Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 5 страница. Выступая с вето, джексонианцы преследовали прежде всего политиче- ские цели. Они считали, что одобрение вето широкими народными масса- ми послужит реальной




Выступая с вето, джексонианцы преследовали прежде всего политиче-
ские цели. Они считали, что одобрение вето широкими народными масса-
ми послужит реальной гарантией переизбрания Э. Джексона на второй
президентский срок. И не ошиблись. В ноябре 1832 г. большинство голо-
сов (687 502) было отдано Джексону. Представитель вигов Г. Клей полу-
чил только 530 189 голосов.

93 Ibid., p. 581.

94 Marshall L. The Authorship of Jackson's Bank Veto Message.— Mississippi Valley
Historical Review, 1963, Dec, vol. 50, N 3, p. 466—476.

95 Latner R. A New Look at Jacksonian Politics.— Journal of American History, 1975, Mar., vol. 61, N 4, p. 943—969.

96 Register of Debates in Congress, 21st Congress, 2nd Session, vol. 7, pt 1, p. 74.

97 Подробнее см.: Романова Н. X. Причины борьбы правительства Джексона против
банка США (1829—1831).—В кн.: Американский ежегодник, 1977. М., 1977, с. 86—
108.


Одной из наиболее важных причин победы Джексона было недоволь-
ство деятельностью банка со стороны широких слоев населения страны,
фермеры, мастеровые и мелкие торговцы выступали в то время против-
никами бумажных денег — источника инфляции. Их недоверие к банкам
разделяли и рабочие, с которыми хозяева расплачивались подчас обесце-
ненными банкнотами, а не твердой валютой 98. Банк США осуществлял
контроль над банками штатов, ограничивая их кредитные функции и тем
самым вызывая недовольство владельцев частных банков. Наконец, са-
мыми решительными противниками центрального банка выступали за-
падные фермеры, остро нуждавшиеся в кредите. Таким образом, боль-
шинство населения оставалось на стороне Э. Джексона, а это, в свою
очередь, поощряло президента к решительным действиям.

Несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны директора банка
Н. Биддла и его многочисленных сторонников в конгрессе, а также необ-
ходимость уволить двух министров финансов, отказавшихся выполнять
соответствующие распоряжения, Джексон в конечном итоге настоял на
изъятии из центрального банка правительственных депозитов и передал
их банкам отдельных штатов (так называемые «банки-любимчики» —
pet-banks). Что касается банка США в Филадельфии, то после истече-
ния срока его привилегий в 1836 г. он продолжал действовать лишь в
качестве банка штата Пенсильвания.

Освободившись от контроля единого центра, банки штатов активно
включились в спекулятивную лихорадку, которая охватила страну в се-
редине 30-х годов. Число банков возросло с 329 в 1829 г. до 788 в
1837 г., а общий размер займов увеличился соответственно с 137 млн. до
525 млн. долл. В невиданных ранее масштабах возросла продажа госу-
дарственных земель, оплачивавшихся обесценивавшимися бумажными
банкнотами. Если в 1832 г. было продано 2462 тыс. акров, то в 1835 г.
объем продажи увеличился до 12 569 тыс., а в 1836 г. достиг 20 074 тыс.
акров! 99




Пытаясь предотвратить переход государственных земель в руки спе-
кулянтов и капиталистов в ущерб действительным поселенцам, министр
финансов Л. Вудбури по указанию президента опубликовал циркуляр,
в котором предусматривалось, что после 15 августа 1836 г. в качестве
платы за землю принималась только звонкая монета (золото и серебро).
Исключение делалось лишь для реальных поселенцев, приобретавших
участок не более 320 акров до 15 декабря 1836 г.100

В ходе острой политической борьбы в середине 30-х годов происходит
и окончательная консолидация так называемой второй двухпартийной
системы, основу которой составили две крупные национальные партии —
виги и демократы. В отличие от первой системы (федералисты и респуб-
ликанцы) вторая система возникла не в стенах конгресса, а вне его.
Решающее значение, по мнению специалистов, имели выборы 1836 г. Кан-
дидат демократов М. Ван-Бюрен не был столь популярен, как Э. Джек-
сон, но рассчитывал в первую очередь на партийную организацию и ло-

98 Schlesinger A. M., Jr. The Age of Jackson. Boston, 1945, p. 115—131.

99 U. S. Bureau of the Census. Historical Statistics of the United States. Colonial Times
to 1957. Wash., 1960, p. 239.

100 ASP, Public Lands, vol. 8, p. 910.


•318


II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ОТ «ЭРЫ ДОБРОГО СОГЛАСИЯ» К «Д5КЕКСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ»


319»



яльность своих сторонников. На партийном конвенте в Балтиморе он был
«единогласно выдвинут кандидатом с тем, чтобы сохранить силу демокра-
тической партии и обеспечить триумф джексоновских принципов. С дру-
гой стороны, виги рассчитывали восстановить «американскую систему»
национальных республиканцев Дж. К. Адамса: банк, «внутренние улучше-
ния», тариф и т. д.101 Благодаря большей партийной сплоченности побе-
ду, хотя и с незначительным перевесом голосов, одержал Ван-Бюрен.
При этом выяснилось, что ни одна из двух партий не располагала
прочным большинством в каком-либо определенном районе и могла рас-
считывать на победу только при поддержке своих сторонников в нацио-
нальном масштабе.



Демократы, пользовавшиеся поддержкой Юга, одновременно имели
большое число сторонников на Севере и Западе (сам Ван-Бюрен, как
известно, представлял Нью-Йорк). В значительной мере это относится
и к другой главной политической партии — вигам, за которых голосовало
большое число избирателей не только на Севере, но и на Юге. Именно
партийная принадлежность, а не секционные интересы оказывали решаю-
щее влияние и на голосование в конгрессе. Представляя различные окру-
га и районы, конгрессмены действовали в рамках стабильной системы на-
циональных партий и, как правило, голосовали, следуя партийной
линии 102.

Обстановка в стране стала особенно напряженной, когда в 1837 г. в
Соединенных Штатах разразился экономический кризис, сопровождав-
шийся затяжной депрессией. По оценке специалистов, доля безработных
составила 6—8%, и это с учетом того, что большинство самодеятельного
населения было занято в сельском хозяйстве. Только в Нью-Йорке ра-
боты лишилось около 50 тыс. человек, а общие потери, вызванные кризи-
сом, включая обесценение имущества, достигли к 1840 г. огромной сум-
мы — 6 млрд. долл. Импорт США к 1843 г. упал по сравнению с 1836 г.
с 190 млн. до 65 млн. долл., а заработная плата рабочих между 1839 и
1843 гг. сократилась в среднем на 30—50%.

В связи с тяжелым экономическим положением в стране президент
Ван-Бюрен предложил созвать чрезвычайную сессию конгресса, которая
открылась 4 сентября 1837 г. Несмотря на широкую критику правитель-
ственной политики, президент решительно подтвердил принцип невмеша-
тельства государства в экономику и подчеркнул, что те, кто настаивает на
специальной помощи отдельным группам населения, не учитывают спе-
цифику американского правительства. «Создатели... конституции и народ,
который ее одобрил... мудро рассудили,— писал президент,— что, чем
меньше правительство вмешивается в частные дела, тем лучше для обще-
го блага... Я воздерживаюсь от предложения конгрессу какого-нибудь
специального плана урегулирования денежного обращения в стране, об-
легчения экономических трудностей или вмешательства в обычный ход
внешней и внутренней торговли, поскольку убежден, что подобные меры
не входят по конституции в компетенцию центрального правитель-
ства» 103.

101 Silbey J. H. The Election of 1836.— In: Crucial American Elections. Philadelphia,
1973, p. 16—17.

102 Silbey J. H. The Shrine of Party: Congressional Voting Behavior, 1841—1852. Pitts-
burgh, 1967, p. 192—193.

103 A Compilation of the Messages and Papers of the Presidents, vol. 3, p. 344—345.


Даже самые скромные меры, предложенные правительством Ван-Бю-
рена для упорядочения денежного обращения и сводившиеся к изъятию
государственных фондов из «банков-любимчиков» и созданию независи-
мого федерального казначейства, дебатировались в конгрессе на про-
тяжении нескольких лет. Лишь в 1840 г. законопроект о создании неза-
висимого федерального казначейства прошел обе палаты конгресса и
4 июля был подписан Ван-Бюреном 104

Вторую четверть XIX в., и прежде всего годы президентства Э. Джек-
сона и Ван-Бюрена, со времени опубликования книги А. де Токвиля
«О демократии в Америке (1835—1840)» принято считать «эпохой равен-
ства». Часто пишут также об «эре простого человека», а наиболее распро-
страненным и, можно сказать, даже общепринятым названием в амери-
канской историографии до сих пор остается термин «джексоновская де-
мократия» 1О5.

Как известно, больше всего французского аристократа поразило в Аме-
рике «равенство общественных положений» 106, и именно он стал одним
из создателей «эгалитарного мифа», который пользуется популярностью в
ученых кругах вплоть до настоящего времени. Токвиль являлся также
родоначальником теории «консенсуса» не только фактически, но и бук-
вально, так как именно ему принадлежит утверждение, что «в Америке
существует республика без борьбы, без оппозиции, без доказательств,
в силу молчаливого согласия, вроде некоторого consensus universalis» 107.
Многочисленные документальные материалы достаточно определен-
но показывают, что американское общество в период «джексоновской де-
мократии» было обществом классовым, причем имущественное неравен-
ство продолжало углубляться. Так, 1% бостонских налогоплательщиков
владел 33% «некорпоративной собственности» в 1833 г. и 37% —в 1848 г.
На другом полюсе было 86% налогоплательщиков, которые владели 14%
собственности в 1833 г. и только 4% — в 1848 г. В Нью-Йорке на долю-
1% богатых налогоплательщиков в 1828 г. приходилось 29% «некорпора-
тивной собственности», а в 1845 г.—уже 40%. Пробиться в число бога-
тых малоимущему и даже представителю так называемых средних слоев
было не только трудно, но практически невозможно. Из 100 наиболее со-
стоятельных людей Нью-Йорка 95% происходили из богатых, 3%
были выходцами из средних слоев и только 2% родились в бедных
семьях108.

104 Пришедшие к власти в 1841 г. виги этот закон отменили, но он вновь был принят
в 1846 г. Независимое федеральное казначейство просуществовало до 1913 г., когда
оно слилось с федеральной резервной системой. См.: Дубовицкий Г. А. Демократи-
ческая партия и политическая борьба в США в период президентства М. Ван-Бю-
рена.— Вестн. МГУ. История, 1979, № 3, с. 53.

105 В лице президентов М. Ван-Бюрена, Дж. Полка, Ф. Пирса и Дж. Бьюкенена гене-
рал Джексон в известной мере имел своих прямых продолжателей, и с небольши-
ми перерывами (1841—1845 гг. и 1849—1853 гг.) демократы находились у власти-
вплоть до гражданской войны..

106 Токвиль А. де. О демократии в Америке. М., 1897, с. 1.

107 Там же, с. 329. См. также: Волховитинов Н. Н. «Джексоновская демократия»: исто-
риографический миф и реальность.— Вопр. истории, 1978, № 12, с. 83, 87.

108 Pessen E. The Egalitarian Myth and American Social Reality...— American Histori-
cal Review, 1971, Oct., vol. 76, N 4, p. 1012, 1021—1023. Недавняя попытка пересмот-
реть выводы Пессена вызвала аргументированный ответ автора. См.: Pessen E. Он
a Recent Cliometric Attempt to Resurrect the Myth of Antebellum Egalitarianism.—
Social Science History, 1979, Winter, vol. 3, N 2, p. 208—227.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ОТ «ЭРЫ ДОБРОГО СОГЛАСИЯ» К «ДЖЕКСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ»




Сторонники мифа о существовании в «эпоху Джексона» подлинной
демократии обычно ссылаются на демократизацию политической жизни,
и в первую очередь избирательной системы. Между тем введение всеоб-
щего избирательного права для белых мужчин, избрание выборщиков пре-
зидента народным голосованием, а не законодательными собраниями шта-
тов, назначение кандидатов в президенты национальными конвентами и
т. д. не изменили главного — реальная власть продолжала оставаться в
фуках господствующих классов. «Изменился стиль правления элиты, но
власть элиты по-прежнему сохранилась» 109. Участники партийных кон-
вентов в действительности лишь следовали диктату партийных лидеров.
В своем большинстве они были партийными активистами и государствен-
ными служащими и в результате легко поддавались манипуляциям и
контролю. Сенатор Т. Бентон был недалек от истины, когда говорил:
«Народ имеет не больше власти при выборах лица, которое должно быть

его президентом, чем подданные наследственного монарха над рождением
ребенка, который в один прекрасный день должен будет над ними цар-
ствовать» 110.

Одной из характерных черт периода «джексоновской демократии»
явился подъем рабочего движения. С 1828 по 1834 г. «независимые рабо-
чий партии возникли в 61 торговом и промышленном городе, а в мест-
ностях, где рабочих партий не было, это движение стимулировало рост
клубов мастеровых, боровшихся за проведение законов в пользу наемных
рабочих». В связи с возникновением многочисленных рабочих партий в
Соединенных Штатах в конце 20-х - начале 30-х годов выходило около
50 еженедельных рабочих изданий111. Сторонники теории «консенсуса»
приложили немало труда, чтобы доказать, что это движение по сущест-
ву не было рабочим, а его лидеры — или настоящими или во всяком слу-
чае «потенциальными» капиталистами.

Вряд ли приходится сомневаться, что первые рабочие партии и ор-
ганизации в США действительно не были по-настоящему пролетарскими,
их лидеры чаще всего происходили из мелкобуржуазных слоев, а полити-
ческие цели сводились по преимуществу к обычным демократическим
требованиям того времени: отмена тюремного заключения за долги, со-
здание системы общественных школ, ликвидация обязательной службы
в милиции и т. д. Хотя отдельные рабочие лидеры не относились к рево-
люции отрицательно, только Томас Скидмор начал реально ее пропаган-
дировать, да и то если она будет проводиться мирными средствами112.
Любопытно, что Скидмор высказывался и за раздел собственности, счи-
тая, что «естественное право каждого человека на равную часть собст-
венности» является самоочевидным и неоспоримым 113.

При всей очевидной незрелости рабочего движения в США конца
20-х — 30-х годов это движение следует все же считать в основе своей

109 Rader В. G. Jacksonian Democracy: Myth or Reality? — Social Studies, 1974, Jan.,
vol. 65, N 1, p. 20; Journal of the Early Republic, 1981, Spring, vol. 1, N 1, p. 21—22.
110 Цит. по: Острогорский M. Указ. соч., т. 2, с. 35.

111 Фонер Ф. История рабочего движения в США...: В 4-х т. М., 1949—1969, т. 1, с. 144.

112 Pessen E. The Workingmen's Movement of the Jacksonian Era.— Mississippi Valley
Historical Review, 1956. Dec, vol. 42, N 3, p. 438.

113 Skidmore Th. The Rights of Man to Property. N. Y., 1829, p. 125—144. О взглядах
Скидмора см.: Захарова М. Н. Роберт Оуэн и оуэниеты в Соединенных Штатах
Америки.— В кн.: История социалистических учений. М., 1976, с. 206—210.


рабочим, поскольку его участники в первую очередь выступали с требо-
ваниями улучшения условий труда и повышения заработной платы. Цен-
тральным вопросом всего движения стала борьба за 10-часовой рабочий
день. Совершенно очевидно, что такое требование является типичным
именно для рабочих, именно для лиц наемного труда, а не для мелкой
буржуазии или будущих предпринимателей. Знаменитый Союз механиков
и производственных ассоциаций, организованный в Филадельфии в конце
1827 г., возник на основе солидарности рабочих города с бастовавшими
плотниками, которые требовали введения 10-часового рабочего дня114.
Наконец, созданная летом 1828 г. на этой основе Рабочая партия Фила-
дельфии выступила за выдвижение на выборах тех кандидатов, которые
поддерживали бы интересы трудящихся масс (букв.: рабочих классов —
the working classes). В решениях, принятых на первом же митинге этой
партии 11 августа 1828 г., указывалось: «Мастеровые и рабочие города
и округа Филадельфия теперь решили взять защиту своих интересов
как класса (подчеркнуто нами.— Авт.) в собственные руки...» 115.

В Нью-Йорке, где трудящиеся раньше всех добились введения 10-ча-
сового рабочего дня, первая рабочая партия возникла из движения, на-
правленного против попыток предпринимателей изменить положение в
свою пользу. Создание 23 апреля 1829 г. Нью-Йоркской рабочей партии
вынудило предпринимателей отказаться от проектов увеличения продол-
жительности рабочего дня. Показательно, что в руководящий орган пар-
тии — «Комитет 50-ти» — вошли по преимуществу представители рабочих.
Составленный позднее список кандидатов в законодательное собрание
штата включал двух плотников, двух машинистов, маляра, жестянщика,
литейщика, печатника, бондаря, бакалейщика и врача116.

В середине 30-х годов был создан Национальный союз тред-юнионов,
что было первой попыткой объединить различные профсоюзы в масшта-
бе страны. Крупным успехом рабочих была всеобщая забастовка 1835 г.
в Филадельфии, в результате которой был установлен 10-часовой рабочий
день117. К концу года такая продолжительность рабочего дня стала уже
правилом в самых различных городах Соединенных Штатов, исключая
Бостон.

Разумеется, не следует забывать, что в рабочем движении участвовало
много ремесленников и мастеровых, мечтавших в будущем завести само-
стоятельное предприятие, а среди руководителей преобладали представи-
тели мелкой буржуазии, радикальные интеллигенты и т. п. Генри Эванс,
Роберт Дейл Оуэн, Стефан Симcон и другие были по преимуществу мел-
кобуржуазными реформаторами, и, пожалуй, лишь Томас Скидмор яв-
лялся образованным рабочим-самоучкой. Даже профсоюзные деятели да-
леко не всегда оказывались рабочими. Эли Мур, Леви Сламм, Уильям
Инглиш, в известной мере и Чарлз Дуглас рассматривали свое участие в
рабочих союзах как первый шаг к политической карьере. Однако почти

114 Commons J. R. e. a. History of Labor in the United States: Vol. 1—4. N. Y., 1918—
1935, vol. 1, p. 186—190.

115 A Documentary History of American Industrial Society: Vol. 1—10 / Ed. by J. R. Com-
mons e. a. Cleveland, 1910—1911, vol. 5, p. 91—92.

116 Фонер Ф. История рабочего движения в США..., т. 1, с. 53, и др.; Hugins W. Jack-
sonian Democracy and the Working Class. Stanford, 1960. p. 12—14 etc.

117 Pennsylvania Magazine of History and Biography, 1950, July, vol. 74, p. 336—339.



II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


ОТ «ЭРЫ ДОБРОГО СОГЛАСИЯ» К «ДЖЕКСОНОВСКОЙ ДЕМОКРАТИИ»




все они были убеждены, что главные политические партии и вся систе-
ма в целом служат обогащению имущих классов за счет трудящихся
масс 118.

И хотя в Соединенных Штатах, как известно, существовали важные
факторы, которые замедляли процесс формирования рабочего класса, при-
водимые факты показывают, что в годы президентства Джексона рабочие
начинают выступать как активная и самостоятельная сила. Во второй
четверти XIX в. уже сказывались социальные результаты промышленного
переворота, а классовая структура американского общества просматрива-
лась все более и более отчетливо.

Многие современники событий и позднейшие исследователи отмечали
широкое распространение в Америке 30-х годов мятежей (riots), уличных
боев и драк, линчеваний и других актов насилия. Любопытно в этой свя-
зи свидетельство французского наблюдателя М. Шевалье, писавшего
в сентябре 1835 г.: «Бунт, который во Франции привел бы к остановке
деловой жизни, никому не мешает здесь идти на биржу, спекулировать...
и делать деньги. Встречаясь утром, каждый спрашивает и рассказывает
новости; в одном месте повесили негра, в другом — высекли белого;
в Филадельфии разрушили десять домов; в Буффало, в Итаке несколь-
ко цветных были наказаны плетьми. Затем они переходят к ценам на
хлопок и кофе, поставкам муки, леса, табака и погружаются на целый
день в расчеты... Прощай справедливость, прощай великие принципы
1776 г. и 1789 г.!—восклицал автор и приходил к выводу: — Распад Сою-
за, если это случится, будет самой полной революцией из всех имевших
место» 119.

Рост подобных актов в период «джексоновской демократии» (в отли-
чие от первой четверти XIX в., когда их почти не было) отмечали и со-
временные исследователи. Так, по подсчетам Д. Гримстеда, между 1828
и 1833 гг. в США произошло около 20 мятежей, в 1834 г.— 16 и, нако-
нец, в 1S35 г.— 37 120. Наиболее крупным и драматичным эпизодом «бес-
покойной эры» были этно-религиозные бунты в Филадельфии в 1844 г.,
явившиеся следствием острой вражды между местными протестантами
и иммигрантами-католиками из Ирландии121.

Все эти мятежи, по мнению специалистов, не были случайными или
нетипичными, а порождались тенденциями и противоречиями внутри аме-
риканского общества.

В целом американская действительность в 1830—1840 гг. мало соот-
ветствовала идиллическим представлениям о существовании в период
«джексоновской демократии» равенства и согласия. Приведенные факты
свидетельствуют, что в действительности американское общество в пе-
риод «джексоновской демократии» было обществом классовым со всеми
присущими ему чертами и противоречиями. Ключом к пониманию харак-
тера и движущих сил «джексоновской демократии» является в первую
очередь развитие американского капитализма, и в частности успехи про-


мышленного переворота на Северо-Востоке. Новые слои буржуазии,
и прежде всего молодая промышленная буржуазия, вступили в эти годы
в соперничество со старой «финансовой аристократией», олицетворявшей-
ся банком США в Филадельфии, и стали важной составной частью коа-
лиции, на которую опирался президент Джексон. В основе же этой коа-
лиции лежал союз плантаторов Юга и фермеров Запада. И те и другие
были заинтересованы в экспансии на Запад. И те и другие были недо-
вольны деятельностью национального банка, который ограничивал спеку-
ляцию и выпуск новых банкнот.

Эта коалиция, однако, могла существовать лишь до тех пор, пока
центральной проблемой политической борьбы не стал вопрос о рабстве.
Все более жесткая позиция южан в этом вопросе вела к тому, что поли-
тика демократической партии оказалась в итоге в явном противоречии с
ее социальной базой. «Начавшийся с середины 40-х годов XIX в. кризис
двухпартийной системы демократы - виги проявился в создании целого
ряда третьих партий: партии свободы, фрисойлеров, партии „ничего не
знающих"» 122. Однако только после образования республиканской пар-
тии в 1854 г. крах старой политической системы стал уже очевидным фак-
том. Что же касается 40-х годов, то в это время основное внимание ока-
залось прикованным к проблемам экспансии, присоединению Техаса, Оре-
гона и к войне с Мексикой.



118 Pessen E. The Workingmen's Movement..., p. 435—436, 442.

119 Chevalier M. Society, Manners and Politics in the United States: Being a Series of
Letters on North America. Boston, 1839, p. 385—395.

120 American Historical Review, 1972, Apr., vol. 77, N 2, p. 362.

121 Feldberg M. The Philadelphia Riots of 1844. Westport, 1975; Idem. The Turbulent
Era. N. Y., 1980, p. 9—32.


122 Дементьев И. П., Маныkин А. С., Сивачев Я. В. и др. К вопросу о пeриодизации истории двухпартийной системы США.- В кн.: Вопросы методологии и истoрии исторической науки. М., 1978, вып. 2, с. 174.


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ В СЕРЕДИНЕ XIX В.




Глава девятая

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ США
В СЕРЕДИНЕ XIX В.

1. СОГЛАШЕНИЯ С АНГЛИЕЙ И ИСПАНИЕЙ

В планах территориальной экспансии США в Северной Америке наряду
с Флоридой важное место занимала северо-восточная часть Новой Испа-
нии, в первую очередь обширный, но пустынный и малонаселенный Те-
xас1. Еще в 1803 г. президент Джефферсон заявил, что западная грани-
ца Луизианы проходит по Рио-Гранде-дель-Норте, тем самым предъявив
по существу претензию на Техас. Но Испания отвергла эти притязания.
К сентябрю 1806 г. в Луизиане восточнее р. Сабин, признанной обеими
сторонами в качестве временной демаркационной линии, были сосредото-
чены крупные силы под командованием генерала Уилкинсона. Отсюда в
1806—1807 гг. по заданию Джефферсона направлялись на территорию
Новой Испании разведывательные отряды Фримэна, Пайка и др.

И в дальнейшем вашингтонское правительство негласно поощряло дея-
тельность групп и организаций, пытавшихся подготовить вторжение в Те-
хас («Мексиканская революционная хунта» во главе с Альваресом де То-
ледо и Пикорнелем в Филадельфии, группа отставного наполеоновского
генерала Юмбера в Новом Орлеане и др.). В августе 1812 г. отряд, сфор-
мированный с ведома властей Луизианы бывшим офицером армии США
Огастесом Мэйджи и мексиканцем Гутьерресом де Лара, переправился че-
рез р. Сабин и вскоре овладел испанским опорным пунктом Накогдочес.
За несколько месяцев он пересек почти весь Техас и в марте 1813 г.
занял его столицу Сан-Антонио-де-Бехар.

Однако согласно испано-американскому Трансконтинентальному до-
говору 1819 г. граница между владениями Испании и Соединенными
Штатами устанавливалась по рекам Сабин, Ред-Ривер, Арканзас и далее
к западу от Скалистых гор — по 42-й параллели. Таким образом, юриди-
чески оформив захват Флориды, США вынуждены были официально при-
знать Техас составной частью Новой Испании, следовательно, формаль-
но отказаться от всяких притязаний на него.

За несколько месяцев до заключения упомянутого договора админист-
рации Монро удалось частично урегулировать споры с Англией по поводу
границы на севере и северо-западе. Сравнительно просто был решен воп-
рос о демаркационной линии между США и британскими владениями от
оз. Лесное до Скалистых гор. В соответствии с англо-американской кон-
венцией, подписанной в Лондоне 20 октября 1818 г.2, она стала проходить

1 В начале XIX в. эта провинция, помимо индейских племен, насчитывала всего
около 7 тыс. жителей, сконцентрированных в трех более или менее крупных селе-
ниях, четырех миссиях и примерно полутора десятках ранчо. См.: Yoakum H. К.
History of Texas: Vol. 1, 2. N. Y., 1855, vol. 1, p. 138 (repr.: Austin, 1935).

2 Treaties and other International Acts of the United States of America, 1776—1863:
Vol. 1—8/Ed. by H. Miller. Wash., 1931—1948, vol. 2, p. 658—661.


по 49-й параллели. Гораздо сложнее обстояло дело с Орегоном — обширной
областью, простиравшейся от побережья Тихого океана до Скалистых гор
и от Аляски до Калифорнии. В связи с отсутствием четко обозначенных
границ между владениями США, Англии, Испании и России на Северо-
Западе Америки этот регион являлся ареной столкновения интересов на-
званных держав.

Территориальные претензии первоначально основывались на исследо-
ваниях английских, испанских, русских, американских мореплавателей,
путешественников, торговцев пушниной конца XVIII в. Среди сухопутных
экспедиций начала XIX в. особое значение имела та, которую по распо-
ряжению Джефферсона предпринял в 1803—1806 гг. отряд М. Льюиса
и У. Кларка3. Поднявшись по р. Миссури до ее истоков, он через гор-
ные перевалы вышел к одному из притоков р. Снейк, впадающей в Ко-
лумбию, и спустился по реке к Тихому океану. За этой экспедицией по-
следовали другие, организованные федеральным правительством, но
большинство из них доходило лишь до Скалистых гор. Открытия же, важ-
ные для изучения и освоения Дальнего Запада, были связаны преимуще-
ственно с деятельностью торговых компаний, скупщиков мехов и охотни-
ков. В 1805 г. англичанин С. Фрейзер основал первую факторию британ-
ской «Северо-Западной компании» к западу от Скалистых гор, а в 1808 г.
исследовал бурную р. Фрейзер. Другой служащий той же компании,
Д, Томпсон, в 1807—1811 гг. продолжил обследование бассейна Ко-
лумбии.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 846; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9619 - | 7578 - или читать все...

Читайте также:

  1. B) Наследственные. Чаще всего встречаются нарушения обмена ФЕНИЛАЛАНИНА. В норме ФЕН трансформируется в ТИР
  2. CAD/CAM/CAE - системы. История развития и перспективы
  3. I. История развития и применения биологического оружия
  4. I. ЛИНИЯ. Это было в 1926 году. Я поступил тогда пилотом на авиалинию компании «Латекоэр», которая, еще прежде, чем «Аэропосталь» и «Эр-Франс», установила сообщение
  5. I. Особенности экономического развития
  6. I.Проект экономического развития Донецкого региона
  7. II. 10. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НА УКИ
  8. II. Особенности политического развития страны
  9. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
  10. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 1 страница
  11. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 1 страница. Очевидное нежелание простых американцев браться за оружие отме- чали как современники событий, так и многие последующие историки. По свидетельству Дж
  12. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 10 страница


 

34.204.194.190 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.01 сек.