РУССКИЙ ТЕАТР ОТ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА
Вопросом об истоках русской культуры задавались многие мыслители. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский пытался осмыслить истоки особенностей русского национального характера. Он отмечал: «Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Но лес всегда был тяжел для русского человека… он никогда не любил своего леса… И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами… Не менее важна для русской ментальности и степь…своим простором она воспитала в древнерусском южанине чувство шири и дали… Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства… Она была вечной угрозой для Древней Руси…» (В.О. Ключевский. «Курс русской истории»). Но многочисленные реки приучили русских к общительности, воспитали дух артельности, предприимчивости. Они не только поили и кормили, но и соединяли разбросанных на большой территории людей, а также способствовали общению с другими народами. И трудной задачей было оформить, организовать эту необъятную землю.
|
|
Русская культура обладает некой двойственностью: в ней сталкиваются и приходят во взаимодействие Восток и Запад. И, как отмечал Н. Бердяев, «русский народ не есть чисто европейский и не чисто азиатский народ… И всегда в русской душе боролись два начала – восточное и западное».
Своеобразная «пограничность» русской культуры изначальна, и именно она вела ее путем взлетов и падений, творческих озарений и трагических катаклизмов.
Что же качается русской театральной культуры, то процесс ее формирования протекал стремительно.
Русский театр делал свои первые шаги в ту пору, когда испанский театр прославился такими именами как Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, на английской сцене шли блестящие трагедии и комедии Шекспира, а на французской сцене снискали славу Корнель, Расин, Мольер.
Но пройдет всего только два столетия, и русская классическая драматургия получит мировое признание, начнет играть ведущую роль в дальнейшем развитии всей европейской театральной жизни.
Русский театр не прошел всех стадий самообразования из фольклорных обрядовых форм, как это имело место в некоторых других театральных культурах. В конце XVII века Россия соприкасается с уже сложившейся западноевропейской театральной системой и многое заимствует. Но это заимствование не было явлением слепого подражания. Государственные интересы требовали, чтобы Россия на определенном этапе своего развития встала на путь освоения передовых европейских достижений в самых различных областях.
|
|
С первых шагов своего существования русский театр стал органическим явлением русской общественной жизни.
Русское средневековье охватывает длительный период – со времени возникновения Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Процесс перехода к буржуазным отношениям в России затянулся, в социально-экономической сфере долго сохранялись пережитки средневековья – крепостное право (до второй половины XIX в.) и самодержавие (до начала ХХ в.).
К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится сильное влияние религии на все ее сферы. В условиях длительной борьбы двух укладов – патриархального и феодального – имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского (период двоеверия). А отсюда следовала противоречивость и двойственность всей русской культуры.
Существенными чертами средневековой культуры являлись также традиционализм и локальность (замкнутость), они соответствовали господству консервативных форм хозяйствования и разобщенности людей и земель, характерной для средневекового натурального хозяйства.
Авторитарность мышления средневекового общества – тоже характерная черта и очень живучая в России.
В художественно-эстетической области русская средневековая культура отличалась высокой духовностью, которую Русь унаследовала от Византии и «обострила» в соответствии со своими потребностями, сформировавшимися в дохристианскую эпоху.
Наконец, важнейшей чертой культуры средневековья является ее символичность: книжность и живопись, зодчество и фольклор – весь мир культуры полон символов и их толкований.
Следование канону – также существенная черта средневекового искусства.
Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов на протяжении многих тысячелетий. Термином «язычество» обозначают целый круг явлений, которые входят в понятие «ранние формы религии». Особенность язычества в том, что новые верования не вытесняют старые, а наслаиваются на них.
В развитии славянского язычества различают три этапа.
На первом этапе славяне поклонялись злым и добрым духам (упырям и берегиням), управляющим стихиями (водными источниками, лесами и т.д.). Люди верили, что божество живет в различных предметах или явлениях, что животные и даже растения имеют бессмертную душу.
На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожан и цам. Род – это древнее земледельческое божество Вселенной, а рожан и цы – божества благополучия и плодородия. Род распоряжался дождем и грозой, с ним у славян связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, поэтому слово урод означало урожай (урод илось). Праздник Рода и рожан и ц – это праздник урожая. Род, по представлениям древних славян, давал жизнь всему живому, отсюда – целый ряд понятий: на род, при род а, род ня и др. С основанием в Киеве единого пантеона языческих Богов, а также во времена двоеверия значение Рода снизилось – он стал покровителем семьи, дома.
На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почиталсяБогом грозы.
В доперуново время важнейшимиБогами считались следующие:
Сварог – Бог неба и небесного огня. Его сыновья – Сварожич – бог земного огня и Даждьбог – Бог солнца и света, податель всех благ. Другими солнечными Богами, которые у разных племен носили разные имена, были – Ярило, Хорс. Имена некоторых Богов связывают с почитанием солнца в разные времена года – Коляда, Купало, Ярило.
|
|
Стрибог считался Богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). В е лес (Волос) являлся покровителем скота и Богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством. В дружинной среде Велес считался Богом музыки и песен, покровителем искусства (в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван в е лесовым внуком). Культ В е леса был распространен во всех славянских землях. Спутницей Велеса, по народным преданиям, была Богиня М о кошь (М а кошь, М о коша, М о кша). Она считалась Богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Даже после принятия христианства женщины еще долго поклонялись М о коши.
Местом отправления культа служили к а пища, тр е бища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали различные обряды, приносили жертвы Богам.
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич (с 969 г князь новгородский, с 980 г. – великий князь киевский) в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической (т.е. единобожной) религии. В пантеон Богов, единый для всей Руси, были включены Боги, наиболее почитаемые всеми племенами. Главное место в иерархии Богов было отдано Перуну. Но реформированное язычество сохраняло первобытное равенство Богов, не способствовало формированию новых форм морали и права, которые изменялись с изменениями в общественно-политической сфере.
Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла свое прибежище в фольклоре, прикладном искусстве. Взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и созданию самобытной культуры средневековой Руси.
С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Загов о ры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие и др.), пословицы и поговорки, отражающие древний быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано происхождение сказок.
|
|
Особое место в устном народном творчестве занимали «стар и ны» – былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром–Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в X – XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.
Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.