Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Экономические достижения современного Китая




Февраля 1997 г. умер Дэн Сяопин— «отец реформ». Однако к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 г.со­стоялся XV съезд КПК.Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную «Программу модернизации госсектора».

I. Возобновление преобразований в 1992 г.

Китай в конце XX в.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались «леваки».

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 г. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста — Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он все еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 г.Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о необходимости возобновления рыночных реформ; это стало сигналом — сопротивление «леваков» было легко сломлено.

В октябре 1992г. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Они свелись к следующему:

1. Уже в 1992 г. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределения ресурсов. В результате уже в 1993 г. лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г. по государственным ценам продавалось лишь 10% всей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2.С 1992 г. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счет налогов, второй — за счет неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 г. в КНР проведена налоговая реформа:снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 г. установлен единый, плавающий валютный курсюаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, все валют­ные операции перешли под контроль государства.




5. В том же 1994 г. принят закон о внешней торговле:государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции!

Государственные предприятия давали лишь У3 валового внутреннего продукта, но зато поглощали львиную долю капиталовложений и госу­дарственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всей инфраструктуры страны (железные дороги, авиация, энергетика, связь, почта), примерно 90% всех банков, предприятий металлургии и химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счет казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Они должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 г.новым премьер-министромКитая назначен Чжу Жунцзы.До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминем. Во время трагических событий в Пекине в июне 1989 г. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют «царь эконо­мики», за границей — «китайский Людвиг Эрхард» (отец германского «экономического чуда» 1950—1960-х гг.).



Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата,поставив задачу сократить его численность вдвое.Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 г. было уволено свыше 3 щп\, человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 г. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59-летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 г. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

Курс реформбыл продолжен, несмотря на «азиатский кризис» 1998— 1999 гг. — спад в государствах Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Это на­прямую коснулось и Китая, поскольку экономически он тесно связан с этими странами.

Особую роль сыграл Гонконг,который летом 1997 г. вошел в состав КНР.Инвестиции Гонконга составляют ныне свыше 60% всех иност­ранных капиталовложений в КНР. Это третий в мире банковский центр, с 1987 г. — крупнейший в мире порт. Его валовой внутренний продукт сократился в 1998 г. на 4%, в 1999 г. — на 2%.

В этот критический момент Национальный банк КНР оказал под­держку Гонконгу, не допустив тем самым девальвации и его валюты, и своей собственной. В 2000 г. последствия кризиса были окончатель­но преодолены.

В 1990-е гг. КНР достигла выдающихся успехов в экономике:средне­годовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленно­го — 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 г.-23%.

По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 г. выполнены уже к 1995 г. Согласно прогнозам Всемирного банка, по масштабам экономики КНР к 2010 г. догонит США, а к 2020 г. превзойдет ее в 1,4 раза и станет лидирую­щей державой в XXI в. Но в сопоставлении с огромным населением Китай все еще существенно отстает от развитых стран.

Тем не менее КНРустойчиво занимает первое место в мирепо про­изводству стали, телевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства).

Качество китайских товаров значительно выросло, о чем объек­тивно свидетельствует огромное активное сальдо внешней торгов­ли — свыше 40 млрд. долл. в год. 11 декабря 2001 г. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался.

Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий со­ставляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., да еще можно прибавить такой же примерно экспорт Гонконга. У КНР огромное положительное сальдо торгового баланса с развй-тыми странами Запада, особенно с США (самое большое положитель­ное сальдо после Японии).Только стоимость текущих строительных контрактов с американскими корпорациями превышает 100 млрд. долл.

Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона вве­сти дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллекту­альную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огром­ные золотовалютные резервы — свыше 150 млрд. долл., плюс еще ре­зервы Гонконга на сумму 100 млрд. долл.

После возобновления реформ в 1992 г. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объему страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. В настоящее время иностранные капитало­вложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всего экспорта КНР. Темпы развития экономики в особых экономических зонах в не­сколько раз выше, чем во внутренних районах.

Быстрыми темпами развивается компьютеризация страны. На 2000 г. в Китае уже было свыше 20 млн. персональных компьютеров, большая часть этой техники отечественного производства. Разумеется, существует и ряд серьезных проблем,с которыми стал­кивается КНР.Экономисты отмечают следующее:

1)проблема безработицы:официально она составляет 3,1%, но фак­тически превышает 15% общей численности рабочей силы. Кроме то­го, существует так называемая «скрытая безработица»: в сельской ме­стности 150 млн. человек, в городах — 30 млн. человек. Полагают, что в ближайшее время возможен рост числа безработных до 35 млн. че­ловек в связи с вступлением страны в ВТО в декабре 2001 г.;

2) проблему безработицы усугубляет быстрый прирост населения,который резко ускорился уже в 1980-е гг. в связи с ростом благососто­яния. Сдержать рост населения становится все труднее — уже сейчас население Китая приближается к отметке 1300 млн. человек;

3) несмотря на огромное население, в конце 1990-х гг. наметился переизбыток продукции на внутреннем рынке.Перенасыщение рынка цветными телевизорами составило 60%, автомобилями — 50%, тек­стильными изделиями — 40%. Возникает вопрос: за счет чего будет идти дальнейший экономический рост?

4) представляет серьезную проблему существование огромного ко­личества предприятий государственного сектора.Хотя с конца 1997 г. идет его сокращение, многие нерентабельные предприятия все еще поддерживаются на плаву кредитами государственных банков, со­ставляющих 90% банковского сектора. Из общей суммы кредитов государственных банков 75% приходится на государственные пред­приятия;

5) специалистов волнуют также вопросы энергетической безопасно­сти:по прогнозам, энергетические потребности страны будут возрас­тать до 2010 г. темпами 3,3% в год. Удастся ли столь же быстро нара­щивать энергетические мощности — от этого зависит, сможет ли Китай сохранить такие же темпы роста в будущем. Утверждают, что* через 10 лет КНР будет ввозить свыше 40% всей потребляемой неф­ти — это тревожная тенденция.

Сейчас в Китае готовятся к осуществлению грандиозного строи­тельства ГЭС «Три ущелья» в провинции Хубей, на реке Янцзы, близ города Юнань. Строительство началось в январе 2002 г. Этот проект должен во многом помочь в разрешении энергетических проблем. Но его осуществление связано со многими техническими сложностями; в частности, предстоит переселить свыше 1 млн. человек из районов, подлежащих затоплению;

6) обостряются также социальные проблемы:усиливается социаль­ное расслоение общества. Разумеется, общее благосостояние населе­ния повысилось, но кое-кто стал жить намного лучше остальных, аэто вызывает зависть и даже ностальгию по старым временам всеоб­щего равенства. В настоящее время число очень богатых людей в Ки­тае составляет около 3 млн. человек. Их именуют «новые китайцы»; у многих отношение к ним откровенно враждебное. Эту проблему на­зывают в Китае «болезнью красных глаз».

И все же, несмотря на трудности, дальнейший путь развития Ки­тая вполне определен. Он очень напоминает путь Японии, Южной Кореи, Тайваня и Сингапура: это путь развития передовых технологий в сочетании с традиционными ценностямиконфуцианства. Всякие раз­говоры о «социализме с китайской спецификой» — не более чем так­тика. Цель таких утверждений — предотвратить процессы дестабили­зации общества, выиграть время, продержаться до поры, когда придет новое поколение, не обремененное грузом прошлого. Именно ему предстоит провести в КНР реформу политической системы.

Однако и сейчас можно заключить: несмотря на «социалистические лозунги», диктатуру КПК, общество в Китае уже нельзя назвать «соци­алистическим» в прежнем смысле этого слова. В стране развивается рыночная экономика, общество подлежит все большей дифференциа­ции, марксистской идеологии отводится роль привычного ритуала.

В последние годы в КНР развернулась острая полемика: в каком же направлении должна развиваться страна. Демократы требуют устра­нить жесткий контроль власти над личностью. Другие же указывают на существенное отличие «китайской модели» от «западного либерализ­ма». Китайская пресса все больше обращает внимание на моральную деградацию общества, на то, что его интересы игнорируются, на пре­обладание корыстолюбивых взглядов, и призывает к приоритету мора­ли над выгодой. Человеколюбие, справедливость, доброта и другие ценности конфуцианства должны сочетаться с правовыми нормами, в этом и состоит главное отличие формируемой сейчас в КНР модели от западного образца. В настоящее время в Китае много говорят о «тео­рии Цзян Цзэминя», готовится издание его «Избранных работ».





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 3317; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8293 - | 7247 - или читать все...

Читайте также:

  1. A. Макроэкономические модели, их виды и показатели
  2. II. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу. 13. Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет воз
  3. III. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  4. III. Новая роль Китая на международной арене
  5. III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг
  6. III. Экономические процессы в конце XX в
  7. III.Технико-экономические показатели. Баланс территории
  8. IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей
  9. Административные и экономические методы управления природопользованием
  10. Анализ социально-экономических показателей развития Китая
  11. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения


 

3.226.251.81 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.