Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Япония к 1945 г




ЛЕКЦИЯ 30

Выводы

1. В 1992 г. рыночные реформы в Китае возобновились и проводились очень ин­тенсивно. Начались они с широкой либерализации цен, включая в себя налого­вую реформу, ослабление государственной монополии внешней торговли. В на­стоящее время идет модернизация государственного сектора.

2. Рыночные преобразования в КНР не остановила даже смерть «отца реформ» Дэн Сяопина в феврале 1997 г. Реформы продолжились под руководством энергичных руководителей Цзян Цзэмина и премьер-министра КНР с 1998 г. Чжу Жунцзы.

3. Экономические достижения Китая в 1990-е гг. XX в. вывели его в разряд ве­дущих держав мира. Очевидно, в XXIв. Китай станет государством, облада­ющим самым мощным экономическим потенциалом. Несмотря на объектив­ные проблемы, есть основания надеяться на их успешное разрешение.

4. КНР удалось преодолеть «комплекс изгоя» в международных делах и нала­дить нормальные отношения со всеми странами мира. К концу 1990-х гг. ус­пешно разрешились и проблемы колониальных анклавов на территории Ки­тая. Более того, растущая мощь Китая внушает определенное беспокойство в соседних странах, особенно в связи с неразрешенностью проблем Тайваня и споров вокруг островов в Южно-Китайском море.


Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)

Положение Японии к окончанию Второй мировой войнывыглядело ка­тастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы соста­вили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.

Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было унич­тожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть про­изводственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.

К этому добавились прочие негативные последствия поражения:Япо­ния лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утра­тила Корею, которая вошла в состав Японии еще в 1910 г., Тайвань и Пескадорские острова, перешедшие к Японии после Японо-китай­ской войны 1894—1895 гг., Южный Сахалин и Курильские острова, при­надлежавшие Японии после Русско-японской войны 1904—1905 гг., а также острова Рюкю, оккупированные США.

Большая часть внутреннего рынка,связанная с военными заказамиправительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы по­сле демобилизации армии и флота (10—15 млн. человек) усугубила массовая эмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на ис­торической родине.




Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репара­ций,его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.

Но самое главное — морально-психологические последствия.Пора­жение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегося массой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связыва­лась вся японская история. Люди полагали, что история Японии за­вершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована.

Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии осо­бые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали се­бя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения ок­купационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей.

В чем заключались цели США в отношении Японии?Главный во­прос, который волновал американцев: что нужно сделать, чтобы ни­когда впредь не допустить превращения Японии во врага?Для этого, прежде всего, нужно способствовать созданию в Японии такой эконо­мической системы, которая позволила бы развиваться, не прибегая к внешней агрессии.

Этой системой могла быть только рыночная экономика.Но для это­го требовалось разорвать традиционные для Японии связи между эко­номикой и государством. Необходимо было затронуть и социальную систему: дать шансы всем слоям, а не только самураям.



Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опе­ки над гражданами,но иначе невозможно было стимулировать эконо­мическое развитие.

Требовалось изменить и характер политической системы,привить Японии навыки парламентской демократии.Это было непросто, учи­тывая полное отсутствие у японцев каких-либо демократических тра­диций в западном понимании. В Японии всегда исходили из того, что каждый должен заниматься своим делом, будь то ремесло, сельское хозяйство, война, управление. Участвовать в делах государства про­стому человеку — немыслимо.

Достаточно вспомнить, как трудно приживалась в Японии система политических партий и конституционные гарантии прав человека. В японской традиции всегда делался акцент на обязанности, а не на права личности: групповая солидарность была характерной чертой социальной жизни, а индивидуализм всегда осуждался.

Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, ис­коренение милитаризмав Японии. Пришлось проводить широкую чистку чиновников, действовавших во всех сферах общества. Ей подвер­глись 660 тыс. человек, из них около 200 тыс., тесно связанных с преж­ним режимом, были уволены. Главным образом, это были военные. Для преступников даже создали специальный международный воен­ный трибунал, который вынес в 1945 г. приговоры 28 лицам.

Вклад США в военный разгром Япониибыл настолько велик, что они особенно не церемонились с союзниками после окончания вой­ны. Воспротивившись советской оккупации острова Хоккайдо, на; что явно нацеливался Сталин, США пошли на создание двух орга­нов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.

Первый — Союзный советпо делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Со­дружества Тихоокеанского региона — находился в Токио.

Второй — Дальневосточная комиссия— размещался в Вашингто­не и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала шта­бу оккупационных войск США в Японииво главе с генералом Д. Ма-картуром.

Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии. По сути дела Д. Макартур и стал верховным правителем Японии. Его отлича­ли большие амбиции и авторитарные замашки, и на первых порах это играло позитивную роль.

В условиях начавшейся «холодной войны»работа союзных органов в Японии была парализована, и американцы получили полную сво­боду действий. Однако они все же были связаны обстоятельствами. В Японии нельзя было ввести прямое правление американских воен­ных: для этого в США даже не было достаточного количества людей, знавших японский язык. Управлять можно было, только опираясь на японскую администрацию, это диктовалось традициями. После про­веденной чистки госаппарата (от работы было отстранено, как отме­чалось выше, свыше 200 тыс. чиновников), американцы и создали та­кую систему.

Первоначальная инициатива исходила именно от генерала Д. Ма-картура, его штаб выпускал соответствующие директивы. А претворя­лись в жизнь они уже японскими чиновниками, которые всегда по­слушно исполняли все, что им спускалось сверху.

Таким образом, в Японии до 1952 г. действовала своеобразная сис­тема подстраховки деятельности японских чиновников со стороны американских военных властей. Во всяком случае, основные направ­ления преобразований были явно навязаны Японии американцами.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1190; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8537 - | 7046 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.99.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.