Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. ВОЙНА 13 страница





мунистическое проникновение» в федеральные театры. Последние, ли-
шенные государственной дотации, прекратили существование.

В 20—30-е годы сделаны начальные шаги по созданию негритянского
театра. В частности, поэт Ленгстон Хьюз, проявлявший неизменный ин-
терес к драматургии, участвовал в создании негритянских трупп: «Сьют-
кейс тиэтр» в Гарлеме и «Нигро арт тиэтр» в Лос-Анджелесе. Герои
пьес Хьюза — «маленькие люди», черные обитатели городских гетто, со
своей характерной речью, специфическим кругом понятий и устремлений.
В написанной для «Сыоткейс тиэтр» одноактной пьесе «Хотите ли вы
быть свободными?» Хьюз удачно использует фольклорные элементы, блю-
зы и спиричуэлc. Другая его пьеса, «Мулат» (1935), написанная на ос-
нове его новеллы «Отец и сын» из сборника «Нравы белых»,— трагиче-
ская история сына белого плантатора и негритянки, восставшего против
жестокости отца,— была поставлена на Бродвее, где шла в течение года,
а позднее ставилась в провинции. Негритянская труппа действовала и в
рамках ФТП. В 1940 г. был создан Американский негритянский театр,
ставивший пьесы из жизни черных. Выдвигается ряд ярких драматиче-
ских актеров негров, среди которых выделяются Этель Уотерс и Кене-
ди Ли, исполнивший роль Биггера Томаса в инсценировке «Сына Аме-
рики» Р. Райта.

Вторжение политической злободневности в сферу драматургии и теат-
ра, поворот влево затронули в эти годы, как уже подчеркивалось, многих
мастеров культуры, в частности и уже упоминавшегося Элмера Райса.
В 30-е годы он сближается с левыми кругами, выступает против цензу-
ры, в защиту гражданских прав, пробует создать Театр народного ис-
кусства, обращенный к демократическим массам, но ему не удается осу-
ществить свой замысел. Новые веяния в его творчестве сказываются в
драме «Мы, народ» (1933), попытке сценическими средствами дать пано-
раму послекризисной Америки, предложить «срез» социальной структуры
общества.

В пьесе «День суда» (1934) отразились некоторые обстоятельства про-
цесса над Димитровым, осуждалась фашистская террористическая тира-
ния. Тема эта была продолжена в пьесе «Американский ландшафт»
(1938), призывающей к защите демократических традиций и предупреж-
дающей о фашистской угрозе в ее «отечественном» варианте, что при-
обрело особую актуальность во второй половине 30-х годов. Антифа-
шистским пафосом одушевлена и его пьеса «Полет на Запад» (1940).
Испанские события также находят отражение в драматургии, в част-
ности в единственной написанной Хемингуэем пьесе «Пятая колонна»
(1937), в центре которой — деятельность испанской контрразведки в
Мадриде, сражающейся против фашистского подполья.




В годы второй мировой войны на Бродвее продолжали ставиться лег-
ковесные, развлекательные произведения. Однако серьезный театр актив-
но осваивал драматургию антифашистской направленности. Об этом сви-
детельствовали уже упоминавшиеся пьесы М. Андерсона, Э. Райса,
а также драмы Л. Хелман, Т. Уайлдера, Дж. Стейнбека, который сделал
сценическую версию своей повести «Луна зашла». Ее тема — сопротив-
ление норвежцев нацистской оккупации. В 1939—1945 гг. в целом ощу-
щалась нехватка оригинальных пьес и театры нередко обращалась к ин-
сценировкам популярных прозаических произведений.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО




Тридцатые годы —лучшая пора в творчестве Лиллиан Хелман (1905—
1984), мастера «хорошо сделанной пьесы», тонкого психолога, умеющего
передать движения души своих персонажей и их социальную характери-
стику. Хелман заявила о себе пьесой «Час детей» (1934), долго не схо-
дившей со сцены: в ней речь шла о горькой судьбе двух школьных
учительниц, ставших жертвой злобной обывательской травли. В следую-
щей пьесе — «Настанет день» (1936) она обратилась к забастовке на
фабрике в маленьком городке. В числе других деятелей американской
культуры Хелман побывала в республиканской Испании, заняла твердую
антифашистскую позицию.

В драматургическом шедевре — пьесе «Лисички» (1939) Хелман на
примере буржуазно-аристократической семьи южан Хаббардов предложи-
ла убедительную и впечатляющую трактовку классической темы: власти
денег над людьми и их разрушительной силы. После блестящего испол-
нения в Нью-Йорке (где в роли Реджины выступила Талула Бэнкхед)
пьеса начала триумфальное шествие по театрам мира.



В центре пьесы «Стража на Рейне» (1941), также удостоенной ряда
высших наград,— Курт Мюллер, антифашист и революционер. В произ-
ведении прозвучала тема подлинного гуманизма, несовместимого с при-
мирением по отношению к носителям зла. В ней показывалось пробужде-
ние аполитичных людей (на примере семьи Ферелли), начинающих осо-
знавать всю опасность нависшей над человечеством «коричневой» угро-
зы. В годы войны Хелман трудится в Голливуде, создает киносценарий
«Северная звезда» о борьбе советских людей с фашизмом. В пьесе «По-
рыв ветра» (1944), используя историческую ретроспекцию, Хелман на
примере судьбы американского дипломата Алекса Хейзена показывала,
сколь пагубна политика попустительства нацистской агрессии.

Несколько особняком среди драматургов 30-х годов стоял Торнтон
Уайлдер. Мысль о том, что театр передает «общее», ярко реализуется
в его знаменитой, исполненной гуманистического пафоса пьесе «Наш
городок». Тяготея к философской масштабности, Уайлдер в то же время
не остался глух к конкретным социальным проблемам, затронувшим его
соотечественников. В пьесе «Зеница ока» (1942), воссоздающей в симво-
лико-аллегорической форме историю человеческой цивилизации начиная
с ранней, «пещерной» эпохи, угадывались намеки на вторую мировую
войну, звучали антифашистские мотивы. Пьеса с успехом шла в Европе,
освобожденной от нацистского господства.

Двадцатые-тридцатые годы были подлинно классической эпохой для
американского театра и драматургии, которые стали явлениями мирового
масштаба. Их развитие было отмечено как значительными достижениями
в идейно-тематическом плане, так и плодотворными исканиями в худо-
жественной области. Вслед за Ю. О'Нилом с его психологической и фи-
лософской углубленностью выступает плеяда талантливых, оригинальных
драматургов, в творчестве которых, особенно в 30-е годы, с большой си-
лой звучали идеи защиты подлинной демократии, осуждения фашизма,
проявился интерес к судьбам простых людей. Новое поколение драматур-
гов, пришедшее после второй мировой войны (Т. Уильямc, А. Миллер,
Э. Олби, Л. Хенсберри и др.), во многом опирается и на то лучшее,
что было создано социальной драмой и театром в США в 20—30-е годы.


3. Изобразительное искусство

История американского искусства данного периода отмечена появле-
нием ряда новых течений, обострением борьбы между модернизмом и
реализмом.

Распространение модернизма усилилось в американском искусстве в
20-е годы. Тесно связанный с иррационализмом, субъективизмом, песси-
мизмом, модернизм по сути своей реакционен и с самого начала высту-
пает в США в качестве апологета капиталистического общества, неиз-
менно опираясь на его поддержку. В целом американский модернизм
представлял собой линию художественного регресса. Во многом расцвету
формализма в американском искусстве способствовали европейские ху-
дожники, приехавшие в Нью-Йорк в годы первой мировой войны. Не
было такого течения, по стопам которого не пошли бы американские ху-
дожники-модернисты. Фовизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, уже
во многом достигшие предела своего развития в Европе, на американ-
ской земле нашли благодатную почву.

Среди многочисленных американских модернистов, выступивших
впервые с конца 10-х годов XX столетия, были люди разной степени
одаренности и искренности. Их творчество было связано не только
с достижениями европейских художников, но и с явным отрицанием аме-
риканского академизма. Поиски новых форм, пространственных и цвето-
вых решений были действительно важной проблемой для американской
живописи. Художники-экспериментаторы придавали форме главенствую-
щее значение. Однако в силу вторичности своего возникновения амери-
канский модернизм 10—20-х годов XX в. в отличие от европейского был
лишен бунтарского неприятия действительности, трагического умонаст-
роения.

Вместе с тем американский модернизм был отмечен внутренней про-
тиворечивостью и эклектизмом. Характерным примером в этом отношении
является творчество Макса Вебера (1881—1974), учившегося в Париже
вместе с Матиссом. В его произведениях совмещались принципы кубиз-
ма и фовизма («Интерьер с натюрмортом», 1918). Артур Доув (1880—
1946) в начале творческого пути был близок к реалистическому изобра-
жению природы, но с середины 20-х годов стал одним из первых из-
вестных американских абстракционистов. Художники, известные в США
как абстракционисты, М. Хартли (1887—1943), Д. Мерин (1870—
1953), Ч. Демут (1883—1935) создали наряду с формалистическими про-
изведениями немало тонких, поэтичных, реалистических акварельных
пейзажей.

В творчестве основателей «прецизионного» направления Ч. Шилле-
ра (1883—1965), Д. Стеллы (1879—1946) своеобразно сочеталось влияние
кубизма с явным стремлением запечатлеть динамизм американской жиз-
ни, воспеть инженерные и технические достижения (Ч. Шиллер «Верх-
няя палуба», 1929; Д. Стелла «Американский ландшафт», 1929).

Эволюция формалистических направлений сопровождалась заметной
утратой национальных особенностей в изобразительном искусстве.

В те же годы происходит дальнейшее развитие американской реали-
стической живописи, органически связанное с утверждением прогрессив-
ного мировоззрения. Реалистическое искусство обретает ряд притягатель-



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



       
 
 
   


ных свойств, утверждая высокие гражданственные и нравственные идеа-
лы, отстаивая национальную самобытность, продолжая традиции
американских реалистических художников XVIII—XIX вв. Творчество
художников-реалистов в XX в. пронизано еще большей остротой соци-
ального содержания, усилением социально-критргческого отношения к
действительности и соответствующими ему новыми аспектами видения,
напряженными поисками композиционных и цветовых решений. В твор-
честве ведущих художников акценты были перенесены на критику су-
ществующего строя. Характерным примером в этом отношении стало
творчество Джорджа Весли Беллоуза (1882—1925) и Эдварда Хоппера
(1882-1967).






Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1287; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9941 - | 7727 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.252.54 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.