double arrow

Взаимодействие культуры и личности


Возникновение различных психокультурных типов личности.

Социализация личности.

Этапы взаимодействия культур и личности.

Взаимодействие культуры и личности.

Культура и личность

Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах". На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, -- отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые находит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения.




Этапы взаимодействия культур и личности

Разумеется, эти три компонента изображенной усеченной пирамиды тесно связаны между собой таким образом, что достаточно устранить один из них, чтобы вся система культуры была разрушена. Ведь каждая личность формируется в определенной социальной общности( семейной, этнической , территориальной, социокультурной и т. п.) и несет на себе следы ее влияния, но каждая общность может целостно функционировать только благодаря интегральной и регулирующей роли образцов, норм , стандартов культуры. Последняя же создается только людьми, причем каждый такой образец культуры, ее шедевр творится вполне определенной личностью. В. А. Моцартом, И. Бахом, У. Шекспиром, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, Леонардо да Винчи, С. Дали или кем-либо другим, но всегда конкретным человеком, представляющим собой уникальную личность.



Создавая своей творческой деятельностью произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно переносит на продукт своего творчества – роман, художественное полотно, скульптуру, музыкальное произведение т. п. – печать своей личностной индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Б. Микеланджело, создать знаменитую "Пиету" или роспись плафона Сикстинской капеллы в соборе св. Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого , мог написать "Войну и мир"? Кто, кроме П. И. Чайковского, -- балет "Лебединое озеро"? Кто, кроме Ч. Чаплина, -- поставить кинофильм "Огни большого города?". Только индивидуальность помогает подлинному творцу в искусстве, науке, философии, политике, религии ломать устаревшие представления и стереотипы, преодолевать мышление и действие, сковывающие инициативу и энергию людей, вносить новые сюжеты, новые образцы, новые содержания и формы в развитие культуры.

Социализация личности

Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности. Социализация представляет двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта , идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения ,посредством его активной социальной деятельности.



Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, образцов поведения, культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным "Я", ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это "самостью"). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся "Я" сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в своем самомнении и самовознесении "переступить закон", т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сформировать у него привычку и потребность относится к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией – процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры. В творчестве того же Ф. М. Достоевского мы находим обширную галерею индивидуализированных типов личности – самовлюбленного индивидуалиста Николая Ставрогина, доброго, мягкого и бескорыстного "идиота" – Льва Мышкина, циничного аналитика-- бунтаря Ивана Карамазова, добрую и самоотверженную Сонечку Мармеладову и т. п.

Органичное взаимодополнение социализирующей и индивидуализирующей функций культуры прекрасно воплощено в творчестве Л. Н. Толстого, О. де Бельзака и других выдающихся мастеров культуры, нашло свое преломление и конкретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бенедикт, в частности, утверждал, что личности - это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому "культура - предписание личности". Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: "культура - это источник личности".

Возникновение различных психокультурных типов личности

Существующее в современном обществе многообразие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий сове начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К. Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако воплощение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей выделенных К.Г. Юнгом двух основных типов личности. Первый из их экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип - интровертированная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.

Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923г. К.Г. Юнгом, и на разработанный на основе этой классификации К. Бригом и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которых помогает разрешать межличностные проблемы, вознкающие в менеджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:

Экстравертный – Интровертный;

Сенсорный – Интуитивный;

Мыслительный – Чувствующий;

Решающий – Воспринимающий.

Для экстраверта характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психической энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и в поступках.

В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенностью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, ограниченными связями с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, сохранением психической энергии, умением отгородиться от разговоров и телефонных звонков, сконцентрировать свое внимание на какой-то проблеме.

Мыслительный тип личности способен оставаться невозмутимым и сдержанным в ситуациях, в которых другие теряют самообладание, характеризуется аналитическим складом ума, беспристрастностью, твердостью, объективностью, четкостью, стремится улаживать спор не ради блага, а во имя истины, обладает скорее волевым, чем мягким характером, считает, что важнее быть правым, чем кому-либо нравиться, полагается чаще всего на рациональные доводы и научно обоснованные теории, способен принимать непростые решения.

Чувствующий тип личности отличает ориентированность на чувства свои и других людей, мягкосердечность, чуткость, гуманность, изменение настроений и мнений в зависимости от обстоятельств, стремление к согласию и компромиссам, конфликты приводят его в смятение.

Решающий тип личности отличается от других решительностью, спланированностью своих действий (четко знает, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня и даже недели), он является поборником порядка: на рабочем столе нет лишних бумаг, любит все доводить до конца, требователен к себе и другим, предпочитает закрытость, определенность, стремление решать проблемы и управлять людьми и обстоятельствами, а не подчиняться им.

В противоположность решающему воспринимающий тип личности чаще всего не ставит перед собой задачи, а ждет, когда станет ясно, что от него требуется, делает рывок в последнюю минуту, чтобы уложиться в срок, не отличается организованностью и аккуратностью, не любит когда его чем-нибудь обязывают, предпочитает не торопиться с решением, не имеет ничего против неопределенности.

Сенсорный тип личности обычно концентрируется на том, что делает в данный момент, не думая, что за этим последует, предпочитает тот вид работы, который приносит осязаемый результат, не задумывается о дальнейшей карьере, удовлетворяется тем, что есть, и не понимает, почему некоторые стремятся все усовершенствовать, любит иметь дело с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями, недоволен, когда не получает четких инструкций, легче воспринимает детали, чем картину в целом.

Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сразу о нескольких вещах, находит, что будущее и все, что оно несет, скорее интригующее, чем пугающее, как правило, больше захвачен тем, что будет, а не тем, что есть, пытается найти взаимосвязь между вещами, не принимая все на веру, склонен давать общие ответы на вопросы и не понимает, почему многие его не понимают и хотят, чтобы он говорил понятней [7; 31-43].

Типологические особенности охарактеризованных психокультурных типов личности так или иначе проявляются в линии их проявлений в различных сферах деятельности, в том числе и в усвоении ценностей и норм культуры, в созидательной, творческой деятельности в этой сфере. Достаточно легко можно различить влияние психокультурных типов личности двух выдающихся деятелей русской литературы, двух современников – экстравертного и преимущественно интуитивного типа личности А. С. Пушкина и интровертно-чевствующего типа личности И. А. Крылова – на содержание, направленность, сюжеты, формы выражения их литературного творчества.

С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную – социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокультурных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности -- модальный.

Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встречающегося в обществе на определенном этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в годы первых пятилеток модальным типов личности в Советском Союзе можно было объединить так называемых "выдвиженцев" - людей, которых выдвигали на руководящие должности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы "от станка", "с колхозных полей", чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят "о среднем" американце, "типичном" японце или украинце.

Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующим в обществе существует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовывался в социально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности - это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне определенная конфигурация глубоконравственных макроотношений - к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его будущему, конфигурация, соответствующая вполне определенному этапу развития общества и его движению к лучшему будущему. Это - своего рода эталон, к соответствию с которым должен стремится сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в своей содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек, и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении этих целей, значит данный индивид будет соответствовать характерологическим особенностям базисного типа личности.

А показателями реального воплощения этих характерологических особенностей в жизнедеятельности отдельных личностей и их групп будут нравственный калибр их поступков и характер последствий этих поступков как непосредственно для данного индивида, так и для общества, в узловых точках его жизненного пути. А такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении с него, а особенно в экстремальных ситуациях типа оккупации Беларуси в годы Отечественной войны, немецко-фашистскими захватчикам, последствий Чернобыльской катастрофы или социально-экономического кризиса поразившего бывшие советские республики, ныне самостоятельные государства, в результате развала Советского Союза.

В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический тип личности, называемый маргинальным. Впервые понятие "маргинальный человек" было введено известным американским социологом Р. Парком еще в конце 20-х годов нашего века при исследовании межэтнических конфликтов. Маргиналами от назвал тех людей, которые находятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются не одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности, неопределенность связей со своим ближайшим социальным окружением, в частности, с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать унижением, болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых людей, одиночество и чрезмерная мнительность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия, неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайний случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от самих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Особенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социально-экономических и социокультуных трансформаций.

Вместе с тем социологические исследования позволили установить, что маргинальные личности, менее привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие учитывать и принимать различные возможные решения и ориентации, оказываются в состоянии осуществлять менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае они способны возглавлять этнические и политические движения, стать видными деятелями культуры. Наиболее характерными примерами здесь может служить очень различная по содержанию и направленности деятельность таких радикально отличающихся друг от друга личностей, выросших среди маргиналов, как М. Горький с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссолини, с другой.

В последнее время в народной молве, в средствах массовой информации, да и в социологических публикациях в странах СНГ и за их пределами все чаще звучит термин "новые русские", "новые белорусы", за которым проглядывает действительно новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе, переживающем сложный и трудный переход от тоталитарной социально-экономической системы и социально ориентированной рыночной экономики к демократическому правовому государству. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предприимчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводящих к успеху, прежде всего к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных.

Почти одновременно в научный и бытовой обиход вошел термин мафиозный тип личности. Такой личностный тип складывается в условиях нарастающей криминализации постсоветского общества. В погоне за высоким доходом люди этого типа готовы на любые нарушения норм морали и права - на казнокрадство, подкупы, взятку, шантаж, захват заложников, убийство и т.п. Причем чаще всего они действуют не в одиночку, а организуются в сплоченные, тайно, активно и жестоко действующие мафиозные группы.

Глубокая трансформация всех систем и структур постсовеского общества - экономических, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. - требует формирования нового типа личности - демократического. Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности, активностью и глубокой осознанностью социальной позиции, высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей собственной, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п., высокой целеустремленностью, социальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности, способностью к творческому самовыражению.

В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сложившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Их повседневные разговоры изобилуют такими оборотами: "Ничего не поделаешь", "От меня ничего не зависит", "Я вынужден так поступать", "Мне ни за что не дадут эту работу", "Она доведет меня до психушки" и т.п. Вторую группу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Для них характерны такие выражения: "Попробую доказать свою нужность", "Необходимо решить задачу при любых обстоятельствах", "Переберем все возможные варианты", "Пойдем другой дорогой", "Обязательно добьюсь".

Действия первого типа личности - назовем ее личностью реактивного типа - развертываются чаще всего по схеме: "стимул - реакция". Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Когда погода хорошая, они прекрасно себя чувствуют, если плохая - подавлены, угрюмы, раздражительны. Еще больше зависит такой человек от "социальной погоды". Если к нему хорошо относятся, заботятся о нем, потакают его желаниям и вкусам, у него прекрасное расположение духа, если же всего этого нет, он раздражителен, озлоблен, не удовлетворен ни другими людьми, ни самим собой. Человек такого типа все свои неудачи и поражения списывает на обстоятельства или чей-то злой умысел. Он все больше подчиняет себя внешним влияниям, во все большей степени ощущает себя жертвой, не способной контролировать ситуацию и потому не несущей ответственность за свои дела и поступки, за свою судьбу. Это выражается в бесконечных нареканиях на несправедливость и обвинениях окружающих людей в их черствости, неблагожелательности, неспособности и т.п. Вырабатываемая при этом отрицательная психическая энергия в сочетании с безразличием к тем областям деятельности, где такие люди могли бы добиться хоть какого-то успеха, заставляет их сферу влияния сжиматься при одновременном расширении для них сферы значимости.

Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращает человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означает, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностнно-ориентированное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинства, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффектных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее).

Личность такого типа - назовем ее проактивной - всегда действует активно и целеустремленно, она ни в какой мере в своих делах не зависит от того, идет ли дождь или светит солнце. Такая личность, разумеется, учитывает влияние окружающей среды и давление обстоятельств, но она действует не столько под их воздействием, сколько под влиянием цели действия - сознательно избранной, тщательно продуманной и выверенной, ставшей жизненной потребностью. На проактивную личность тоже влияют внешние факторы: физические, социальные, психологические, но ее реакция на эти воздействия осознанно или нет является ценностно-ориентированной (т.е. ориентированной на достижение какой-либо ценности - успех, престиж, материальное благополучие и т.п.) и целерациональной (т.е. все ее эмоции, поступки, ценностные ориентации направлены на достижение разумно выбранной цели). Человек такого типа зачастую оказывается выше обстоятельств, умеет подчинить их себе, всегда контролирует ситуацию, полностью отвечает перед собой и другими за свои поступки и дела, за свою судьбу. Такие люди также сталкиваются и с физической болью, и с неприятностями в служебных делах, и с непониманием, и с несправедливостью, но все эти и другие жизненные невзгоды и испытания становятся для них тем, в чем закаляются характер и воля, вырабатывается стремление и умение преодолевать трудности, достигать поставленную цель. Вырабатываемая при этом положительная и в сущности своей созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в совершенствовании той области действительности, в которой происходит повседневная жизнедеятельность, приводит к успеху, побуждает расширять сферу их влияния не только на себя, но и на других людей, но свойственные им сферы значимости.

Разумеется, проактивный тип личности своей творческой жизнедеятельностью способен внести более существенный вклад в развитие культуры, чем реактивный, базисный, чем маргинальный, решающий , чем воспринимающий. Что же касается интровертов и экстравертов, сенсорных или интуитивных, мыслительных или чувствующих типов личности, то любой из них при благоприятных условиях может, как свидетельствует история культуры, обогатить своей творческой деятельностью сокровищницу национальной и мировой культуры..

Но в этом процессе существуют две взаимосвязанные стороны. Выдающиеся творения культуры создают уникальные и творческие личности, но носителем культуры, в конечном счете, выступает не личность, а народ. Именно народ формирует в своей повседневной жизни менталитет-- образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, представляющим собой совокупность взглядов, оценок, норм, традиций, обычаев и правил поведения, общих для представителей данной национально-этнической общности и ее культуры.

Именно своеобразие национально-этнического менталитета и национального характера в наибольшей степени влияют на типологические особенности и характерные черты, свойственные представителям определенного этноса или нации. Если мы это учтем, тогда становится понятным , почему типическими чертами немца оказываются аккуратность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определенный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Американца отличают такие типические особенности , как деловитость, размах в любой сфере деятельности, напористость, стремление всегда и во всем быть уверенным в себе, не поддаваться унынию и всегда, даже в самых критических ситуациях на вопрос: как дела? отвечать "о'кэй" - все прекрасно. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне, считающий, что нет ничего в мире прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный поляк - это человек глубоко патриотичный, превыше всего, вплоть до национализма, превозносящий все польское, изысканный кавалер, обладающий хорошими манерами и развитым вкусом в одежде и межличностном общении, чаще всего глубоко верующий. Типичный литовец - человек внешне медлительный, не очень разговорчивый, особенно с незнакомыми людьми, выносливый и упорный в достижении цели, неприхотливый к бытовым условиям, достаточно скрытный. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило консервативен во взглядах, оценках, привязанностях, чаще всего невозмутимый и спокойный, уравновешенный и хладнокровный.

Традиционным чертами менталитета и национального характера белорусского народа является трудолюбие, долготерпение, толерантность, "памяркоунасць". С точки зрения развития личности в контексте функционирования культуры особенно важное значение имеет толерантность белорусов, т. е. их терпимость по отношению к иным, не своим взглядам, позициям, образцам культуры, глубинное достижение возможности и даже необходимости дружественного сосуществования с приверженцами другой культуры, другого менталитета и духовной настроенности.

Рассмотрение различных типов личности позволяет полученные знания превратить в практически значимые ориентиры повседневной жизнедеятельности. Каждый из нас может эти знания реализовать в установку, в практический принцип самоконтроля и самореализации. Самоконтроль и самореализация осуществляется путем осознания полезности определенных жизненных ориентиров и навыков. Они находятся внутри нашей сферы влияния и могут быть определены как наши личные успехи и победы. А это означает, что каждому необходимо начать работать над собой. Надо только помнить, что в моих силах - отыскать в себе и мобилизовать внутренние ресурсы, проявить волю и упрямство, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить свои эмоции и желания высокой цели, стремится не столько иметь что-либо, сколько быть - быть активным, волевым, целеустремленным, настойчивым, и тогда черты базисной личности станут дополняться и обогащаться чертами личности модальной, особенности личности реактивного типа - особенностями личности проактивного типа. Тогда волнующие проблемы окажутся менее сложными, окружающие люди - более благожелательными, а выбираемые цели - более достижимыми.

17. Язык и культура

Язык как элемент культуры.

Процесс возникновения языка.

Формы существования языка.

Формирование этнического самосознания.

Язык как элемент культуры

Язык – один из основных элементов культуры, важное средство коммуникации.

Почему же возникла необходимость в языке? На заре развития человеческого общества у формирующихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу. А почему появилась эта потребность? Потому что люди начали трудиться коллективно, подчинять свое поведение, свои действия общим интересам. Человек, например, с самого начала знал свое место в коллективной охотничьей деятельности и понимал, что только строгое разделение трудовых обязанностей и умение временно поступиться своими личными интересами приведут охоту к успеху и обеспечат его пищей.

Но чтобы организовать совместный труд, людям необходимо было общаться друг с другом. Конечно, общаться – это еще не значит «что-то сказать». Пока человек смог что-то сказать, прошло много времени, а сначала, по-видимому, люди общались жестами, телодвижениями, нечленораздельными выкриками.

Но уже этот первый человеческий язык, внешне ещё совсем не похож на наш, был похож на него в главном: в своей основной функции. Он служит для общения людей. Позже возникла и другая важная функция языка – он стал орудием мышления. Человек научился сознательно планировать свои действия – для этого-то прежде всего ему и нужен был язык.

В какой-то момент развития человеческого общества труд, общение и сознание разилось настолько, что стал необходим новый качественный скачок. Появилось особое, специальное средство общения, которое стало базой и дальнейшего развития сознания – это был язык в полном смысле слова.

Развиваясь далее, язык претерпел два серьезных преобразования:

- люди научились располагать слова одно за другим и понимать их во взаимосвязи. Это была очень важная, специфически человеческая способность: ни одно животное не может «понять» больше одного сигнала сразу.

- овладев самим принципом последовательного расположения, человек смог распространить этот принцип и на организацию звуков в слове. Речь стала членораздельной, слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов.

У языка появились новые функции, например, магическая: первобытный человек думал, что словом он может непосредственно воздействовать на мир (вызывать дождь, наслать «порчу» на врага и т.д.).

Процесс возникновения языка

Сейчас на земном шаре нет ни одного языка, который сохранил бы память об этих ранних этапах развития. На основании данных многих наук можно проследить процесс возникновения языка. Палеоантропология изучает, как возник биологический вид «человек» с его анатамо-физиологическими особенностями; археология позволяет по остаткам орудий труда, предметов быта первобытных людей восстановить уровень развития их сознания, особенности их мышления; нейрофизиология и нейропсихология - способны определить, какие из участков коры головного мозга сформировались раньше, какие позднее.

Большое значение проблема возникновения языка, его роли в обществе придавал И.Гердер. В своей работе «О происхождении языка» (1772 г.) он пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных языков, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; но в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность – «смышленость». Она позволяет человеку даже превзойти животных в деле выживания. Смышленость, вместе с общественными связями между людьми, находит свое выражение в языке. В своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни и равнозначны для Гердера человеческой культуре. Исторической становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур.

Следовательно, язык – инструмент разума, средство сплочения людей, их общения между собой.

Значительный вклад в изучение языка внес выдающийся русский и украинский ученый XIX в. А.А.Потебня. Язык он рассматривал как компонент культуры, духовной жизни народа. Отсюда его интерес к обрядам, мифам, песням славян: ведь здесь язык воплощается в разнообразных формах, в нем проявляется душа народа. А.Потебня тщательно изучал поверья и обычаи русских и украинцев, сопоставлял с культурой других славянских народов, опубликовал ряд своих капитальных трудов, составивших вклад не только в языкознание, но и фольклористику, этнографию, историю культуры.

А.Потебню живо интересовала связь языка с мышлением. Этой проблеме посвящена одна из первых его книг – «Мысль и язык» (1862). В этом труде он сформулировал ряд оригинальных и глубоких теоретических положений – пишет об органическом единстве материи и формы слова, выделяет поэтический (образный. Символический) и прозаический типы мышления. С развитием мышления ученый связывал эволюцию языка. Он размышлял над общими вопросами происхождения языка, процессами его обновления в ходе исторического развития.

Во времена А.Потебни преобладал «атомарный» подход к изучению языка, т.е. каждое языковое явление рассматривалось само по себе, в отрыве от других и от общего хода языкового развития. Поэтому поистине новаторской была мысль ученого о том, что то или иное событие в истории языка надо изучать в его связях и отношениях с другими.

А.Потебня, как и многие другие мыслители, видел основное назначение языка и культуры в том, чтобы гуманизировать мир и отношения людей в нем.

Формы существования языка

Язык существует в различных формах – диалекты, социальные диалекты (профессиональная речь), просторечие, литературный язык.

Диалекты – местные названия для совсем обычных, повсеместно распространенных предметов, явлений, действий, понятий. Порою диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. Причем в каждой местности свои особые. Они не входят состав национального языка, а употребляются только в городах и не повсеместно, а на определенной территории (погреб-подполье). Под влиянием меняющихся условий жизни, при всеобщей грамотности, повсеместном распространении радио и телевидения диалектные слова постепенно выходят из употребления. Одни вытесняются словами литературного языка, другие забываются по мере того, как исчезают из быта обозначаемые ими реалии.

Существуют также и социальные диалекты (профессиональная речь). Первое, что бросается в глаза при знакомстве с такими «языками» - особая терминология.

Просторечие – особенности речи, которые свойственны людям не владеющая нормами литературного языка. Просторечие отличается и от литературного языка, и от диалекта. Оно имеет целый ряд типических особенностей в области лексики, морфологии, фонетики, синтаксиса. Например, наречия «завсегда», «оттудова», «супротив», формы существительных типа «местов», «делов» и др.

В наше время просторечие активно вытесняется литературным языком. Однако отдельные его черты очень живучи.

В отличие от диалектов, для которых характерна территориальная закрепленность, просторечие внетерриториально. Оно не имеет своих строго определенных норм, чем отличается и от литературного языка, и от диалектов.

Литературный язык – язык официально-деловых документов, обучения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры народа. Он является одним из самых действенных орудий просвещения, соприкасаясь с задачами образования.

Основными признаками национального литературного языка являются его тенденции к общенародности и нормативность. Понятие нормы – центральное в определении национального литературного языка, как в его письменной, так и в разговорной форме. Языковая норма – это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Норма стоит на страже целостности и общепонятности литературного языка. Языковые нормы не придумываются кем-то, а складываются объективно в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остается стабильной на протяжении многих десятилетий. Норма во многом играет роль фильтра: пропускает в литературное употребление наиболее яркое, меткое из того, что есть в живой народной речи, и задерживает все случайное, невыразительное.

Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать. Струя литературной речи смешалась бы с потоками диалектной речи, просторечием. А это значит, что утратилась бы основная функция литературного языка – культурная. Нормы не основы языка, а великое благо.

Мировые языки – некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территории, населенных людьми, для которых они изначально родные. Функции этих языков не ограничиваются жизнью внутри нации и охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные системы коммуникаций – телеграф, радиосвязь и т.д. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов (английский, арабский, испанский, русский, французский, китайский).

Ведущее место принадлежит английскому языку, родному для 350 млн. человек. Его изучают почти во всех странах.

Искусственные языки.

На современной карте мира можно насчитать несколько тысяч естественных языков. И каждый – гордость своего народа, воплощение и средство развития его культуры. На той же карте мира есть значительные области распространения языков искусственных. Это – особые языки, сконструированные по определенному плану для определенных целей, например для общения с ПЭВМ.

Существуют вспомогательные международные языки – эсперанто (1887). Он легок в изучении, а развивается уже как своеобразный, почти естественный язык. Его создатель, варшавский врач-окулист (и полиглот!) Людвиг Заменгоф сумел сконструировать язык, в котором всего 16 основных правил грамматики, а падежей 2 – именительный и винительный. Исключений из правил нет – ударение всегда на предпоследнем слоге. Словарный состав в массе своей интернационален (telegrafo, revolucio). Есть в нем и слова русского происхождения: brovo – бровь.

Свое название эсперанто получил от псевдонима его создателя: эсперанто – значит «надеющийся». Существуют разные мнения в отношении применения эсперанто. Его сторонники издают сборники оригинальной поэзии и прозы, переводят произведения мировой художественной культуры – басни Эзопа, «Гамлет» Шекспира и др.

Формирование этнического самосознания

Языковые процессы тесно связаны с развитием этноса. Этносы характеризуются рядом признаков, среди которых выделяются биологические (расовое единство, общность происхождения); географические (единство территории, климатические особенности); культурные (материальная и духовная культура, язык); психологические (особенности психического склада, этническое самосознание); социальные (особенности социально-экономической и социально-политической жизни, семейно-бытовых отношений).

Среди этнических примет, которые являются относительно стабильными, выделяются этнический язык и этническое самосознание.

Язык является не только одной из основных примет этноса, но и служит фактором формирования этнического самосознания.

В реальной жизни этносы находятся в постоянном контакте друг с другом. И как результат их взаимодействия – функционирование разных языков – двуязычие (или многоязычие)

Языковая общность признается исследователями одной из важнейших этнических примет, а также условием формирования этноса.

В процессе развития общества язык одного этноса (созданный этим этносом) используется и другими. Иногда в результате возникает массовый билингвизм (полилингвизм), а также переход части этноса на другой язык. Языковые процессы происходит в рамках консолидации, ассимиляции, межэтнической интеграции.

Возможны разные варианты использования этносами языков других этнических сообществ. Большая часть народов пользуются одним из широко распространенных языков – английским, испанским, французским и др. Созданный одним народом, язык используется другими народами, однако каждый народ вносит в него свою специфику.

Самый распространенный вариант, возникающий при языковом взаимодействии этносов – переход части этноса на другой язык. Некоторые же этносы, перейдя на другой язык, сохраняют свое этническое самосознание – евреи, армяне. Есть также народы, не имеющие своей государственности, которые расселились по огромной территории, но не растворились в иной этнической среде и сохраняют родной язык (цыгане).

Переход же части этноса на другой национальный язык происходит через возникновение массового двуязычия. Оно может существовать не только как временное явление при переходе к одноязычию, но и в качестве стабильного всеобщего явления, что характеризует этнос. В последнем случае основная часть этноса использует для внутреннего общения родной язык, а для межнационального – язык межнационального общения. Однако существуют народы, для которых характерно массовое двуязычие либо трехязычие, и при этом все языки используются во всех сферах жизни общества, что гарантирует законом и активным массовым многоязычием народа (швейцарцы, люксембуржцы).

Таким образом, язык является одной из наиболее значимых примет этноса. Он – мыслительное и коммуникативное средство. Ему принадлежит огромная роль а образовании этнического сообщества. Он выступает в качестве одного из механизмов этногенеза, а также связи поколений, разделенных временными границами.

В процесса становления этноса развивается и язык, который все теснее сливаются с этносом и становится его приметой.

Белорусский язык – национальное духовное сокровище. Он создан на основе восточноевропейской цивилизации, вобрал также достижения и западноевропейской цивилизации. Он успешно выполнял разнообразные функции. Был государственным в Великом княжестве Литовском – написаны Статуты (1529, 1566, 1588 гг.), белорусские летописи, философские трактаты и др. В неблагоприятные исторически периоды белорусский язык сохранялся преимущественно среди основной части белорусского этноса – крестьянства, а в периоды возрождения распространяется и в профессиональной культуре. На современном этапе этноязыковые процессы протекают в новых условиях, которые значительно отличаются от предыдущих десятилетий. С середине 80-х г. XX ст., в рамках демократизации общества, усилился рост национального самосознания белорусов, что вызвало к жизни ряд вопросов, связанных со статусом белорусского языка в республике, сферами его применения.

Это привело к принятию в 1990 г. Закона о языках, предусматривавшего белорусский язык качестве государственного, что было закреплено Конституцией 1994 г.

Но время, прошедшее после принятия этого закона, выявило ряд трудностей и противоречий в данном процессе. В 1995 г. на Референдуме были внесены поправки в практику осуществления Закона о языках. Народ Беларуси высказался за равное существование двух языков – белорусского и русского.

Рассматривая этноязыковые процессы в Беларуси, надо обратиться к этнодемографической ситуации, сложившейся в этот период. Для Республики Беларусь характерно количественное большинство коренного этноса.

В соответствии с переписью 1999 г. белорусы составляют 81,2% населения. Вместе с ними в республике проживают представители более 100 народов. Другая, наиболее многочисленная нация в Беларуси, русские – 11,4%. Поляки составляют 3,9%; украинцы – 2,4%; евреи – 0,3%. Кроме этого, на территории Беларуси проживают группы татар, литовцев, цыган и др.

Указанное распределение мест этносов по количеству установилось в послевоенное время и фиксируется переписью с 1959 г. Русские имеют самый высокий и стабильный прирост, что связано с миграцией, а также и процессами ассимиляции. Количество евреев, которые до войны были второй наиболее значительной нацией в Беларуси, постоянно снижается. Кроме ассимиляции их сокращение связано с массовым выездом за границу.

Степень этнической однородности населенных пунктов зависит от их размеров. Наиболее этнически пестрым является население крупных городов и прежде всего, Минска. Но все-таки этническая среда и в городах, и в сельской местности характеризуется превышением представителей коренной нации.

Языковая ситуация в Беларуси неоднозначна. Наиболее всего ориентацию на свой язык сохраняют русские. У них самый высокий процент совпадения родного языка с национальностью – 97,4%.

Среди белорусов в 1999 г. 85,6% считали родным белорусский язык. Многие поляки, проживающие на территории Беларуси, называют родным белорусский язык. Наибольшую активность в процессах языковой ассимиляции проявляет русский язык.

Этноязыковые процессы в городе и сельской местности значительно отличаются. На характер их протекания огромное влияние оказывают особенности этнической среды, языковые традиции и потребности.

Значительная часть горожан – мигранты из села – и именно в их среде глубокие корни пустил смешанный русско-белорусский язык.

Но если выделить основную тенденцию этноязыкового развития, то в городах он связан с переходом на русский язык. Широкое использование белорусского языка не стало доминирующим.

В сельской среде более сохраняются этнокультурные, в том числе и языковые, традиции. Белорусский язык там сохраняется как основное средство общения и этнический символ.

Новая тенденция в современной жизни Беларуси, которую можно охарактеризовать как отход значительной части общества от национального движения, наблюдается с середины 90-х г. Если сравнить белоруссизацию 20-х и 90-х г., можно отметить что первая была свернута «сверху», в русле борьбы с национал-демократами и вылилась в массовые репрессии, а в середине 90-х г. отход от активной национальной политики происходит с согласия «низов». Результаты референдума уже привели к изменениям в языковой сфере. Падает престиж белорусского языка как языка преподавания и общения.

Такое развитие событий не является неожиданностью с точки зрения внутреннего этнического развития Беларуси.

Так сложилось исторически, что история Беларуси, ее культура на протяжении столетий существовала в различной языковой среде. Широкое распространение русский язык получил с конца XVIII ст., момента вхождения белорусских земель в состав Российской империи. Это осуществлялось через систему просвещения, православную церковь, чиновников.

Во времена СССР, особенно после Великой Отечественной войны, русскому языку в национальных республиках придавалось огромное значение, что и обусловило массовое развитие белорусско-русского двуязычия.

Тем не менее, белорусская культура не исчезла, она оскала и находила различные варианты между национальным содержанием и языковым проявлением. Белорусская наука, как часть культуры, успешно развивалась используя русский язык и вошла в общечеловеческое наследие. Такие ее направления как математика (П.Платонов и др.), физика (А.Савченко, А.Борисевич и др.), машиностроение (М.Мацепура и др.) и многие другие.

Более тесно с белорусским языком была связана художественная культура – литература (Вл.Короткевич, А.Адамович, В.Быков, Н.Гилевич, С.Граховский и др.), театр, фольклор и т.д.

Таким образом, язык является бесценным богатством народа, своеобразным ино-фондом национальной культуры.

18. Культура Беларуси в контексте мировой культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры.

Влияние социально-политических условий на развитие культуры.

Белорусское искусство и литература.

Белорусское музыкальное и театральное искусство.

Государственная политика Республики Беларусь в области культуры.

Исторический путь становления и развития белорусской культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем , и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

Влияние социально-политических условий на развитие культуры

Особенно значительные события в развитии белорусской культуры связаны с социально-политическими преобразованиями, происшедшими на Беларуси после революций 1917 года - сначала февральской, а потом Октябрьской. Народ Беларуси получил возможность развития своей культуры на основе государственного суверенитета. В этих условиях национально-культурное возрождение приобрело новый, мощный стимул.

20-е годы вошли в историю культуры Беларуси как время белоруссизации. Принятие в 1924 году Постановления ЦИК БССР “Аб практычных мерапрыемствах па правядзенню нацыянальнай палiтыкi” придало белоруссизации силу закона.

Политика белоруссизации предусматривала следующее:

Развитие белорусской культуры: создание школ, техникумов, вузов на белорусском языке обучения, открытие культурно-просветительных учреждений, развитие белорусской литературы, издание на белорусском языке книг, газет, журналов, развертывание научно-исследовательской работы по всестороннему изучению истории Беларуси;

Выдвижение белорусов на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу;

Перевод делопроизводства партийного, советского, профсоюзного, кооперативного аппарата и частей Красной Армии на белорусский язык.

Как видно, основным вопросом белоруссизации, которая происходила в 20-е годы, являлось развитие и расширение сферы использования белорусского языка. Предшествующие исторические условия не только не способствовали этому, но и наоборот, в годы полонизации (в рамках Речи Посполитой) и русификации (в царской России) привели к тому, что белорусский язык почти исчез из употребления. Особенно в официальной среде.

Это положение существенно сказалось на состоянии самого языка, развитие которого искусственно сдерживалось на протяжении нескольких столетий. Расширение же сферы научных исследований, преобразование системы образования, развитие культуры в целом ставило вопрос об обновлении, развитии белорусского языка, расширении его лексики и терминологии, которые должны были соответствовать современным требованиям.

С этой целью в 1921 году была создана Научно-терминологическая комиссия, преобразованная в 1922 году в Институт Белорусской культуры. Инбелкульт организовал всестороннюю научно-исследовательскую деятельность по изучению истории и культуры Беларуси, её географии и экономики, истории белорусского языка и литературы и т.д. В разное время деятельности Инбелкульта в нем работали Я.Купала, Я.Колас, Я.Карский, Я.Лесик, М.Громыко, С.Некрашевич (первый председатель), В.Игнатовский, М.Горецкий. С Инбелкультом сотрудничали А.Цвикевич, В.Ластовский, которые вернулись на Беларусь из эмиграции. Активно работали вместе с ними и представители большевистской партии - Д.Жилунович, А.Бурбис, А.Балицкий, П.Ильюченок и др. Таким образом благородное дело возрождения и развития белорусской культуры собирало вокруг себя представителей разных политических течений.

Инбелкульт, работавший с момента создания в 1922 году в рамках Народного комиссариата образования, в 1926 году приобрел статус самостоятельной организации. В этом новом качестве институт ещё более расширил сферу своей деятельности и внес определенный вклад в развитие белорусской художественной культуры: литературы, фольклора, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Широта научных исследований, характеризующая деятельность Инбелкульта, поставила на повестку дня вопрос о создании на его базе Белорусской Академии наук (БАН), что и произошло в 1928 году. Первым президентом БАН был утвержден В.Игнатовский. Среди первых действительных членов Академии были Я.Купала, Я.Колас, В.Пичета, И.Замотин, С.Матулайцис,А.Ясинский. БАН продолжила научно-исследовательскую работу Инбелкульта в областях общественных и естественных наук, экономики, литературы, искусствоведения.

Начало 20 века - это период дальнейшего развития философской мысли на Беларуси, в центре внимания которой , как это сложилось ранее, оставалась социально- этическая проблематика. Эпицентр её поисков - идеал общечеловеческой правды, основная тема - смысл и предназначение человека.

Выдающиеся деятели белорусской культуры от Ф.Скорины до Я.Купалы были, прежде всего, социально ориентированными мыслителями, рассматривающими общественные и философские проблемы в аспекте достижения социального и национального равенства. Философская мысль того времени - это не столько абстрактно-теоретическая рефлексия, сколько философская составляющая общекультурного, литературно-художественного и публицистического творчества. В начале прошлого века философская мысль Беларуси наиболее ярко проявилась в культурологической и социально-этической проблематике.

В 20-е годы 20-го века появляются произведения, авторы которых формулируют специфически белорусский ответ на извечные вопросы человеческого существования, его духовного бытия. Наиболее оригинальные труды этого времени - философское эссе Игната Абдзираловича “Адвечным шляхам (Даследзi ны беларускага сьветапогляду)” -1921 г. и Сулимы (Вл.Самойлы ) - “Гэтым пераможаш. Нарыс крытычнага аптымi зму” - 1924 г.

И.Абдзиралович - псевдоним поэта, философа и публициста Игнатия Канчевского (1896-1923 гг.), а Сулима - псевдоним друга и учителя молодого Я.Купалы, публициста и критика Владимира Самойлы (1878-1941 гг.)

Основа мировоззренческой и жизненной позиции И.Абдзираловича - служение белорусской культуре, любовь к отчизне и самопожертвование во благо белорусского народа. Он является наследником эстетических и социальных идеалов Ф.Богушевича, Я.Купалы, Я.Коласа. Однако его творчество не является вторичной рефлексией, оно представляет морально-философское подведение итогов исторического и духовного опыта народа с учетом новейших достижений философии того времени. В философском эссе “Адвечным шляхам” он показал драматизм исторической судьбы беларусов и в то же время подчеркнул их стремление сохранить независимость, “идти наравне с другими народами к созданию нового общечеловеческого идеала”. Главным в белорусском возрождении И.Абдзиралович считал государственную независимость, которую расценивал как общечеловеческий идеал. Он верил в творческие потенции народа и с оптимизмом оценивал стремление славянских народов к солидарности. Вероятно, на него оказали определенное влияние концепции “кульбтурно-исторических типов”, которые в свое время и по-своему обосновывали Н.Данилевский, О.Шпенглер, К.Леонтьев.

И.Абдзиралович был одним из пророков национального возрождения белорусского народа, жившего на пересечении двух мессианских типов культуры - восточного и западного. На протяжении столетий беларусы так и не примкнули окончательно ни к одному из этих направлений. И в этой самобытности, скорее всего коренятся истоки её всех нынешних и будущих достижений.

Следует отметить, что наш выдающийся соотечественник не полностью принимал существующее государственное устройство, а именно - его классовую основу, из которой следовало пролетарское мессианство. Он воспринимал его как стремление перестроить всю общественную жизнь в интересах пролетарских слоев населения, для чего необходимо было свершить мировую революцию. В статье “Кооперацыя”, написанной в 1922 году И.Абдзиралович обосновал философскую концепцию белорусской социально-экономической идеи, сущность которой видел в выборе третьего ()между капитализмом и социализмом ) крестьянско-ремесленнического пути свободных товариществ и народной кооперации, что, в свою очередь, должно было способствовать свободному творчеству, в том числе - и поэта, художника. Это путь рассматривался им в качестве парадигмы будущего общества , разностороннего в своих национально-самобытных культурах.

Таким образом, этично-философская концепция И.Абдзираловича - это философия универсального жизненного творчества.

Социально-этическая концепция В.Самойлы - философа. Публициста - источник исторического оптимизма. Он пишет о необходимости развития родного языка, национальной культуры, что является показателем духовного здоровья нации. Ассимиляция, вымирание национальных культур означает величайшие потери для мировой культуры.

Философ рассматривает и такую, не менее значимую для общества проблему , как необходимость воспитания духовно развитой личности в качестве гаранта того, что в основу социальной практики будут заложены моральные принципы.

Одновременно с научными исследованиями, развитием философской мысли всесторонне развивалась и художественная культура. В 20-е годы на Беларуси формируется национальная художественная школа, что имело огромное значение вделе пропаганды белорусского искусства и подготовки кадров. Многие выпускники (в частности, из Витебской художественной школы) продолжили своё профессиональное образовани е в художественных учреждениях







Сейчас читают про: