Просвещение и наука 2 страница

В том же году вышла книга профессора Генри П. Тэппена69 «Уни-
верситетское образование». Он привлекал внимание общественности к
практике германских университетов, где был налажен выпуск специали-
стов для различных сторон хозяйственной жизни. Тэппен изложил план
государственной системы образования от начальной школы до универси-
тета при полной секуляризации во всех звеньях. Он указывал на необ-
ходимость добротной подготовки учеников в школах, что закладывало
фундамент всей пирамиды образования. Перед университетом ставилась
задача создания условий для проведения научных исследований во всех
областях знаний.

Тэппену не удалось осуществить свои проекты в Мичигане, но он
собрал вокруг своих идей многих единомышленников, в том числе моло-
дых ученых и организаторов образования. Среди них был и Э. Д. Уайт,

65 American Higher Education..., vol. 2, p. 478.

66 Ibid.

67 Ibid., p. 482.

68 Программа Вейланда начала реализовываться в университете Брауна, но вскоре
в силу недоброжелательного отношения со стороны совета попенителей, недостат-
ка средств и научных кадров была отменена.

69 С 1852 по 1863 г.— президент Мичиганского университета.


будущий основатель Корнеллского университета, который смог реализо-
вать многие идеи Тэппена. При Мичиганском университете впервые была
создана подготовительная школа.

Таким образом, десятилетие перед гражданской войной было насыщено
борьбой за реформы в сфере образования. Промышленные и фермерские
круги, связанные с растущим капиталистическим производством, были
заинтересованы в этих преобразованиях, в расширении базы подготовки
специалистов — инженеров, агротехников, работников идеологической
сферы. Для этого необходима была новая материальная основа, созданная
при непосредственном участии государства. Рабовладельцы-плантаторы,
аристократия, клерикалы оказывали сопротивление реформам на всех
уровнях, вплоть до конгресса США70.

Конгрессмен от штата Вермонт фермер Джастин Смит Моррилл внес
соответствующий законопроект. Он представлял мнение тех, кто возму-
щался разбазариванием государственных земель на Западе и плохим хо-
зяйствованием, опустошавшим почву, и чьи взоры обратились к научным
центрам для подготовки специалистов. При сложившейся системе, заяв-
лял Моррилл, в колледжах не находилось места для «фермеров и механи-
ков, а также для тех, кто должен был зарабатывать свой хлеб тяжелым
трудом. В институт принимались те, кто считался подходящим для запол-
нения мест высшего порядка в частных или общественных заведениях.
...Образованные и вполне уверенные в образовании своих сыновей богачи,
по-видимому, намерены увековечить монополию на образование, несовме-
стимую с благосостоянием и полным благополучием американских инсти-
тутов» 71.

В 1857 г. Моррилл предложил законопроект о резервировании части
государственных земель для поддержания сельскохозяйственных коллед-
жей. Проект вызвал сопротивление представителей Юга, и президент
Бьюкенен наложил вето. Билль был принят в результате победы северян
в 1862 г., когда был одобрен президентом Линкольном. В распоряжение
штатов предоставлялись 13 млн. акров федеральных земель, доходы от
которых подлежало использовать на создание и поддержку колледжей.
Главной целью этих колледжей наряду с изучением классических дисцип-
лин и военной тактики должно было стать «освоение таких отраслей зна-
ний, которые непосредственно относятся к отраслям сельского хозяйства
и техники... для того чтобы способствовать широкому и практическому
образованию промышленных классов...»72. Такие колледжи стали назы-
ваться «земельными» (land-grant college).

В течение пяти лет каждый штат, получивший земли по закону Мор-
рилла, обязывался открыть по крайней мере одно соответствующее учеб-
ное заведение и представить отчет об этом. В противном случае необхо-
димо было возвратить доходы от этих земель. Так устанавливался конт-
роль за целесообразным использованием средств. Это было по существу
учреждение государственного сектора, государственных интересов73 в си-

70 Rainsford G. Congress and Higher Education in the Nineteenth Century. Knoxville,
1972, p. 90—97.

71 Цит. по: Стройк Д. Дж. Указ. соч.. с. 441.

72 American Higher Education..., vol. 2, p. 568.

73 В 1890 г. Моррилл провел через конгресс билль о дополнительной федеральной
ежегодной помощи сельскохозяйственным и техническим колледжам. Билль сти-
мулировал и помощь штатов. В дальнейшем помощь была увеличена поправкой
Нельсона (1907) и законом Банкхеда — Джонса (1905).



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА




стеме американского высшего образования. 26 штатов направили ассиг-
нования на создание или поддержку государственных учебных заведений.
Значительные средства были использованы на открытие небольших, мало-
эффективных профессиональных школ.

Но большинство созданных учебных центров сочетали добротную про-
фессиональную подготовку с общим образованием. Были расширены агро-
технические учебные центры в Висконсине, Миннесоте, Миссури, Джорд-
жии, Северной Каролине, Теннесси, Айове 74. Средства по закону Моррил-
ла были использованы в качестве дополнительных ассигнований для таких
уже плодотворно функционировавших центров, как Массачусетский техно-
логический институт, и для вновь создававшихся крупных частных уни-
верситетов (в частности, Корнеллский университет) 75, где сочетались
высокая научная и практическая подготовка специалистов.

Эти преобразования осуществлялись прежде всего в интересах капи-
талистического развития страны, в том числе и в сельском хозяйстве.
Они стали возможны в результате победы Севера над рабовладельческим
Югом.

3. НАУКА И ТЕХНИКА

Научные и технические знания явились важной составной частью
культуры американской нации, одним из факторов экономического и со-
циального прогресса страны. В своем развитии наука и техника США
прошли ряд этапов, соответствовавших основным вехам истории амери-
канского общества. Большое влияние на науку в Новом Свете оказывала
Европа, в первую очередь Англия. Как и в каждой стране, научно-тех-
нический прогресс имел в Соединенных Штатах свои особенности. Они
обусловливались быстрым продвижением США по капиталистическому
пути, постоянным притоком извне квалифицированной рабочей силы и
специалистов, отсутствием запрета со стороны церкви и относительна
широким распространением образования среди массы населения. С другой
стороны, развитие науки и техники в рассматриваемый период подталки-
валось освоением природных богатств Американского континента, а в
XIX в.—промышленным переворотом.

Заселяя и осваивая Новый Свет, колонисты изучали его недра, геогра-
фические и климатические условия. Много времени и сил отнимала эле-
ментарная борьба за существование, но одного физического труда было
недостаточно — требовались еще знания и опыт. В XVII и XVIII вв. тeми
или иными экспериментами и наблюдениями занимались без специальной
подготовки образованные люди: представители администрации, владельцы
кораблей, врачи, священники, юристы и т. д. Научные интересы стиму-
лировались главным образом их полезностью для мореплавания, сельского
хозяйства, ремесел, лечения болезней. В колонии поступали книги науч-
ного содержания, как правило, труды И. Ньютона и Ф, Бэкона, руковод-
ства по практической медицине, геологии, астрономии, математике, ввози-
лись различные астрономические приборы и инструменты.

Одним из первых научных достижений колониального периода было-
составление карт прибрежной полосы. Картографирование Северной Аме-

74 В некоторых штатах создавались колледжи агромеханические, в других — коллед-
жи каждого из этих направлений.

75 Главный вклад в создание университета (основан в 1865 г. в г. Итака, штат Нью-
Йорк) сделал Э. Корнелл.


рики проводилось еще в XVI столетии, но начиная с 1600-х годов оно
приняло систематический характер (наблюдения С. де Шамплейна,
А. Блока, Дж. Смита и др.). Точность карт повышалась с применением
методов астрономии. Пользуясь английскими измерительными инструмен-
тами, полученными Гарвардским колледжем, Т. Братл по положению не-
бесных тел в 1694 г. вычислил долготу Бостона с точностью до 15'76.
В XVIII в. проводилось больше наблюдений и появилось больше точных
карт; в частности карта Дж. Митчелла использовалась при выработке
соответствующих статей Парижского мирного договора 1783 г.77

Видное место в истории колониальной науки принадлежало служите-
лям церкви. Духовенство оказывало большое влияние на все стороны
жизни колоний, особенно на образование и просвещение, и само принад-
лежало к образованной верхушке общества. Ньютоновское учение в обла-
сти математики, механики и астрономии, официально признанное в Анг-
лии, не отвергалось церковью, а обладание наряду с богословскими еще
и практическими знаниями повышало авторитет священнослужителей в
Новом Свете. Так, известный своими жестокими гонениями на «ведьм»
и «колдунов» Коттон Мезер увлекался медициной и был сторонником уже
применявшейся в Европе вакцинации против оспы. В 1721 он сделал при-
вивку своему сыну и двум пациентам-неграм78. Любознательный священ-
ник скрупулезно исследовал растительный и животный мир Новой Анг-
лии, собирал гербарии и занимался гибридизацией растений.

Опыт лечения болезней в те времена, как правило, приобретался
практикой. Наиболее известными американскими медиками XVIII столе-
тия были У. Дуглас, Э. Холиок, Б. Раш. Незадолго до провозглашения
независимости в Филадельфии и Нью-Йорке открылись первые медицин-
ские учебные заведения. Много труда и времени положили медики на
преодоление недоверия к прививкам оспы, которые вошли в обиход лишь
после 1800 г.

В анналы науки вошли имена представителей «династии» Уинтропов.
Сын первого губернатора колонии Массачусетского залива Дж. Уинт-
роп-мл. прославился в области металлургии, химии, астрономии и меди-
цины. Он стал одним из первых членов основанного в 1662 г. Королев-
ского научного общества Англии и первым в Америке обладателем теле-
скопа. Второй Дж. Уинтроп, принятый в Королевское общество в 1743 г.,
был крупным коллекционером минералов. Третий Уинтроп (тоже Джон),
член Королевского общества с 1766 г., являлся профессором Гарвардского
колледжа. Исходя из ньютоновской теории строения Солнечной системы,
он наблюдал и описывал движение планет, солнечные и лунные затмения,
а в 1761 и 1769 гг. такое редкое явление, как прохождение Венеры по
солнечному диску. В своих публичных лекциях он раскрывал естествен-
ные причины происхождения комет, затмений, землетрясений и других
грозных явлений природы, считавшихся тогда проявлением «гнева гос-
подня», популяризировал опыты Б. Франклина с электричеством.

Современниками и коллегами Уинтропа были физик и астроном Д. Рит-
тенхаус, основавший одну из первых в Америке обсерваторий, и Э. Стайлс.
Последний имел сан священника, но благодаря своей пытливости и стра-

76 Bedini S. A. Thinkers and Tinkers: Early American Men of Science. N. Y., 1975, p. 76.

77 Подробнее см.: Стройк Д. Дж. Указ. соч., с. 20—22.

78 Там же, с. 62.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА




сти к эксперименту приобрел репутацию ученого. Типичный представи-
тель колониальной интеллигенции, Стайлс занимался многими предмета-
ми — от астрономии и математики до разведения шелковичного червя,
проводил опыты с электричеством и пытался разгадать природу теплоты.
В колониальный период американская наука шла за английской, в ко-
торой прочно утвердился авторитет Исаака Ньютона. Большинство экспе-
риментов и наблюдений не отличалось особой оригинальностью. Развитие
техники и ремесел сдерживала колонизаторская политика Лондона, а под-
готовка профессиональных ученых только зарождалась. Однако широкий
любительский подход к наукам, отсутствие формальных преград для полу-
чения знаний создавали возможность для приобщения к ним талантливых
людей из народа. Так пришел в науку и прославился на весь мир Бенд-
жамин Франклин.

Трудно найти область науки, в которую не проникал бы пытливый
ум естествоиспытателя-самоучки. Электричество, теплопроводность метал-
лов, распространение звука в воде, морские течения, ботаника, политиче-
ская экономия, этнография, философия, история — таков в общих чертах
круг научных интересов великого американца. Выдающийся ученый ста-
вил перед собой и чисто практические задачи: он изобрел камин, широко
вошедший в быт по обе стороны океана, занимался изготовлением очков,
разрабатывал меры по благоустройству городов, по борьбе с пожарами
и т. д.

Бессмертную славу принесла ему серия опытов с электричеством
(1746—1752) и изобретение молниеотвода. Как и все эксперименты
Франклина, доказательство им электрической природы грозовых разря-
дов было простым, остроумным и предельно наглядным. Один из приме-
ненных им способов заключался в следующем. К воздушному змею, снаб-
женному металлическим острием, привязывалась длинная бечевка с клю-
чом на конце, изолированная от земли шелковой лентой. При грозе
бечевка намокала и становилась электропроводной, и тогда, приближая к
ключу палец, можно было «извлекать» из него искры. Полученным
«электрическим огнем», писал Франклин в октябре 1752 г., можно зажи-
гать спирт и проделывать все другие опыты, совершаемые обычно с
помощью наэлектризованного стеклянного шара или трубки. Этим пол-
ностью доказывается «тождество между электрической субстанцией и
субстанцией молнии» 79.

Более ранний вариант опытов Франклина с использованием вместо
змея железного стержня был успешно повторен в том же году во Фран-
ции. Рискованные эксперименты с грозовой стихией увенчались создани-
ем простой и надежной конструкции, отводившей смертоносный «огонь»
от людей и зданий в землю.

Франклин ввел в науку понятие положительного и отрицательного
электричества. Он обнаружил также, что одноименные заряды, взаимно
отталкиваясь, собираются на поверхности наэлектризованного тела. Этот
вывод полностью согласовался с открытыми позднее законами электро-
статики, а размышления Франклина о сущности «электрической материи»
(1749), состоящей, по его убеждению, из всепроникающих и невидимых
глазу частиц, явились гениальной догадкой о существовании электронов.

79 Франклин Б. Опыты и наблюдения над электричеством / Под ред. и с коммент.
Б. С. Сотина. М., 1956, с. 108—109.


Франклин, таким образом, придерживался чисто материалистического
взгляда на природу электричества.

Б. Франклин состоял иностранным членом крупнейших научных об-
ществ и академий мира (с ноября 1789 г.— Петербургской Академии
наук), вел обширную переписку с учеными многих стран, а ряд универ-
ситетов присвоил ему звание почетного доктора. Научный прогресс он
считал делом всего человечества и заботу о нем ставил выше политиче-
ских распрей, конфликтов и войн. Гуманистическая направленность жиз-
ни и деятельности Франклина, его научные свершения и заслуги на
гражданском поприще сделали его одним из замечательных людей
XVIII столетия.

Первая Американская революция прошла под знаком идей Просвеще-
ния XVIII в. Ее интеллектуальный климат благоприятствовал развитию
научных знаний. Широко и разносторонне образованные основатели аме-
риканской республики выступали и в роли организаторов отечественной
науки. В 1780 г. по инициативе Дж. Адамса была создана Американская
академия искусств и наук в Бостоне. Ее первым президентом стал круп-
ный торговец Дж. Боуден, вошедший в историю отечественной физики
как один из оппонентов волновой теории света, которой придерживался
Б. Франклин80. Хотя «отцов-основателей» интересовала прежде всего
«наука управлять», среди их трактатов и рассуждений о политике можно
встретить экскурсы в область естествознания.

Особенно широки были познания Т. Джефферсона. Его интересовали
математика, инженерно-строительное дело, архитектура. Много времени
юн посвящал ботанике и зоологии — от разведения новых сельскохозяйст-
венных культур до критического разбора научных классификаций орга-
нического мира, представленных авторитетными трудами К. Линнея и
Ж. Кювье. Будучи президентом США, Джефферсон учредил националь-
ную метеорологическую и гидрологическую службы, направил в бассейн
р. Миссури экспедицию под руководством Льюиса и Кларка (1803—
1806). Учреждение Виргинского университета, руководство Американским
философским обществом, организация Албемарлского сельскохозяйствен-
ного общества, передача конгрессу своей богатой личной библиотеки после
разграбления г. Вашингтона английскими войсками — таков весомый
вклад Т. Джефферсона в развитие американской науки81.

В XVIII — начале XIX в. в американском обществе еще имело место
скептическое отношение к мануфактурам, фабрикам, машинам. Вошедший
в поговорки практицизм янки, внедрявших у себя с молниеносной быст-
ротой все отечественные и иностранные технические новинки, относится
по существу к гораздо более позднему времени. Европейский опыт казал-
ся неприменимым в условиях США, где свыше 90% населения занима-
лись сельским хозяйством. В этой связи большое значение приобретала
пропаганда развития техники и научно-технических знаний. Большую
роль сыграл в этом деле А. Гамильтон, поощрявший начинания первых
американских промышленников. В докладе конгрессу о мануфактурах
(1791) министр финансов показал, какие громадные преимущества сулит
молодой республике развитие собственной машинной индустрии. Его за-
меститель Т. Кокс содействовал созданию в Филадельфии Общества по

80 Стройк Д. Дж. Указ. соч., с. 75.

81 Севастьянов Г. Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. М., 1976, с. 333—339, 347—353.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА




внедрению полезных мануфактур (1791), одной из задач которого стало
заимствование технических достижений у Англии82.

В XIX в. наука и техника США вступили в новый этап развития,
обусловленный промышленным переворотом. Время следования за англий-
ской наукой сменилось более творческим применением научно-техниче-
ских достижений передовых стран Европы к условиям Америки. Ученые-
энциклопедисты уступили место специалистам по отдельным отраслям
знания. А главное, в Соединенных Штатах стало делаться все больше и
больше собственных открытий и изобретений. США явились родиной
парохода, телефонной связи, швейной машины, пишущей машинки, ре-
вольвера, резины, жатки, культиватора и целого ряда станков и меха-
низмов. Широкую популярность приобретали даже несложные техниче-
ские устройства, если они делали «революцию» в той или иной сфере
производства.

Изобретения подобного рода требовали мастерства в механике, сме-
калки, многосторонности знаний и навыков; для них не обязательны были
чисто научные знания или сложные экспериментальные методы83. Изо-
бретателями становились как ученые-профессионалы, так и талантливые
самоучки. Имена Р. Фултона, Дж. Генри, С. Морзе, А. Белла,. Т. А. Эди-
сона вошли в анналы мировой научно-технической мысли. Нередко оказы-
валось так, что европейские технические новшества модернизировались
американцами и уже в таком виде приобретали всеобщее признание-
Так было со многими изобретениями в текстильной, деревообрабатываю-
щей, металлургической промышленности и др.

Первое крупное изобретение было сделано в области сельского хозяй-
ства, которое на протяжении XVII—XVIII вв. оставалось наименее меха-
низированной отраслью экономики. Создание в 1793 г. Эли Уитни усо-
вершенствованного хлопкоочистительного станка (cotton gin) положило
начало техническому прогрессу в этой области. Производительность тру-
да повысилась в 50 и более раз. Пальцы руки, отделявшие хлопковое
волокно от семян, заменил вращающийся вал с металлическими крючка-
ми, приводимый в движение лошадьми или водяным колесом. На неболь-
ших машинах его вращали вручную. Назвав изобретение Уитни «одним
из выдающихся открытий нашего века», влиятельная американская газета
писала в 1827 г., что с помощью такой машины можно переработать
1 тыс. фунтов хлопка в день, тогда как при ручной очистке — только
6 фунтов84.

Большим вкладом Уитни в американский технический прогресс было
внедрение принципа взаимозаменяемости частей машин и механизмов.
Новый метод производства Уитни применил в своей оружейной мастер-
ской в штате Коннектикут, когда в 1798 г. получил крупный правитель-
ственный заказ на изготовление ружей. Обработка деталей производи-
лась на сконструированных им станках в строгой последовательности и
по заранее сделанным образцам, с которых как бы снимались копии.
Процесс был настолько точен, что, разобрав на составные части любое
количество ружейных замков, можно было перемешать детали и затем
собрать замки заново85.

82 Сооке J. E. Tench Сохе and the Early Republic. Chapel Hill, 1978, p. 189.

83 Rosenberg N. Technology and American Economic Growth. N. Y., 1972, p. 54.

84 Niles' Weekly Register, 1827, July 14, p. 332.

85 Norman B. The Inventing of America. N. Y., 1976. p. 24.


Метод Уитни открывал путь к массовому производству стандартных
деталей. Пользуясь им, Уитни за два года изготовил 15 тыс.. мушкетов.
Принцип взаимозаменяемости был применен механиком Э. Терри при
сборке часов, а известный оружейный мастер С. Кольт наладил таким
образом производство револьверов. В 1862 г. его фабрика производила
1 тыс. штук огнестрельного оружия в день и изготовляла машины для
других подобных предприятий.

Важные открытия делались порой совершенно случайно далекими от
науки людьми. Чарлз Гудийр был разорившимся торговцем из Коннек-
тикута, мечтавшим разбогатеть путем взятия патента на переработку
каучука в прочный эластичный материал. Органической химии тогда не
существовало, и поиски в этом направлении велись наугад. С редкой на-
стойчивостью Гудийр в течение ряда лет экспериментировал с сырой
каучуковой массой, смешивая ее с любыми попадавшимися под руку ве-
ществами. Оставив как-то кусок обработанного серой каучука у раскален-
ной печки, он обратил внимание, что «неподдающийся» материал резко
изменил свои свойства. К 1841 г. он добился устойчивых результатов и
разработал технологию термической обработки (вулканизации) каучука.
Так была изобретена резина — материал, который ожидало большое
будущее. Еще при жизни Гудийра (он умер в 1860 г.) в США, Англии
и Германии изготовлялось около 500 видов различных резиновых изделий.
Применение резины сделало возможным широкое развитие электротехни-
ческой, а затем и автомобильной промышленности.

Освоение Запада, рост внутреннего рынка поставили на повестку дня
вопрос о новых средствах сообщения. В стране развернулось строитель-
ство каналов и шоссейных дорог. Паровая машина стала внедряться в
первую очередь на транспорте — вначале для передвижения по воде,
а затем и по суше.

Попытки строительства пароходов имели место задолго до спуска на
воду знаменитой «Катарины Клермонт» Р. Фултона. Выходец из фермер-
ской семьи Дж. Фитч запатентовал проект парового судна еще в 1788 г.,
и построенный им пароход с кормовым гребным колесом ходил в 1790—
1792 гг. по р. Делавэр. В 1793 г. капитан С. Морей испытывал судно
с паровым двигателем на р. Коннектикут, а через 15 лет спустил на
оз. Шамплейн пароход собственной конструкции. Экспериментами с «па-
ровыми лодками» занимался ряд изобретателей, но их усилия преодолеть
водную стихию с помощью пара оканчивались неудачей. Несовершенство
паровых двигателей и механизмов, делавшихся кустарным способом в
местных кузницах, недостаток инженерных знаний и отсутствие средств
обрекли усилия энтузиастов на провал.

Роберт Фултон оказался удачливее всех. Проработав несколько лет в
Англии и Франции, он ознакомился с последними достижениями евро-
пейской техники, а его связи в высших кругах Нью-Йорка дали ему
необходимую финансовую поддержку. В 1807 г. первый пароход Фултона,
снабженный выписанной из Англии паровой машиной мощностью в 20 л. с,
проплыл по Гудзону от Нью-Йорка до Олбани со скоростью 5 миль в час.
В 1814 г. в штате насчитывалось уже семь товаро-пассажирских паро-
ходов. «Триумфальное шествие» парохода началось вскоре по всем вод-
ным артериям США: в 1830 г. общий тоннаж судов с паровым двигате-
лем составил 8,2 тыс., в 1850 г.—56,9 тыс.. а в 1870 г.—70,6 тыс. т.



IV. НАУКА II КУЛЬТУРА


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА




       
 
 
   


Одним из самых смелых изобретений Фултона была подводная лодка,
предназначавшаяся для потопления кораблей путем подведения к их
днищу мин. В 1801 г. она прошла испытание во французских водах. Суб-
марина «Наутилус» могла погружаться на глубину до 25 футов. В над-
водном положении она двигалась под парусом, а в подводном — с по-
мощью вращаемого вручную гребного вала. Изобретатель предвосхитил
основные черты современной подводной лодки: боевую рубку, отсеки для
балласта, резервуар со сжатым воздухом и т. д.86

Проблему уничтожения кораблей Фултон пытался решить и с помощью
«торпед» — шарообразный снаряд привязывали к гарпуну, которым стре-
ляли в борт неприятельского судна с небольшого быстроходного катера.
Несмотря на успешную демонстрацию, «торпеда» и подводная лодка Фул-
тона так и не были взяты на вооружение. Уровень развития техники
не позволял еще сделать это оружие достаточно эффективным, а его при-
менение массовым. К проектам Фултона американские военные инженеры
вернулись в годы гражданской войны.

Быстрое развитие пароходного сообщения еще не решало транспорт-
ной проблемы в целом. Механики и изобретатели первое время пытались
ускорить и облегчить передвижение по суше за счет улучшения дорог.
Наряду с мощением улиц, строительством мостов и прокладкой грунто-
вых шоссе в конце XVIII в. появились первые рельсовые пути. По дере-
вянным полосам, обитым железом, могли легко передвигаться пассажир-
ские кареты или вагонетки с грузом, влекомые лошадьми. Однако воз-
можности конной тяги были ограниченны, и до 30-х годов рельсовые до-
роги не получили широкого распространения. Они использовались лишь
для местных перевозок, обслуживания рудников и шахт. Железнодорож-
ное строительство развернулось в масштабах страны, когда был изобретен
паровоз.

Одним из первых американских механиков, выдвинувших еще в
80-е годы XVIII в. идею «паровой кареты», был Оливер Эванс. Талантли-
вый изобретатель-самоучка успешно внедрял паровые машины собствен-
ной конструкции на мукомольных предприятиях Пенсильвании и Мэри-
ленда и построил компактный паровой двигатель высокого давления,
но возможность создания «самодвижущегося экипажа» показалась химе-
рой даже просвещенным членам Американского философского общества.
Не имевшему средств изобретателю так и не удалось довести начатый
труд до конца.

Толчком к применению локомотивов на железных дорогах США по-
служило успешное испытание паровоза в Англии (1829 г.). Через год
первые паровозы появились в Америке. Новый вид транспорта успешно
конкурировал с речным пароходом. По сообщению «Найлс уикли реджи-
стер», уже в 1833 г. 4,5-тонный локомотив конструкции С. Лонга вез
груз в 32 т со скоростью 15 миль в час, а паровоз Р. Л. Стивенса развил
скорость до 40 миль в час87. Локомотивы, вагоны, рельсовые пути непре-
рывно совершенствовались. К 50-м годам Соединенные Штаты обогнали
другие страны как по протяженности железнодорожной сети (около
9 тыс. миль), так и по мощности паровозов, весивших 150 т и водивших
составы с большой скоростью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: