double arrow
III. ВОЙНА 13 страница


мунистическое проникновение» в федеральные театры. Последние, ли-
шенные государственной дотации, прекратили существование.

В 20—30-е годы сделаны начальные шаги по созданию негритянского
театра. В частности, поэт Ленгстон Хьюз, проявлявший неизменный ин-
терес к драматургии, участвовал в создании негритянских трупп: «Сьют-
кейс тиэтр» в Гарлеме и «Нигро арт тиэтр» в Лос-Анджелесе. Герои
пьес Хьюза — «маленькие люди», черные обитатели городских гетто, со
своей характерной речью, специфическим кругом понятий и устремлений.
В написанной для «Сыоткейс тиэтр» одноактной пьесе «Хотите ли вы
быть свободными?» Хьюз удачно использует фольклорные элементы, блю-
зы и спиричуэлc. Другая его пьеса, «Мулат» (1935), написанная на ос-
нове его новеллы «Отец и сын» из сборника «Нравы белых»,— трагиче-
ская история сына белого плантатора и негритянки, восставшего против
жестокости отца,— была поставлена на Бродвее, где шла в течение года,
а позднее ставилась в провинции. Негритянская труппа действовала и в
рамках ФТП. В 1940 г. был создан Американский негритянский театр,
ставивший пьесы из жизни черных. Выдвигается ряд ярких драматиче-
ских актеров негров, среди которых выделяются Этель Уотерс и Кене-
ди Ли, исполнивший роль Биггера Томаса в инсценировке «Сына Аме-
рики» Р. Райта.

Вторжение политической злободневности в сферу драматургии и теат-
ра, поворот влево затронули в эти годы, как уже подчеркивалось, многих
мастеров культуры, в частности и уже упоминавшегося Элмера Райса.
В 30-е годы он сближается с левыми кругами, выступает против цензу-
ры, в защиту гражданских прав, пробует создать Театр народного ис-
кусства, обращенный к демократическим массам, но ему не удается осу-
ществить свой замысел. Новые веяния в его творчестве сказываются в
драме «Мы, народ» (1933), попытке сценическими средствами дать пано-
раму послекризисной Америки, предложить «срез» социальной структуры
общества.




В пьесе «День суда» (1934) отразились некоторые обстоятельства про-
цесса над Димитровым, осуждалась фашистская террористическая тира-
ния. Тема эта была продолжена в пьесе «Американский ландшафт»
(1938), призывающей к защите демократических традиций и предупреж-
дающей о фашистской угрозе в ее «отечественном» варианте, что при-
обрело особую актуальность во второй половине 30-х годов. Антифа-
шистским пафосом одушевлена и его пьеса «Полет на Запад» (1940).
Испанские события также находят отражение в драматургии, в част-
ности в единственной написанной Хемингуэем пьесе «Пятая колонна»
(1937), в центре которой — деятельность испанской контрразведки в
Мадриде, сражающейся против фашистского подполья.



В годы второй мировой войны на Бродвее продолжали ставиться лег-
ковесные, развлекательные произведения. Однако серьезный театр актив-
но осваивал драматургию антифашистской направленности. Об этом сви-
детельствовали уже упоминавшиеся пьесы М. Андерсона, Э. Райса,
а также драмы Л. Хелман, Т. Уайлдера, Дж. Стейнбека, который сделал
сценическую версию своей повести «Луна зашла». Ее тема — сопротив-
ление норвежцев нацистской оккупации. В 1939—1945 гг. в целом ощу-
щалась нехватка оригинальных пьес и театры нередко обращалась к ин-
сценировкам популярных прозаических произведений.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




Тридцатые годы —лучшая пора в творчестве Лиллиан Хелман (1905—
1984), мастера «хорошо сделанной пьесы», тонкого психолога, умеющего
передать движения души своих персонажей и их социальную характери-
стику. Хелман заявила о себе пьесой «Час детей» (1934), долго не схо-
дившей со сцены: в ней речь шла о горькой судьбе двух школьных
учительниц, ставших жертвой злобной обывательской травли. В следую-
щей пьесе — «Настанет день» (1936) она обратилась к забастовке на
фабрике в маленьком городке. В числе других деятелей американской
культуры Хелман побывала в республиканской Испании, заняла твердую
антифашистскую позицию.

В драматургическом шедевре — пьесе «Лисички» (1939) Хелман на
примере буржуазно-аристократической семьи южан Хаббардов предложи-
ла убедительную и впечатляющую трактовку классической темы: власти
денег над людьми и их разрушительной силы. После блестящего испол-
нения в Нью-Йорке (где в роли Реджины выступила Талула Бэнкхед)
пьеса начала триумфальное шествие по театрам мира.

В центре пьесы «Стража на Рейне» (1941), также удостоенной ряда
высших наград,— Курт Мюллер, антифашист и революционер. В произ-
ведении прозвучала тема подлинного гуманизма, несовместимого с при-
мирением по отношению к носителям зла. В ней показывалось пробужде-
ние аполитичных людей (на примере семьи Ферелли), начинающих осо-
знавать всю опасность нависшей над человечеством «коричневой» угро-
зы. В годы войны Хелман трудится в Голливуде, создает киносценарий
«Северная звезда» о борьбе советских людей с фашизмом. В пьесе «По-
рыв ветра» (1944), используя историческую ретроспекцию, Хелман на
примере судьбы американского дипломата Алекса Хейзена показывала,
сколь пагубна политика попустительства нацистской агрессии.

Несколько особняком среди драматургов 30-х годов стоял Торнтон
Уайлдер. Мысль о том, что театр передает «общее», ярко реализуется
в его знаменитой, исполненной гуманистического пафоса пьесе «Наш
городок». Тяготея к философской масштабности, Уайлдер в то же время
не остался глух к конкретным социальным проблемам, затронувшим его
соотечественников. В пьесе «Зеница ока» (1942), воссоздающей в симво-
лико-аллегорической форме историю человеческой цивилизации начиная
с ранней, «пещерной» эпохи, угадывались намеки на вторую мировую
войну, звучали антифашистские мотивы. Пьеса с успехом шла в Европе,
освобожденной от нацистского господства.

Двадцатые-тридцатые годы были подлинно классической эпохой для
американского театра и драматургии, которые стали явлениями мирового
масштаба. Их развитие было отмечено как значительными достижениями
в идейно-тематическом плане, так и плодотворными исканиями в худо-
жественной области. Вслед за Ю. О'Нилом с его психологической и фи-
лософской углубленностью выступает плеяда талантливых, оригинальных
драматургов, в творчестве которых, особенно в 30-е годы, с большой си-
лой звучали идеи защиты подлинной демократии, осуждения фашизма,
проявился интерес к судьбам простых людей. Новое поколение драматур-
гов, пришедшее после второй мировой войны (Т. Уильямc, А. Миллер,
Э. Олби, Л. Хенсберри и др.), во многом опирается и на то лучшее,
что было создано социальной драмой и театром в США в 20—30-е годы.


3. Изобразительное искусство

История американского искусства данного периода отмечена появле-
нием ряда новых течений, обострением борьбы между модернизмом и
реализмом.

Распространение модернизма усилилось в американском искусстве в
20-е годы. Тесно связанный с иррационализмом, субъективизмом, песси-
мизмом, модернизм по сути своей реакционен и с самого начала высту-
пает в США в качестве апологета капиталистического общества, неиз-
менно опираясь на его поддержку. В целом американский модернизм
представлял собой линию художественного регресса. Во многом расцвету
формализма в американском искусстве способствовали европейские ху-
дожники, приехавшие в Нью-Йорк в годы первой мировой войны. Не
было такого течения, по стопам которого не пошли бы американские ху-
дожники-модернисты. Фовизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, уже
во многом достигшие предела своего развития в Европе, на американ-
ской земле нашли благодатную почву.

Среди многочисленных американских модернистов, выступивших
впервые с конца 10-х годов XX столетия, были люди разной степени
одаренности и искренности. Их творчество было связано не только
с достижениями европейских художников, но и с явным отрицанием аме-
риканского академизма. Поиски новых форм, пространственных и цвето-
вых решений были действительно важной проблемой для американской
живописи. Художники-экспериментаторы придавали форме главенствую-
щее значение. Однако в силу вторичности своего возникновения амери-
канский модернизм 10—20-х годов XX в. в отличие от европейского был
лишен бунтарского неприятия действительности, трагического умонаст-
роения.

Вместе с тем американский модернизм был отмечен внутренней про-
тиворечивостью и эклектизмом. Характерным примером в этом отношении
является творчество Макса Вебера (1881—1974), учившегося в Париже
вместе с Матиссом. В его произведениях совмещались принципы кубиз-
ма и фовизма («Интерьер с натюрмортом», 1918). Артур Доув (1880—
1946) в начале творческого пути был близок к реалистическому изобра-
жению природы, но с середины 20-х годов стал одним из первых из-
вестных американских абстракционистов. Художники, известные в США
как абстракционисты, М. Хартли (1887—1943), Д. Мерин (1870—
1953), Ч. Демут (1883—1935) создали наряду с формалистическими про-
изведениями немало тонких, поэтичных, реалистических акварельных
пейзажей.

В творчестве основателей «прецизионного» направления Ч. Шилле-
ра (1883—1965), Д. Стеллы (1879—1946) своеобразно сочеталось влияние
кубизма с явным стремлением запечатлеть динамизм американской жиз-
ни, воспеть инженерные и технические достижения (Ч. Шиллер «Верх-
няя палуба», 1929; Д. Стелла «Американский ландшафт», 1929).

Эволюция формалистических направлений сопровождалась заметной
утратой национальных особенностей в изобразительном искусстве.

В те же годы происходит дальнейшее развитие американской реали-
стической живописи, органически связанное с утверждением прогрессив-
ного мировоззрения. Реалистическое искусство обретает ряд притягатель-



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



       
 
 
   


ных свойств, утверждая высокие гражданственные и нравственные идеа-
лы, отстаивая национальную самобытность, продолжая традиции
американских реалистических художников XVIII—XIX вв. Творчество
художников-реалистов в XX в. пронизано еще большей остротой соци-
ального содержания, усилением социально-критргческого отношения к
действительности и соответствующими ему новыми аспектами видения,
напряженными поисками композиционных и цветовых решений. В твор-
честве ведущих художников акценты были перенесены на критику су-
ществующего строя. Характерным примером в этом отношении стало
творчество Джорджа Весли Беллоуза (1882—1925) и Эдварда Хоппера
(1882-1967).







Сейчас читают про: