III. ВОЙНА 11 страница



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




       
   
 
 

Уильям Фолкнер

прозе. Ведущее реалистическое на-
чало осложнялось у него порой мо-
дернистскими тенденциями, а глу-
бокое проникновение во внутренний
мир героев и гуманизм «сосущество-
вали» с картинами хаотического ми-
ра. В начале своего пути Фолкнер
был близок к мироощущению пи-
сателей «потерянного поколения».
Его первым крупным произведением
стал роман «Солдатская награда»
(1926), герой которого — вернувший-
ся домой солдат, страшно искалечен-
ный на фронте. В романе «Сарторис»
(1929) Фолкнер нащупывает «ма-
гистральную» тему своего творчест-
ва. В нем — исток серии романов,
образующих своеобразную сагу об
Йокнепатофе, месте действия боль-
шинства фолкнеровских книг. Они
населены целыми династиями героев,
жизненные истории которых, неред-
ко насыщенные мрачными тайнами,
жестокостями, преступлениями, ухо-
дящими в эпоху плантаторского

Югa, прослеживает писатель. Йокнепатофа сделалась своеобразным
фолкнеровским микрокосмом, моделью «большого мира».
Eгo романы 30-х гoдoв («шyм и ярость», 1929; «На смертном одре»,
1930; «Святилище», 1931; «Свет в августе», 1932; «Авессалом, Авесса-
лом!», 1936) — произведения сложные, причудливые, многоплановые,
написанные в необычной манере, в них действуют белые бедняки, ферме-
ры, негры, плантаторы, происходят события неожиданные, драматиче-
ские, кипят бурные страсти, а порой обнаруживаются и психические
аномалии. На исходе десятилетия Фолкнер приступает к работе над
тpилогией о Сноупсах («Деревушка», 1940; «Город», 1957; «Особняк»,
1959), которая свидетельствовала об укреплении реалистических тенден-
ций в творчестве писателя, углублении его обличения мира бесчеловечно-
го собственничества.

В иной, традиционной, реалистической манере, избегая нарочитого
сгущения красок, «брутальности», свойственной «южной» стилистике,
развивалось творчество Элен Глазгоу (1873-1945), плодовитой рома-
нистки, начавшей путь еще в 1890-е годы27. Тонкий психолог, близкий
к манере Генри Джеймса, Глазгоу живописала Юг безо всякой романти-
зации и идилличности, видя всю порочность старого плантаторского
уклада. Такова серия романов «Романтические комедианты» (1926),
«Они подчинились безумию» (1929), «Тепличная жизнь» (1932).

В глухих южных городках развертывается действие в произведениях
Карсон Мак-Каллерс (1917-1967), дебютировавшей романом «Сердце-
одинокий охотник» (1940), в котором проникновенно раскрыта столь

27 О начале пути Э. Глазгоу см.: История США, т. 2, с. 477—478.


важная для всей литературы США тема неизбывного человеческого оди-
ночества. Роберт Пени Уоррен (р. 1905), поначалу близкий к группе
так называемых «беглецов», приобрел известность как поэт и критик.
Его прозаический дебют, одно из его наиболее удачных произведений,
роман «Ночной всадник» (1939) — повествование о войне между ферме-
рами-табаководами и предпринимателями в штате Кентукки в начале
1900-х годов. Тема следующего романа — «У райских врат» (1943) —
обличение политической коррупции и стяжательства дельцов, процветаю-
щих на Юге.

Близка к традициям «южной школы» и Маргарет Митчелл (1900—
1949), автор единственного и знаменитого романа «Унесенные ветром»
(1936), который был издан в 40 странах более чем в 8 млн. экземпляров.
Митчелл создала увлекательное полотно, воссоздающее жизнь южной
аристократии в штате Джорджия в период войны Севера и Юга и Ре-
конструкции, она захватывала читателя драматичным, интригующим,
не лишенным, однако, мелодраматизма сюжетом, а также галереей инте-
ресных характеров. Среди них выделялась главная героиня, незабывае-
мая Скарлетт О'Хара. Талантливый, броский роман Митчелл был, однако,
пронизан консервативной тенденцией, идеализацией «южного уклада».
Правда, при этом писательница стремилась оттенить то низкопробное
делячество, вульгарность, дух спекуляций, которые принесли с собой
победители-северяне.

Заметную роль играла в 30-е годы Перл Бак (1892—1973), удостоен-
ная в 1938 г. Нобелевской аремии по литературе. Дочь миссионера, дол-
гое время прожившая в Китае, она в своих лучших произведениях,
используя «местный колорит», раскрыла американскому читателю свое-
образие этой огромной страны в пору глубоких социальных потрясений,
показала нелегкую долю ее трудового народа. Широкая известность при-
шла к Перл Бак с выходом романа «Земля» (1931), переведенного поч-
ти на 30 языков и ставшего первой частью трилогии «Дом земли», в ко-
торую вошли также романы «Сыновья» (1932) и «Разделенный дом»
(1935). Образ женщины-труженицы, исполненный символического зна-
чения, был создан Бак в романе «Мать» (1934). В годы второй мировой
войны Бак выступала как последовательный антифашист (роман «Посев
дракона», 1944), поборник сотрудничества между народами СССР и
США (книга «Разговор о России», 1945). В середине 30-х годов Бак была
за пределами США наиболее широко читаемым американским писателем.
Ее многочисленные романы, написанные после войны и основанные уже
на американском материале (в эти годы П. Бак выступала под псевдо-
нимом Джон Седжес), особого успеха не имели.

Высоким финалом литературы «красного десятилетия» стало едино-
душное выступление передовых писателей США в защиту Испанской
республики в 1936—1939 гг. Ни одно событие за пределами США не
вызывало в литературе более горячего, искреннего отзвука. Испанская
тематика не только властно вошла в литературу. Среди добровольцев,
отправившихся в Испанию, были писатели, журналисты; война стала
для них реальным, трагически пережитым опытом. Антифашистские на-
строения своих коллег выразил Хемингуэй в июне 1937 г. в знаменитой
речи «Писатель и война», произнесенной на Втором конгрессе Лиги аме-
риканских писателей. Многие писатели побывали в Испании: участника-
ми антифашистского конгресса в Барселоне в 1937 г. были Драйзер и



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




известный литературовед М. Каули. В осажденный Мадрид приезжали
поэт Ленгстон Хьюз, новеллистка Дороти Паркер, драматург Лиллиан

Хелман.

Значительную роль в распространении правды об Испании, мобилиза-
ции общественного мнения в пользу республики сыграли писатели и пуб-
лицисты, сотрудники левой прессы Джозеф Норт, Роберт Майнор, Apт
Шилдс и др. Естественно, что прежде всего события на далеком Пире-
нейском полуострове получали отражение в репортажах и очерках, при-
сланных из самых горячих точек.

Джозеф Норт (1904—1976), бывший в 30-е годы одним из редакторов
«Нью мэссиз», в качестве корреспондента коммунистической прессы ос-
вещал заключительный период войны, боевые действия в Каталонии в
1938—1939 гг. Позднее он рассказал о своем пребывании в Испании в
книге мемуаров «Нет чужих среди людей» (1957). О последних трагиче-
ских днях Мадрида, контрреволюционном мятеже в испанской столице в
марте 1939 г. писал в репортажах Арт Шилдс (р. 1888). Летом 1937 г..
в Нью-Йорке увидела свет маленькая книжка «Из окопов Испании»,
сборник писем добровольцев, отправившихся в Испанию, чтобы фашизм
«не прошел».

В числе наиболее впечатляющих книг, рисующих войну «изнутри»,
стали «Люди в бою» (1939) Алвы Бесси (р. 1904), прогрессивного писа-
теля и публициста, солдата-интербригадовца. Близкой по духу к книге
«Люди в бою» была также книга «Батальон Линкольна» (1939), напи-
санная Эдвином Ролфом (1909—1954), поэтом, коммунистом, интербрига-
довцем. Позднее к судьбам линкольновцев вернулся в книге «Добро-
вольцы» (1953) Стив Нельсон, также участник гражданской войны, по-
литкомиссар, активист рабочих-сталелитейщиков в 30-е годы.

Знаменательно, что большинство писателей, принявших «испанский
закал» (если не считать немногих «разочаровавшихся», отступников
вроде Дос Пассоса, оклеветавшего коммунистов в романе «История од-
ного молодого человека», 1939), не изменили антифашистскому братству.
Активно развивает испанскую тему Алва Бесси в таких произведениях,
как роман «Антиамериканцы» (1957), мемуарах «Инквизиция в раю»
(1964), путевом дневнике «И снова Испания» (1975).

Однако, безусловно, наиболее полное идейно-философское и художест-
венное воплощение испанские события получили в творчестве Хемин-
гуэя. В первой половине 30-х годов он пребывал в состоянии нелегкого
творческого поиска: стремясь писать «простую, честную прозу о чело-
веке», свободную от идеологического комментария, он оставался в кругу
своих опробованных тем: бой быков, охота, спорт, жизнь матадоров-
(книги «Смерть после полудня», 1932; «Зеленые холмы Африки», 1935).
Его волновали проблемы литературы, художественного творчества, пози-
ции писателя в мире, что нашло, в частности, отражение в знаменитой
новелле «Снега Килиманджаро». В середине 30-х годов у Хемингуэя на-
чал пробуждаться интерес к социальной, антифашистской теме (очерки
«Кто убил ветеранов во Флориде?», 1935; «Крылья всегда над Африкой»,
1936). Получив известие о фашистском мятеже, он вскоре отправился в
Испанию; всего он приезжал туда четыре раза.

В Испании Хемингуэй участвовал в киносъемках и писал сценарий
фильма «Испанская земля». В это же время он завершил роман «Иметь
и не иметь» (1937) — свидетельство углубления социального кругозора


писателя. Книга эта замечательна не
только художественно прочерченным
контрастом двух социально враждеб-
ных миров «иметь» и «не иметь», но и
фигурой главного героя, Гарри Морга-
на, бедняка, жертвы социального не-
равенства.

Эрнест Хемингуэй

Для Хемингуэя с его живым инте-
ресом к поведению человека в решаю-
щей жизненной ситуации, в «момент
истины», перед лицом смерти Испания
открыла высокие примеры мужества,
самопожертвования, героики, о чем
взволнованно сказано в лирическом
реквиеме «Американцам, павшим за
Испанию» (1939). В это время расши-
рились идейные горизонты писателя:
страстно осуждавший империалистиче-
скую войну, он признает справедли-
вость антифашистской борьбы. Обога-
тилась, стала свободней, раскованней
его художественная манера. В Испании
Хемингуэй увидел героизм целого на-
рода, отстаивающего свободу. Его Ип-

полито из рассказа «Испанские шоферы» сделался для него олицетво-
рением лучших черт национального, народного характера. Традицион-
ный хемингуэевский герой, прежде нарочито скованный, как-то внутрен-
не раскрепощается, душевно обогащается: это антифашист Филип Рол-
лингс, герой пьесы «Пятая колонна» (1937), Рэвен из новеллы «Амери-
канский боец», Эл Вагнер из рассказа «Ночь перед боем» и др.

Стремление запечатлеть события в Испании во всей их сложности
и противоречивости определяет пафос его прославленного романа «По ком
звонит колокол» (1940), произведения, созданного уже после поражения
Испанской республики. Роман с его «спрессованностью» во времени и
локализацией действия построен как бы в духе трех единств античной
трагедии. В то же время экскурсы в прошлое героев, их «образы памя-
ти», выходы за пределы Сьерры придают этому произведению необходи-
мую масштабность и глубину. Сама гражданская война предстает у Хе-
мингуэя во всем ее трагизме.

Рисуя широкую жизненную картину, Хемингуэй остается в романе
«По ком звонит колокол» художником лирического склада. Он умеет в
частном, индивидуальном видеть общее: для него партизанский отряд
Эль Сордо — это микромир всей Испании. Роберт Джордан — очередное
звено в типологии хемингуэевских героев; но он уже существенно отли-
чен от своих предшественников. Джордан — человек несравненно более
Духовно богатый, интеллектуальный, постоянно размышляющий над про-
исходящим. В романе художественно осознается связь судьбы героя с ве-
ликими событиями века. Найдя эстетическое выражение своей филосо-
фии стоицизма, Хемингуэй создал неповторимый стиль, который можно
было бы определить: мужественная простота.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




Межвоенное двадцатилетие характеризуется также успехами в лите-
ратурной сфере различных этнических групп, прежде всего негров.
В это время литература «черной» Америки впервые вышла на общена-
циональную сцену, а такие писатели, как Ленгстон Хьюз, Ричард Райт
У. Э. Б. Дюбуа, выросли в художников общенационального масштаба,
что отразило рост этнического самосознания негритянского населения.
Наиболее значительное явление в литературе черных 20-х годов —
это так называемый «негритянский» или «гарлемский Ренессанс». Он
означал качественно новые явления в художественной жизни негров,
этап «этнического открытия», разрыв с некоторыми шаблонами прош-
лого, довлевшими над негритянской литературой XIX — начала XX в.
Впервые деятели негритянской культуры и литературы стали осозна-
вать себя самобытными художниками, разрабатывающими свой специфи-
ческий этнический материал; началось освоение негритянского фолькло-
ра, в частности музыкального, таких его форм, как спиричуэле и блюзы.
В 1925 г. под редакцией А. Локка вышла известная антология «Новый
негр», содержащая эстетическую программу «гарлемцев». Настроения
«протеста, бунта, отчаяния» отозвались в поэзии Клода Маккея (1890—
1948), связанного в начале 20-х годов с рабочим движением. Он был
первым черным поэтом, который горячо и страстно выразил негодование
против расовой дискриминации («Изгой», «Ваши двери», «Америка»
и др.). Джин Тумер (1894—1967) удачно дебютировал сборником поэти-
ческой прозы «Тростник» (1923), предисловие к которому написал
У. Фрэнк. Каунти Каллен (1903—1946), поэт лирического склада, пи-
савший в традиционной манере, близкий к английским романтикам, вы-
пустил в 1925 г. сборник стихов «Цвет».

Наиболее значительным писателем «негритянского Ренессанса», пред-
ставлявшим в нем демократическое крыло, был Ленгстон Хьюз (1902—
1967), заявивший о себе первыми сборниками стихов «Усталый блюз»
(1926) и «Хорошие вещи в закладе» (1927). В поэзии Хьюз, воспевший
простых людей Гарлема, органически соединил уитменовскую традицию
свободного стиха с элементами и формами негритянского фольклора,
в частности с блюзом. Резко повернувший влево в 30-е годы, Хьюз наи-
более отчетливо представлял те новые черты, которые обрела прогрессив-
ная негритянская литература в пору «красного десятилетия». На смену
«новому негру», выдвинутому «гарлемским Ренессансом», во многом еше
условной фигуре, пришел «новый новый негр» (если употребить выраже-
ние критика Дж. Янга). Им стал пролетарий, испольщик, бедняк и тру-
женик, взятый из самой «глубинки», не «ниггер», добивающийся благо-
склонности белого человека, а личность, способная постоять за себя.
Хьюз, сблизившийся в это десятилетие с рабочим движением, пере-
живает большой творческий подъем: его автобиографический роман
«Смех сквозь слезы» (1930) рисует картины детства писателя, автобио-
графическая книга «Открытое море» (1940) содержит интересные зари-
совки художественной жизни 20-х годов, в частности «гарлемского Ренес-
санса». Горячим протестом против дискриминации был пронизан извест-
ный сборник новелл «Нравы белых» (1934). Много сил отдал Хьюз орга-
низации негритянского театра, писал пьесы прямой агитационной
направленности (среди них наиболее известная «Скотсборо», 1932).
В 1932—1933 гг. Хьюз совершил поездку в Советский Союз, итогом ко-
торой стала брошюра «Негр смотрит на Советскую Среднюю Азию»


(1934). В его стихах звучат призывы к солидарности со всеми борю-
щимися народами мира, славится героика классовой и стачечной борьбы,
осуждается эксплуататорская сущность капитала. Поэт-интернациона-
лист, Хьюз первым в негритянской литературе воспел единение черных
и белых рабочих. Героическая, социальная тема с наибольшей силой вы-
пажена в его известном сборнике «Новая песня» (1938).

В 30-е годы писатели-негры впервые обратились к героическим стра-
ницам истории освободительной борьбы своего народа: поэт и критик
Стерлинг Браун (р. 1901), отдавший много сил изучению фольклора, вос-
пел Ната Тернера; Роберт Хейден (1913—1970)—Туссена Лувертюра
(вождя восставших негров на Гаити) и Фредерика Дугласа; Арна Бон-
там (1902—1973), поэт, критик, прозаик, посвятил роман «Черный гром»
(1936) Габриэлю, стоявшему во главе восстания невольников в 1800 г.
и мужественно встретившему смерть от рук рабовладельцев.

Но, безусловно, «ключевой» фигурой в истории негритянской литера-
туры 30—40-х годов был уже упоминавшийся Ричард Райт: осваивая
«этнический», негритянский материал, используя элементы негритянско-
го фольклора, он придал ему универсальное, общеамериканское звуча-
ние, явился «духовным отцом» для писателей «новой волны», выдвинув-
шихся в условиях «негритянской» революции 60-х годов, для Дж. А. Бол-
дуина, Лоррейн Хенсберри, Дж. Килленса и др.

Годы второй мировой войны очерчиваются как определенный этап в
истории американской литературы. В это время большинство прогрессив-
ных писателей занимают последовательно антифашистские позиции, вы-
ражают симпатии Советскому Союзу, присоединяют свой голос к требо-
ваниям открытия второго фронта. Одни писатели работают военными
корреспондентами (Э. Хемингуэй, Э. Колдуэлл, Дж. Херси), другие тру-
дятся в Голливуде, содействуя выпуску военных фильмов патриотическо-
го, антифашистского содержания (Л. Хелман, А. Бесси, Д. Трамбо и др.).
Даже У. Фолкнер, работавший в кино, пишет сценарий, посвященный
•французскому Сопротивлению, который, однако, не был принят. Неко-
торые писатели (Стейнбек, Сароян) по заданию военных ведомств пуб-
ликуют пропагандистские материалы, содействуя мобилизации усилий на
борьбу с нацизмом.

Среди первых произведений, непосредственно отразивших героику
антифашистской борьбы, стала повесть Стейнбека «Луна зашла» (1942),
Действие в которой развертывается в одной европейской стране (очевид-
но, Норвегии), подвергшейся нацистской оккупации. Свою повесть Стейн-
бек переработал в одноименную пьесу. Процесс нравственного прозрения
человека, героический поступок рядового немца Вилли Веглера, освобож-
дающегося от нацистского дурмана, бросающего ценой жизни вызов фа-
шизму,—в центре романа А. Мальца «Крест и стрела» (1944), действие
в котором происходит в Германии в 1942 г.

Антирасистскую тему продолжает Э. Колдуэлл (повесть «Случай в
июле», 1940). Наиболее значительной книгой, созданной им в это время,
стала повесть «Мальчик из Джорджии» (1943), носящая автобиографи-
ческий характер: сквозь призму восприятия 12-летнего подростка он рис^г-
eт драму семьи тружеников. Элементы натурализма отличают роман «Тра-
гическая земля» (1944), рисующий быт поселка, выросшего рядом с по-
роховым заводом. Среди немногих художественных произведений о войне
выделяется роман Джона Ричарда Херси (р. 1914) «Колокол для Ада-



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




но» (1944), действие которого происходит на итальянском фронте, где
автор был военным корреспондентом.

В период войны Фолкнер, оставаясь верным главным идейно-художе-
ственным мотивам своего творчества, намеченным в 30-е годы, выпускает
сборник новелл «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла знаменитая повесть
«Медведь», философская притча о столкновении девственной природы с
жестокой всесокрушающей цивилизацией.

Масштабность жизненных картин, ясность социального анализа и сме-
лость обобщений, касающихся американской действительности, стремле-
ние показать человека в его многообразных общественных связях, бо-
гатство художественных форм и плодотворные эстетические поиски
наконец, критический пафос — таковы наиболее привлекательные
особенности реалистической литературы США рассматриваемой эпохи.
Творчество таких писателей, как Хемингуэй и Фолкнер, Льюис п Стейн-
бек, Вулф и О'Нил, Колдуэлл и Райт, получило международное призна-
ние. Идейно-художественные достижения особенно значительны в облас-
ти «высокой прозы», социального романа США, который стал фактором
мирового художественного процесса.

«Красные тридцатые» остались как уникальная эпоха в истории на-
циональной литературы, вдохновленной широким общественным движе-
нием и борьбой масс. Для Драйзера, Хемингуэя, Фолкнера, Льюиса,,
Стейнбека, Колдуэлла, Райта эти годы были временем их высших
творческих успехов. После 1945 г. литературе США не удалось поднять-
ся до' тех социальных обобщений, которые отличали ее в межвоенный:
период. Однако в лучших произведениях Уоррена, Стайрона, Воннегута,
Чивера, Гарднера, Джонса, Мейлера и других в новых исторических ус-
ловиях были продолжены традиции реализма и социальной критики. Не
иссякла и социалистическая традиция, пережившая взлет в пору «крас-
ного десятилетия».

2. Драматургия и театр

Межвоенные годы оказались плодотворными для всех видов американ-
ского искусства, в том числе и для театра. Именно тогда произошло под-
линное становление национально самобытного театрального искусства в
США. Этому способствовало появление большой группы драматургов во
главе с Юджином О'Нилом, вставших вровень с такими мастерами прозы
и поэзии, как Хемингуэй, Фолкнер, Стейнбек, Льюис, Фрост и другие,
а также выдвижение талантливых режиссеров, художников сцены, акте-
ров, формирование ряда театральных коллективов и объединений, привер-
женных принципам реализма в сценическом искусстве.

В начале века в США задавали тон драматурги явно среднего уровня
(Огастес Томас, 1857-1934; Клайд Фитч, 1865-1909; Уильям Воэн Му-
ди, 1869—1910; и др.), представлявшие американскую действительность
в радужно-оптимистическом духе 28. На заре столетия в театре, носящей
коммерческий характер, прежде всего на Бродвее, доминировала «хорошо
сделанная пьеса», развлекательная мелодрама, базирующаяся на внешних
сценических эффектах в ущерб серьезному жизненному содержанию. Вмес-

28 Один из редких образцов социальной драмы — «Кража» (1910) Дж. Лондона была
отвергнута театрами и увидела свет рампы уже после смерти ее автора.


те с тем общий рост демократических и реалистических тенденций в
американском искусстве стимулировал и плодотворные веяния в театре,
пpоявившиеся уже в начале столетия. Важную роль сыграл созданный
при Гарвардском университете в 1912 г. профессором Джорджем Пир-
сом Бейкером (1866—1935) семинар по драматургическому искусству
(с 1925 г. он вел его в Йелском университете).

Преобразованию театрального искусства содействовало начавшееся в
1910-е годы движение так называемых «малых театров». Они возникли
в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, носили поначалу любительский
характер, затем выросли в профессиональные коллективы. Ориентируясь
на широкого демократического зрителя, они ставили лучшие образцы ми-
ровой драматургии (Ибсен, Шоу, Чехов и др.), а также молодых амери-
канских авторов (Ю. О'Нил, Дж. Рид и др.), утверждали в целом реали-
стические сценические принципы, подрывали монополию буржуазно-
развлекательного коммерческого бродвейского театра. Среди них
выделялась экспериментальная группа актеров и драматургов «Актеры
Провинстауна», созданная в 1915 г. В нее, в частности, входили молодой
Юджин О'Нил, критик Флойд Делл, Джон Рид (перу которого принадле-
жит несколько пьес: «Заход луны», 1913; «Свобода», 1916; «Мир, кото-
рый выходит за пределы достижимого», 1919, сатира на версальских
«миротворцев»). «Актерами Провинстауна» (позднее они обосновались
в Нью-Йорке, в Гринвич Вилледже) были осуществлены первые поста-
новки одноактных «морских пьес» О'Нила с их суровым, грубоватым реа-
лизмом, что явилось своеобразным вызовом закрепившимся театральным
канонам.

В 1915 г. был создан интересный коллектив «Вашингтон-сквер плей-
ерc», осуществивший за четыре года работы более 60 постановок, в том
числе пьес М. Метерлинка, Дж. Рида, Т. Драйзера, Б. Шоу, А. П. Че-
хова, Л. Н. Андреева. На его базе в 1919 г. возникла крупнейшая теат-
ральная группа, пережившая свой расцвет в 20-е годы,— «Тиэтр гилд».
Коллективом, просуществовавшим до 1948 г., руководили Филип Меллер,
Ли Симонсоы, Лоуренс Ленджер и др. В нем осваивались выдающиеся
образцы мировой драматургии, в частности пьесы Ибсена, Стриндберга,
Шоу, Чехова, Толстого, Гауптмана и др. Они давали режиссерам и акте-
рам благодарный материал для творческого совершенствования и роста.
В 1926 г. режиссер и актриса Елена Ле Гальен организовала Граждан-
ский репертуарный театр (1926—1933), ставивший пьесы западноевро-
пейских и русских авторов. В 20-30-е годы наряду с опытными масте-
рами старшего поколения (М. Адамc, семья Барримор-Диана, Этель, Джек,,
Джон, Кетрин, Лайонел) в театр пришли талантливые молодые актеры
(А. Лант, Л. Фонтейн, К. Хепберн, Э. Хейс, Г. Фонда, А. Байрон
я др.) 29.

Поездка МХАТ в США в 1922—1924 гг. дала сильнейший стимул к
развитию реализма в американском театре. В условиях американской k
«системы звезд» он продемонстрировал силу театрального коллектива как
единого творческого ансамбля, руководимого принципом максимальной
верности правде жизни. К. С. Станиславский имел основание констати-
ровать: «Наши гастроли в Америке не прошли бесследно. Вся история

29 Bloom D. A Pictorial History of the American Theatre, 1900—1956. N. Y., 1956.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




американского театра сейчас делится на два периода: „до" и „после"
приезда Художественного театра» 30. В США начинается серьезное изу-
чение системы Станиславского, специально для этой цели создается
Американский лабораторный театр. Несколько американских режиссеров
(X. Фленеген, Г. Клермен и др.) приезжают в Москву для того, чтобы
изучать опыт Станиславского, Мейерхольда, Таирова. Наиболее успешно
принципы Станиславского реализуются в деятельности «Груп тиэтр» в
30-е годы.

Однако на Бродвее (где имелось до 80 театральных зданий, а число
постановок достигало 280 в год) задавали тон драматурги (С. Н. Бер-
ман, Дж. Кауфман, Ф. Барри и др.), создающие не лишенные блеска и
остроумия комедии, тем не менее ориентированные на вкусы буржуазно-
го зрителя.

Период с 1915 по 1925 г., отмеченный интенсивными процессами об-
новления драмы и сцены, некоторые критики называют «театральным
Возрождением». Именно тогда выдвигается группа «новых драматургов»,
признанным лидером которых стал О'Нил (1888—1953). Созданная им
«новая драма», исполненная социально-критического пафоса, с сатири-
ческим и трагедийным уклоном, философской углубленностью запечат-
левала американскую жизнь и национальные характеры в их подлинном
выражении. О'Нилу суждено было сделаться основоположником нацио-
нальной драматургии, ее классиком и вырасти в фигуру общемирового
значения. Он дебютировал сборником «„Жажда" и другие одноактные
пьесы» (1914). В 1920 г. О'Нил получил известность на Бродвее после
премьеры драмы «За горизонтом». Как в свое время «Сестре Керри»
Драйзера, и ей выпала «пионерская» роль в судьбе американского театра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: