. К арабам перешли крупнейшие восточные городские центра - Антиохия, Александрия, Дамаск, Эдесса. Некоторые города в VII-VIII вв. аграризировались и превратились в сельские поселения или крепости. Упадок городов в VII-VIII вв. повлек за собой аграризацию страны и перемещение центра тяжести хозяйственной жизни в деревню. Однако дезурбанизация коснулась Византии в значительно меньших масштабах, чем Западной Европы. В империи и в эти столетия уцелели крупные города, такие, как Фессалоника и Коринф на Балканах, Эфес, Никея, Аморий, Анкира в Малой Азии и, разумеется, столица империи - Константинополь. Одновременно росли и новые средневековые города на месте разрушенных античных городов или на вновь отвоеванных в VIII-IX вв. территориях. Пережив временный упадок, византийские города раньше, чем города Западной Европы, уже в конце IX-X в. вступили на путь экономического подъема. Причина этого - сохранение многих плодотворных традиций унаследованных от античности: высокой техники ремесленного производства, секретов и навыков мастерства ремесленников, развитого монетного обращения, поддержки ремесленных корпораций государством. Все это способствовало сохранению византийскими городами экономического превосходства над городами Западной Европы в течение всего раннего средневековья.

Уже в ранний период формирования феодализма постепенно менялся внешний облик городов. При сохранении их стройной планировки с прямыми улицами, богатыми общественными зданиями, двух-, трехэтажными домами античного типа все чаще появляются средневековые укрепленные жилища. Крупные города покрываются многочисленными церквами новой архитектуры. Административной единицей города становится приход с центром в резиденции епископа. В городской округе, да и в самих городах строится много монастырей.

VII-IX вв. отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Значительные изменения претерпевает провинциальная администрация. Еще в VII в. вместо старых диоцезов и провинций возникает новая система военно-административного деления провинций - фемный строй, получивший большое распространение в последующие два столетия. В первых фемах-провинциях, подобно тому, как это было в экзархатах (в Равенне и Карфагене) военная и гражданская власть осуществлялась одним лицом - стратигом. Число фем и их размеры с течением времени изменялись. Создание фем было связано с перестройкой византийской армии. Фемный строй опирался на воинское ополчение в фемах, состоявшее из стратиотов - свободных крестьян-воинов, обязанных нести в пользу государства воинскую службу за владение собственными или полученными земельными участками, которые передавались по наследству. Фемная организация армии была связана с временным преобладанием в империи свободного крестьянства и ослаблением централизации.

Стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии - Льва III (717-741) и Константина V (741-775). Лев III - воин, дипломат, реформатор, опираясь на военную знать и фемное войско, сумел отразить натиск арабов. В это время Арабский халифат направил свой основной удар против империи. В 717 г. сильная арабская армия под командованием Мосламы начала осаду Константинополя. Арабский флот, насчитывавший 1800 боевых кораблей, вошел в Босфор. Благодаря огромной энергии Льва III Исавра и мужеству защитников города, нападение огромной арабской армии на Константинополь было отбито, а арабская эскадра была сожжена «греческим огнем» византийских кораблей. Арабы вынуждены были отступить. В 740 г. Лев III в сражении при Акроине одержал новую победу над арабами. В годы правления сына Льва III, Константина V ромеи уже сами вторгаются во владения Халифата в Сирии. Они доходят до берегов Евфрата и границ Армении. Успешные боевые операции византийские войска вели и против своего северного соседа - Первого Болгарского царства.

Иконоборческое движение. Императоры Исаврийской династии были не только воителями, но и реформаторами. При Льве III начались важные реформы в сфере права, общественных отношений и церковной политики.

Особенно широкий политический и идеологический резонанс в Византии вызвали иконоборческие реформы первых Исавров. Иконоборчество потрясало империю в течение целого столетия (726-843). Впервые в истории Византии произошло открытое столкновение государства и церкви, обычно действовавших в союзе. В VIII-IX вв. в связи с временным ослаблением центральной власти значительно возросло влияние церкви и монашества. Выросли церковные богатства, что представляло уже опасность для императорского правительства, столичной бюрократии и военно-служилой знати. Стремление императоров Исаврийской династии вновь поднять престиж центральной власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церковных иерархов и монашества вылилось в форму идеологической борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церковных реликвий был в руках церкви мощным орудием идейного воздействия на широкие слои населения и приносил церквам и монастырям немалые доходы. Иконоборчество прежде всего было борьбой военной земледельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества господствующей церкви и монастырей, за раздел церковных имуществ. Важную роль в этом движении сыграло стремление светской знати подчинить церковную иерархию государственной власти, император теперь открыто объявлялся главой византийской церкви. Однако эти столкновения были теснейшим образом связаны с глубокими идейными расхождениями мировоззренческого характера, охватившими широкие слои византийского общества.

Возглавили иконоборческое движение императоры Лев III и Константин V. Они стремились консолидировать вокруг центральной власти все оппозиционные церкви и монашеству элементы: провинциальную военную знать, стратиотское войско, горожан Константинополя, столичную интеллигенцию, часть епископата, недовольного политикой Константинопольской патриархии. Оплотом иконоборцев стали восточные провинции империи - Малая Азия и Армения. Богословскую полемику с иконопочитателями вела высокообразованная светская и духовная элита. Живые импульсы иконоборчество черпало из гущи народного сознания, нашедшего воплощение в еретических движениях. Все ереси IV-VII вв. - несторианская, монофиситская и монофелитская - подвергали сомнению почитание икон. Иконоборческие идеи ранних ересей отражали протест народных масс против роскоши церкви, распущенности духовенства, призывали к отмене церковной иерархии. Наибольшее распространение еретические движения получили в Армении и Малой Азии. Иконоборческие настроения проникли и в среду еретиков-павликиан. Среди населения восточных провинций сказывалось и идейное воздействие ислама, отрицавшего какие-либо антропоморфные изображения бога. На стороне иконопочитателей объединилось ортодоксальное духовенство, фанатически настроенное монашество, представители константинопольской патриархии. Им удалось повести за собой часть широких народных масс, особенно в европейских областях ромейского государства. Ярым защитником и поборником иконопочитания выступил папский престол. В 726 г. Лев III Исавр поддержал малоазийских епископов, потребовавших запрещения почитания икон. Сторонник иконопочитания патриарх Герман по настоянию императора в 730 г. был свергнут с патриаршего престола и заменен иконоборцем Анастасием. Папство незамедлительно выступило в защиту Германа, но успеха не имело.

Кульминацией развернувшейся борьбы стал иконоборческий собор 754 г., проведенный под эгидой уже нового императора Константина V Исавра, продолжавшего политику отца. На соборе почитание икон было запрещено как в храмах, так и в частных домах. Иконопочитание объявлялось «эллинской», языческой ересью, а его защитники предавались анафеме. Борьба иконоборцев и иконопочитателей продолжалась с переменным успехом в течение еще длительного периода. В регентство императрицы Ирины, правившей за малолетнего сына Константина VI (780-797), огромное влияние при дворе приобрели ортодоксальные иерархи и монашество. В 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы были вынуждены подписать отречение от своих убеждений. Однако борьба продолжалась до 843 г., когда при императрице Феодоре иконопочитание было окончательно восстановлено. Хотя борьба и завершилась идейной победой иконопочитателей, но фактически был достигнут компромисс между церковью и государством. Церковно-монастырское землевладение было ограничено, многие церковные сокровища конфискованы, а церковные иерархи как в столице, так и на местах фактически подчинены императорской власти. Византийский император окончательно закрепил превосходство светской власти над духовной, утвердил свое право передавать престол главы православной церкви (патриарха) угодному себе церковному деятелю.

Народные движения в VIII - первой половине IX в. В начальный период генезиса феодализма в Византии (середина VII-IX вв.) усилились выступления народных масс. Ядром социальных движений той эпохи стало свободное общинное крестьянство, а острие этих выступлений было направлено против податного гнета византийского государства и притеснений общинников со стороны правителей (архонтов), военных командиров (стратигов) и податных чиновников. При наличии в Византийской империи сильной государственной власти, разветвленного налогового аппарата и ренты-налога крестьянские выступления часто принимали форму восстаний против гнета налоговых сборщиков. Порою к народным социальным движениям примешивались религиозные, этнические и даже династические мотивы. Знатные узурпаторы, безвестные самозванцы и просто авантюристы, стремясь к захвату власти в провинции, а иногда посягая и на императорский престол, направляли в своих корыстных целях народное недовольство в русло династической борьбы.

Самым грозным для византийского правительства стало восстание широких народных масс империи под руководством Фомы Славянина (821-825 гг.). Восстание началось в Малой Азии и быстро охватило почти всю эту провинцию. В нем приняли участие крестьяне-общинники, солдаты-стратиоты, закрепощенные сельские бедняки, беглые рабы. По мере роста движения к нему присоединилась часть городской бедноты, а также различные племена и народности - славяне, гунны, лазы, абазги, недовольные властью империи. Восстание поддержали и павликиане, весьма многочисленные в восточных областях Византии. Территория, на которой первоначально развернулось восстание, простиралось от границ Армении до побережья Эгейского моря.

Вождь восстания Фома, по прозвищу Славянин, к моменту начала восстания был человеком преклонного возраста, прожившим долгую и бурную жизнь. Смелый воин, талантливый военачальник, обуреваемый страстями честолюбец, Фома сочетал в своей натуре безмерное властолюбие с умом хитрого политика, большим жизненным опытом и талантом привлекать на свою сторону сердца людей. Сравнительно в короткий срок под знаменем Фомы собралась огромная повстанческая армия. Ее успехи привели к тому, что в эту армию влились солдаты и некоторые недовольные правлением нового императора военачальники из числа знати. Часть монашества, недовольная иконоборческой политикой правительства и конфискацией имущества монастырей, тоже временно примкнула к движению. Первоначально Фома облегчил налоги, пресекал злоупотребления сборщиков податей, щедро раздавал деньги народу. В борьбе в византийским правительством Фома искал поддержки арабов. Халиф Мамун (813-833), надеясь использовать восстание Фомы в своих интересах, дал ему значительное войско, а арабский флот напал на принадлежавшие Византии острова Эгейского моря и приморские районы Малой Азии.

Одержав ряд побед, повстанцы двинулись на Константинополь. В декабре 821 г. началась осада столицы с суши и с моря. Под знаменем Фомы собралась восьмидесятитысячная армия и сильный флот. Повстанцы вплотную подошли к городским стенам, а флот Фомы, прорвав железную цепь, преграждавшую вход в Золотой Рог, проник в залив и угрожал городу с моря. В столице началась паника. Однако повстанцам не удалось с ходу овладеть сильно укрепленным городом. Осада затянулась. Она длилась с перерывами около двух лет. Между тем византийское правительство вступило в союз с болгарским ханом Омуртагом, войска которого нанесли Фоме тяжелое поражение. Весной 823 г. повстанцы были разбиты правительственными войсками на равнине Диабасис, близ столицы. Фома с горсткой своих приверженцев укрылся в Аркадиополе. Аркадиополь был окружен плотным кольцом блокады, в нем начался страшный голод. Фома пал жертвой заговора внутри города, он был схвачен заговорщиками и отдан в руки императора. Расправа с Фомой была жестокой: в середине октября 823 г. ему отрубили руки и ноги, а затем посадили на кол. Правительство свирепо расправлялось с восставшими, но их сопротивление продолжалось в отдельных крепостях Фракии и Малой Азии. Лишь к 825 г. восстание было окончательно подавлено. Восстание Фомы Славянина, безусловно, было одним из самых крупных народных движений раннего средневековья. Оно оставило заметный след в памяти народных масс Византии.

Одной из типологических особенностей истории раннесредневековой Византии было широкое распространение там ересей как форм социального протеста, тогда как на Западе ереси такого типа возникали только в период развитого феодализма. Так, крупные народные движения в Византии IX в. были связаны с крестьянско-плебейской дуалистической ересью павликиан, зародившейся еще в VII в. и к IX в. получившей широкое распространение в Малой Азии, а позднее и в европейских владениях Византии. Павликиане, воспринимая земной, материальный мир как царство сатаны, выступали и против власти погрязших в пороках земных правителей, и против церкви с ее богатствами; они выступали против имущественного неравенства, требовали упразднения монашества, упрощения церковных обрядов, отмены иконопочитания, таинств крещения и причастия, культа девы Марии и святых. Их лозунгом было положение апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться - то и не ешь!». Последователи павликиан имелись в разных слоях общества, но основное их ядро составляли крестьяне, тяжесть положения которых в это время определялась процессом втягивания их в феодальную зависимость. После разгрома восстания Фомы славянина, в котором многие из них участвовали, павликиане вместе с частью разбитых повстанцев построили на берегу Евфрата сильную крепость Тефрику и создали вокруг нее свое независимое от Византии и халифата объединение, куда стекались массы беглых крестьян. Отсюда они делали успешные набеги на Византию. Только после ряда походов в 872 г. императору Василию I Македонянину (867-886) удалось захватить Тефрику и разгромить павликиан. При этом часть их была уничтожена, а часть насильственно переселена на Балканы, где слившись с еретическим движением крестьянских масс Болгарии, стала одной из составных частей богомильства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: