Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. ВОЙНА 11 страница






IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




       
   
 
 

Уильям Фолкнер

прозе. Ведущее реалистическое на-
чало осложнялось у него порой мо-
дернистскими тенденциями, а глу-
бокое проникновение во внутренний
мир героев и гуманизм «сосущество-
вали» с картинами хаотического ми-
ра. В начале своего пути Фолкнер
был близок к мироощущению пи-
сателей «потерянного поколения».
Его первым крупным произведением
стал роман «Солдатская награда»
(1926), герой которого — вернувший-
ся домой солдат, страшно искалечен-
ный на фронте. В романе «Сарторис»
(1929) Фолкнер нащупывает «ма-
гистральную» тему своего творчест-
ва. В нем — исток серии романов,
образующих своеобразную сагу об
Йокнепатофе, месте действия боль-
шинства фолкнеровских книг. Они
населены целыми династиями героев,
жизненные истории которых, неред-
ко насыщенные мрачными тайнами,
жестокостями, преступлениями, ухо-
дящими в эпоху плантаторского

Югa, прослеживает писатель. Йокнепатофа сделалась своеобразным
фолкнеровским микрокосмом, моделью «большого мира».
Eгo романы 30-х гoдoв («шyм и ярость», 1929; «На смертном одре»,
1930; «Святилище», 1931; «Свет в августе», 1932; «Авессалом, Авесса-
лом!», 1936) — произведения сложные, причудливые, многоплановые,
написанные в необычной манере, в них действуют белые бедняки, ферме-
ры, негры, плантаторы, происходят события неожиданные, драматиче-
ские, кипят бурные страсти, а порой обнаруживаются и психические
аномалии. На исходе десятилетия Фолкнер приступает к работе над
тpилогией о Сноупсах («Деревушка», 1940; «Город», 1957; «Особняк»,
1959), которая свидетельствовала об укреплении реалистических тенден-
ций в творчестве писателя, углублении его обличения мира бесчеловечно-
го собственничества.

В иной, традиционной, реалистической манере, избегая нарочитого
сгущения красок, «брутальности», свойственной «южной» стилистике,
развивалось творчество Элен Глазгоу (1873-1945), плодовитой рома-
нистки, начавшей путь еще в 1890-е годы27. Тонкий психолог, близкий
к манере Генри Джеймса, Глазгоу живописала Юг безо всякой романти-
зации и идилличности, видя всю порочность старого плантаторского
уклада. Такова серия романов «Романтические комедианты» (1926),
«Они подчинились безумию» (1929), «Тепличная жизнь» (1932).

В глухих южных городках развертывается действие в произведениях
Карсон Мак-Каллерс (1917-1967), дебютировавшей романом «Сердце-
одинокий охотник» (1940), в котором проникновенно раскрыта столь

27 О начале пути Э. Глазгоу см.: История США, т. 2, с. 477—478.


важная для всей литературы США тема неизбывного человеческого оди-
ночества. Роберт Пени Уоррен (р. 1905), поначалу близкий к группе
так называемых «беглецов», приобрел известность как поэт и критик.
Его прозаический дебют, одно из его наиболее удачных произведений,
роман «Ночной всадник» (1939) — повествование о войне между ферме-
рами-табаководами и предпринимателями в штате Кентукки в начале
1900-х годов. Тема следующего романа — «У райских врат» (1943) —
обличение политической коррупции и стяжательства дельцов, процветаю-
щих на Юге.




Близка к традициям «южной школы» и Маргарет Митчелл (1900—
1949), автор единственного и знаменитого романа «Унесенные ветром»
(1936), который был издан в 40 странах более чем в 8 млн. экземпляров.
Митчелл создала увлекательное полотно, воссоздающее жизнь южной
аристократии в штате Джорджия в период войны Севера и Юга и Ре-
конструкции, она захватывала читателя драматичным, интригующим,
не лишенным, однако, мелодраматизма сюжетом, а также галереей инте-
ресных характеров. Среди них выделялась главная героиня, незабывае-
мая Скарлетт О'Хара. Талантливый, броский роман Митчелл был, однако,
пронизан консервативной тенденцией, идеализацией «южного уклада».
Правда, при этом писательница стремилась оттенить то низкопробное
делячество, вульгарность, дух спекуляций, которые принесли с собой
победители-северяне.

Заметную роль играла в 30-е годы Перл Бак (1892—1973), удостоен-
ная в 1938 г. Нобелевской аремии по литературе. Дочь миссионера, дол-
гое время прожившая в Китае, она в своих лучших произведениях,
используя «местный колорит», раскрыла американскому читателю свое-
образие этой огромной страны в пору глубоких социальных потрясений,
показала нелегкую долю ее трудового народа. Широкая известность при-
шла к Перл Бак с выходом романа «Земля» (1931), переведенного поч-
ти на 30 языков и ставшего первой частью трилогии «Дом земли», в ко-
торую вошли также романы «Сыновья» (1932) и «Разделенный дом»
(1935). Образ женщины-труженицы, исполненный символического зна-
чения, был создан Бак в романе «Мать» (1934). В годы второй мировой
войны Бак выступала как последовательный антифашист (роман «Посев
дракона», 1944), поборник сотрудничества между народами СССР и
США (книга «Разговор о России», 1945). В середине 30-х годов Бак была
за пределами США наиболее широко читаемым американским писателем.
Ее многочисленные романы, написанные после войны и основанные уже
на американском материале (в эти годы П. Бак выступала под псевдо-
нимом Джон Седжес), особого успеха не имели.



Высоким финалом литературы «красного десятилетия» стало едино-
душное выступление передовых писателей США в защиту Испанской
республики в 1936—1939 гг. Ни одно событие за пределами США не
вызывало в литературе более горячего, искреннего отзвука. Испанская
тематика не только властно вошла в литературу. Среди добровольцев,
отправившихся в Испанию, были писатели, журналисты; война стала
для них реальным, трагически пережитым опытом. Антифашистские на-
строения своих коллег выразил Хемингуэй в июне 1937 г. в знаменитой
речи «Писатель и война», произнесенной на Втором конгрессе Лиги аме-
риканских писателей. Многие писатели побывали в Испании: участника-
ми антифашистского конгресса в Барселоне в 1937 г. были Драйзер и



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




известный литературовед М. Каули. В осажденный Мадрид приезжали
поэт Ленгстон Хьюз, новеллистка Дороти Паркер, драматург Лиллиан

Хелман.

Значительную роль в распространении правды об Испании, мобилиза-
ции общественного мнения в пользу республики сыграли писатели и пуб-
лицисты, сотрудники левой прессы Джозеф Норт, Роберт Майнор, Apт
Шилдс и др. Естественно, что прежде всего события на далеком Пире-
нейском полуострове получали отражение в репортажах и очерках, при-
сланных из самых горячих точек.

Джозеф Норт (1904—1976), бывший в 30-е годы одним из редакторов
«Нью мэссиз», в качестве корреспондента коммунистической прессы ос-
вещал заключительный период войны, боевые действия в Каталонии в
1938—1939 гг. Позднее он рассказал о своем пребывании в Испании в
книге мемуаров «Нет чужих среди людей» (1957). О последних трагиче-
ских днях Мадрида, контрреволюционном мятеже в испанской столице в
марте 1939 г. писал в репортажах Арт Шилдс (р. 1888). Летом 1937 г..
в Нью-Йорке увидела свет маленькая книжка «Из окопов Испании»,
сборник писем добровольцев, отправившихся в Испанию, чтобы фашизм
«не прошел».

В числе наиболее впечатляющих книг, рисующих войну «изнутри»,
стали «Люди в бою» (1939) Алвы Бесси (р. 1904), прогрессивного писа-
теля и публициста, солдата-интербригадовца. Близкой по духу к книге
«Люди в бою» была также книга «Батальон Линкольна» (1939), напи-
санная Эдвином Ролфом (1909—1954), поэтом, коммунистом, интербрига-
довцем. Позднее к судьбам линкольновцев вернулся в книге «Добро-
вольцы» (1953) Стив Нельсон, также участник гражданской войны, по-
литкомиссар, активист рабочих-сталелитейщиков в 30-е годы.

Знаменательно, что большинство писателей, принявших «испанский
закал» (если не считать немногих «разочаровавшихся», отступников
вроде Дос Пассоса, оклеветавшего коммунистов в романе «История од-
ного молодого человека», 1939), не изменили антифашистскому братству.
Активно развивает испанскую тему Алва Бесси в таких произведениях,
как роман «Антиамериканцы» (1957), мемуарах «Инквизиция в раю»
(1964), путевом дневнике «И снова Испания» (1975).

Однако, безусловно, наиболее полное идейно-философское и художест-
венное воплощение испанские события получили в творчестве Хемин-
гуэя. В первой половине 30-х годов он пребывал в состоянии нелегкого
творческого поиска: стремясь писать «простую, честную прозу о чело-
веке», свободную от идеологического комментария, он оставался в кругу
своих опробованных тем: бой быков, охота, спорт, жизнь матадоров-
(книги «Смерть после полудня», 1932; «Зеленые холмы Африки», 1935).
Его волновали проблемы литературы, художественного творчества, пози-
ции писателя в мире, что нашло, в частности, отражение в знаменитой
новелле «Снега Килиманджаро». В середине 30-х годов у Хемингуэя на-
чал пробуждаться интерес к социальной, антифашистской теме (очерки
«Кто убил ветеранов во Флориде?», 1935; «Крылья всегда над Африкой»,
1936). Получив известие о фашистском мятеже, он вскоре отправился в
Испанию; всего он приезжал туда четыре раза.

В Испании Хемингуэй участвовал в киносъемках и писал сценарий
фильма «Испанская земля». В это же время он завершил роман «Иметь
и не иметь» (1937) — свидетельство углубления социального кругозора


писателя. Книга эта замечательна не
только художественно прочерченным
контрастом двух социально враждеб-
ных миров «иметь» и «не иметь», но и
фигурой главного героя, Гарри Морга-
на, бедняка, жертвы социального не-
равенства.

Эрнест Хемингуэй

Для Хемингуэя с его живым инте-
ресом к поведению человека в решаю-
щей жизненной ситуации, в «момент
истины», перед лицом смерти Испания
открыла высокие примеры мужества,
самопожертвования, героики, о чем
взволнованно сказано в лирическом
реквиеме «Американцам, павшим за
Испанию» (1939). В это время расши-
рились идейные горизонты писателя:
страстно осуждавший империалистиче-
скую войну, он признает справедли-
вость антифашистской борьбы. Обога-
тилась, стала свободней, раскованней
его художественная манера. В Испании
Хемингуэй увидел героизм целого на-
рода, отстаивающего свободу. Его Ип-

полито из рассказа «Испанские шоферы» сделался для него олицетво-
рением лучших черт национального, народного характера. Традицион-
ный хемингуэевский герой, прежде нарочито скованный, как-то внутрен-
не раскрепощается, душевно обогащается: это антифашист Филип Рол-
лингс, герой пьесы «Пятая колонна» (1937), Рэвен из новеллы «Амери-
канский боец», Эл Вагнер из рассказа «Ночь перед боем» и др.

Стремление запечатлеть события в Испании во всей их сложности
и противоречивости определяет пафос его прославленного романа «По ком
звонит колокол» (1940), произведения, созданного уже после поражения
Испанской республики. Роман с его «спрессованностью» во времени и
локализацией действия построен как бы в духе трех единств античной
трагедии. В то же время экскурсы в прошлое героев, их «образы памя-
ти», выходы за пределы Сьерры придают этому произведению необходи-
мую масштабность и глубину. Сама гражданская война предстает у Хе-
мингуэя во всем ее трагизме.

Рисуя широкую жизненную картину, Хемингуэй остается в романе
«По ком звонит колокол» художником лирического склада. Он умеет в
частном, индивидуальном видеть общее: для него партизанский отряд
Эль Сордо — это микромир всей Испании. Роберт Джордан — очередное
звено в типологии хемингуэевских героев; но он уже существенно отли-
чен от своих предшественников. Джордан — человек несравненно более
Духовно богатый, интеллектуальный, постоянно размышляющий над про-
исходящим. В романе художественно осознается связь судьбы героя с ве-
ликими событиями века. Найдя эстетическое выражение своей филосо-
фии стоицизма, Хемингуэй создал неповторимый стиль, который можно
было бы определить: мужественная простота.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




Межвоенное двадцатилетие характеризуется также успехами в лите-
ратурной сфере различных этнических групп, прежде всего негров.
В это время литература «черной» Америки впервые вышла на общена-
циональную сцену, а такие писатели, как Ленгстон Хьюз, Ричард Райт
У. Э. Б. Дюбуа, выросли в художников общенационального масштаба,
что отразило рост этнического самосознания негритянского населения.
Наиболее значительное явление в литературе черных 20-х годов —
это так называемый «негритянский» или «гарлемский Ренессанс». Он
означал качественно новые явления в художественной жизни негров,
этап «этнического открытия», разрыв с некоторыми шаблонами прош-
лого, довлевшими над негритянской литературой XIX — начала XX в.
Впервые деятели негритянской культуры и литературы стали осозна-
вать себя самобытными художниками, разрабатывающими свой специфи-
ческий этнический материал; началось освоение негритянского фолькло-
ра, в частности музыкального, таких его форм, как спиричуэле и блюзы.
В 1925 г. под редакцией А. Локка вышла известная антология «Новый
негр», содержащая эстетическую программу «гарлемцев». Настроения
«протеста, бунта, отчаяния» отозвались в поэзии Клода Маккея (1890—
1948), связанного в начале 20-х годов с рабочим движением. Он был
первым черным поэтом, который горячо и страстно выразил негодование
против расовой дискриминации («Изгой», «Ваши двери», «Америка»
и др.). Джин Тумер (1894—1967) удачно дебютировал сборником поэти-
ческой прозы «Тростник» (1923), предисловие к которому написал
У. Фрэнк. Каунти Каллен (1903—1946), поэт лирического склада, пи-
савший в традиционной манере, близкий к английским романтикам, вы-
пустил в 1925 г. сборник стихов «Цвет».

Наиболее значительным писателем «негритянского Ренессанса», пред-
ставлявшим в нем демократическое крыло, был Ленгстон Хьюз (1902—
1967), заявивший о себе первыми сборниками стихов «Усталый блюз»
(1926) и «Хорошие вещи в закладе» (1927). В поэзии Хьюз, воспевший
простых людей Гарлема, органически соединил уитменовскую традицию
свободного стиха с элементами и формами негритянского фольклора,
в частности с блюзом. Резко повернувший влево в 30-е годы, Хьюз наи-
более отчетливо представлял те новые черты, которые обрела прогрессив-
ная негритянская литература в пору «красного десятилетия». На смену
«новому негру», выдвинутому «гарлемским Ренессансом», во многом еше
условной фигуре, пришел «новый новый негр» (если употребить выраже-
ние критика Дж. Янга). Им стал пролетарий, испольщик, бедняк и тру-
женик, взятый из самой «глубинки», не «ниггер», добивающийся благо-
склонности белого человека, а личность, способная постоять за себя.
Хьюз, сблизившийся в это десятилетие с рабочим движением, пере-
живает большой творческий подъем: его автобиографический роман
«Смех сквозь слезы» (1930) рисует картины детства писателя, автобио-
графическая книга «Открытое море» (1940) содержит интересные зари-
совки художественной жизни 20-х годов, в частности «гарлемского Ренес-
санса». Горячим протестом против дискриминации был пронизан извест-
ный сборник новелл «Нравы белых» (1934). Много сил отдал Хьюз орга-
низации негритянского театра, писал пьесы прямой агитационной
направленности (среди них наиболее известная «Скотсборо», 1932).
В 1932—1933 гг. Хьюз совершил поездку в Советский Союз, итогом ко-
торой стала брошюра «Негр смотрит на Советскую Среднюю Азию»


(1934). В его стихах звучат призывы к солидарности со всеми борю-
щимися народами мира, славится героика классовой и стачечной борьбы,
осуждается эксплуататорская сущность капитала. Поэт-интернациона-
лист, Хьюз первым в негритянской литературе воспел единение черных
и белых рабочих. Героическая, социальная тема с наибольшей силой вы-
пажена в его известном сборнике «Новая песня» (1938).

В 30-е годы писатели-негры впервые обратились к героическим стра-
ницам истории освободительной борьбы своего народа: поэт и критик
Стерлинг Браун (р. 1901), отдавший много сил изучению фольклора, вос-
пел Ната Тернера; Роберт Хейден (1913—1970)—Туссена Лувертюра
(вождя восставших негров на Гаити) и Фредерика Дугласа; Арна Бон-
там (1902—1973), поэт, критик, прозаик, посвятил роман «Черный гром»
(1936) Габриэлю, стоявшему во главе восстания невольников в 1800 г.
и мужественно встретившему смерть от рук рабовладельцев.

Но, безусловно, «ключевой» фигурой в истории негритянской литера-
туры 30—40-х годов был уже упоминавшийся Ричард Райт: осваивая
«этнический», негритянский материал, используя элементы негритянско-
го фольклора, он придал ему универсальное, общеамериканское звуча-
ние, явился «духовным отцом» для писателей «новой волны», выдвинув-
шихся в условиях «негритянской» революции 60-х годов, для Дж. А. Бол-
дуина, Лоррейн Хенсберри, Дж. Килленса и др.

Годы второй мировой войны очерчиваются как определенный этап в
истории американской литературы. В это время большинство прогрессив-
ных писателей занимают последовательно антифашистские позиции, вы-
ражают симпатии Советскому Союзу, присоединяют свой голос к требо-
ваниям открытия второго фронта. Одни писатели работают военными
корреспондентами (Э. Хемингуэй, Э. Колдуэлл, Дж. Херси), другие тру-
дятся в Голливуде, содействуя выпуску военных фильмов патриотическо-
го, антифашистского содержания (Л. Хелман, А. Бесси, Д. Трамбо и др.).
Даже У. Фолкнер, работавший в кино, пишет сценарий, посвященный
•французскому Сопротивлению, который, однако, не был принят. Неко-
торые писатели (Стейнбек, Сароян) по заданию военных ведомств пуб-
ликуют пропагандистские материалы, содействуя мобилизации усилий на
борьбу с нацизмом.

Среди первых произведений, непосредственно отразивших героику
антифашистской борьбы, стала повесть Стейнбека «Луна зашла» (1942),
Действие в которой развертывается в одной европейской стране (очевид-
но, Норвегии), подвергшейся нацистской оккупации. Свою повесть Стейн-
бек переработал в одноименную пьесу. Процесс нравственного прозрения
человека, героический поступок рядового немца Вилли Веглера, освобож-
дающегося от нацистского дурмана, бросающего ценой жизни вызов фа-
шизму,—в центре романа А. Мальца «Крест и стрела» (1944), действие
в котором происходит в Германии в 1942 г.

Антирасистскую тему продолжает Э. Колдуэлл (повесть «Случай в
июле», 1940). Наиболее значительной книгой, созданной им в это время,
стала повесть «Мальчик из Джорджии» (1943), носящая автобиографи-
ческий характер: сквозь призму восприятия 12-летнего подростка он рис^г-
eт драму семьи тружеников. Элементы натурализма отличают роман «Тра-
гическая земля» (1944), рисующий быт поселка, выросшего рядом с по-
роховым заводом. Среди немногих художественных произведений о войне
выделяется роман Джона Ричарда Херси (р. 1914) «Колокол для Ада-



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




но» (1944), действие которого происходит на итальянском фронте, где
автор был военным корреспондентом.

В период войны Фолкнер, оставаясь верным главным идейно-художе-
ственным мотивам своего творчества, намеченным в 30-е годы, выпускает
сборник новелл «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла знаменитая повесть
«Медведь», философская притча о столкновении девственной природы с
жестокой всесокрушающей цивилизацией.

Масштабность жизненных картин, ясность социального анализа и сме-
лость обобщений, касающихся американской действительности, стремле-
ние показать человека в его многообразных общественных связях, бо-
гатство художественных форм и плодотворные эстетические поиски
наконец, критический пафос — таковы наиболее привлекательные
особенности реалистической литературы США рассматриваемой эпохи.
Творчество таких писателей, как Хемингуэй и Фолкнер, Льюис п Стейн-
бек, Вулф и О'Нил, Колдуэлл и Райт, получило международное призна-
ние. Идейно-художественные достижения особенно значительны в облас-
ти «высокой прозы», социального романа США, который стал фактором
мирового художественного процесса.

«Красные тридцатые» остались как уникальная эпоха в истории на-
циональной литературы, вдохновленной широким общественным движе-
нием и борьбой масс. Для Драйзера, Хемингуэя, Фолкнера, Льюиса,,
Стейнбека, Колдуэлла, Райта эти годы были временем их высших
творческих успехов. После 1945 г. литературе США не удалось поднять-
ся до' тех социальных обобщений, которые отличали ее в межвоенный:
период. Однако в лучших произведениях Уоррена, Стайрона, Воннегута,
Чивера, Гарднера, Джонса, Мейлера и других в новых исторических ус-
ловиях были продолжены традиции реализма и социальной критики. Не
иссякла и социалистическая традиция, пережившая взлет в пору «крас-
ного десятилетия».

2. Драматургия и театр

Межвоенные годы оказались плодотворными для всех видов американ-
ского искусства, в том числе и для театра. Именно тогда произошло под-
линное становление национально самобытного театрального искусства в
США. Этому способствовало появление большой группы драматургов во
главе с Юджином О'Нилом, вставших вровень с такими мастерами прозы
и поэзии, как Хемингуэй, Фолкнер, Стейнбек, Льюис, Фрост и другие,
а также выдвижение талантливых режиссеров, художников сцены, акте-
ров, формирование ряда театральных коллективов и объединений, привер-
женных принципам реализма в сценическом искусстве.

В начале века в США задавали тон драматурги явно среднего уровня
(Огастес Томас, 1857-1934; Клайд Фитч, 1865-1909; Уильям Воэн Му-
ди, 1869—1910; и др.), представлявшие американскую действительность
в радужно-оптимистическом духе 28. На заре столетия в театре, носящей
коммерческий характер, прежде всего на Бродвее, доминировала «хорошо
сделанная пьеса», развлекательная мелодрама, базирующаяся на внешних
сценических эффектах в ущерб серьезному жизненному содержанию. Вмес-

28 Один из редких образцов социальной драмы — «Кража» (1910) Дж. Лондона была
отвергнута театрами и увидела свет рампы уже после смерти ее автора.


те с тем общий рост демократических и реалистических тенденций в
американском искусстве стимулировал и плодотворные веяния в театре,
пpоявившиеся уже в начале столетия. Важную роль сыграл созданный
при Гарвардском университете в 1912 г. профессором Джорджем Пир-
сом Бейкером (1866—1935) семинар по драматургическому искусству
(с 1925 г. он вел его в Йелском университете).

Преобразованию театрального искусства содействовало начавшееся в
1910-е годы движение так называемых «малых театров». Они возникли
в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, носили поначалу любительский
характер, затем выросли в профессиональные коллективы. Ориентируясь
на широкого демократического зрителя, они ставили лучшие образцы ми-
ровой драматургии (Ибсен, Шоу, Чехов и др.), а также молодых амери-
канских авторов (Ю. О'Нил, Дж. Рид и др.), утверждали в целом реали-
стические сценические принципы, подрывали монополию буржуазно-
развлекательного коммерческого бродвейского театра. Среди них
выделялась экспериментальная группа актеров и драматургов «Актеры
Провинстауна», созданная в 1915 г. В нее, в частности, входили молодой
Юджин О'Нил, критик Флойд Делл, Джон Рид (перу которого принадле-
жит несколько пьес: «Заход луны», 1913; «Свобода», 1916; «Мир, кото-
рый выходит за пределы достижимого», 1919, сатира на версальских
«миротворцев»). «Актерами Провинстауна» (позднее они обосновались
в Нью-Йорке, в Гринвич Вилледже) были осуществлены первые поста-
новки одноактных «морских пьес» О'Нила с их суровым, грубоватым реа-
лизмом, что явилось своеобразным вызовом закрепившимся театральным
канонам.

В 1915 г. был создан интересный коллектив «Вашингтон-сквер плей-
ерc», осуществивший за четыре года работы более 60 постановок, в том
числе пьес М. Метерлинка, Дж. Рида, Т. Драйзера, Б. Шоу, А. П. Че-
хова, Л. Н. Андреева. На его базе в 1919 г. возникла крупнейшая теат-
ральная группа, пережившая свой расцвет в 20-е годы,— «Тиэтр гилд».
Коллективом, просуществовавшим до 1948 г., руководили Филип Меллер,
Ли Симонсоы, Лоуренс Ленджер и др. В нем осваивались выдающиеся
образцы мировой драматургии, в частности пьесы Ибсена, Стриндберга,
Шоу, Чехова, Толстого, Гауптмана и др. Они давали режиссерам и акте-
рам благодарный материал для творческого совершенствования и роста.
В 1926 г. режиссер и актриса Елена Ле Гальен организовала Граждан-
ский репертуарный театр (1926—1933), ставивший пьесы западноевро-
пейских и русских авторов. В 20-30-е годы наряду с опытными масте-
рами старшего поколения (М. Адамc, семья Барримор-Диана, Этель, Джек,,
Джон, Кетрин, Лайонел) в театр пришли талантливые молодые актеры
(А. Лант, Л. Фонтейн, К. Хепберн, Э. Хейс, Г. Фонда, А. Байрон
я др.) 29.

Поездка МХАТ в США в 1922—1924 гг. дала сильнейший стимул к
развитию реализма в американском театре. В условиях американской k
«системы звезд» он продемонстрировал силу театрального коллектива как
единого творческого ансамбля, руководимого принципом максимальной
верности правде жизни. К. С. Станиславский имел основание констати-
ровать: «Наши гастроли в Америке не прошли бесследно. Вся история

29 Bloom D. A Pictorial History of the American Theatre, 1900—1956. N. Y., 1956.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




американского театра сейчас делится на два периода: „до" и „после"
приезда Художественного театра» 30. В США начинается серьезное изу-
чение системы Станиславского, специально для этой цели создается
Американский лабораторный театр. Несколько американских режиссеров
(X. Фленеген, Г. Клермен и др.) приезжают в Москву для того, чтобы
изучать опыт Станиславского, Мейерхольда, Таирова. Наиболее успешно
принципы Станиславского реализуются в деятельности «Груп тиэтр» в
30-е годы.

Однако на Бродвее (где имелось до 80 театральных зданий, а число
постановок достигало 280 в год) задавали тон драматурги (С. Н. Бер-
ман, Дж. Кауфман, Ф. Барри и др.), создающие не лишенные блеска и
остроумия комедии, тем не менее ориентированные на вкусы буржуазно-
го зрителя.

Период с 1915 по 1925 г., отмеченный интенсивными процессами об-
новления драмы и сцены, некоторые критики называют «театральным
Возрождением». Именно тогда выдвигается группа «новых драматургов»,
признанным лидером которых стал О'Нил (1888—1953). Созданная им
«новая драма», исполненная социально-критического пафоса, с сатири-
ческим и трагедийным уклоном, философской углубленностью запечат-
левала американскую жизнь и национальные характеры в их подлинном
выражении. О'Нилу суждено было сделаться основоположником нацио-
нальной драматургии, ее классиком и вырасти в фигуру общемирового
значения. Он дебютировал сборником «„Жажда" и другие одноактные
пьесы» (1914). В 1920 г. О'Нил получил известность на Бродвее после
премьеры драмы «За горизонтом». Как в свое время «Сестре Керри»
Драйзера, и ей выпала «пионерская» роль в судьбе американского театра.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1261; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9256 - | 7843 - или читать все...

Читайте также:

 

3.215.182.81 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.012 сек.