double arrow

Театральная жизнь России в XVIII веке

Просвещение и особенности русского классицизма.

До конца 60 гг. XVIII в. в русской литературе господствовал классицизм. В отличие от европейского, русский классицизм теснее связан с просветительством, что привносило в литературудемократические черты. Ведущую роль в ней играли нравственные коллизии.

Талантливым поэтом и теоретиком классицизма был А.П. Сумароков. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Сумароков – дворянин, крепостник, по политическим убеждениям монархист, но, будучи идеологом передового просвещенного дворянства, он выступал со страстным обличением «знатной черни». Он также был выдающимся драматургом, автором первых русских стихотворных трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Новые лавры»), которым присущи национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, элементы реализма и народности.

В последней трети XVIII века в литературе начал складываться новый метод – реализм. Впервые он проявился в драматургии – в творчестве Д.И. Фонвизина. По свидетельству В.Г. Белинского, «Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений». «Бригадир» явился первой национальной русской комедией, а «Недоросль» – первой реалистической комедией.

Г.Р. Державин сделал вклад в развитие реалистической лирики. Он придерживался консервативных взглядов, поэтому, борясь за правду, против несправедливости, требуя соблюдения законов, он остался в истории литературы как «бич вельмож».

В конце века главенствующим художественным направлением стал сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства, природы.

Как реализм, так и сентиментализм опирались на идеи Просвещения, утверждали веру в великую роль человека на земле, воспитывали в нем чувство достоинства. Но метод изображения был разным. Реализм, раскрывая человека, связывал его с окружающим миром. А сентиментализм рассматривал его в отрыве от окружающей среды.

Расцвет сентиментализма в России связан с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. А с повести Карамзина «Бедная Лиза», по существу, началась новая русская проза.


К середине XVIII века театральная жизнь в России уже принимает значительные масштабы. Театром увлекаются не только при дворе, где систематически в 1733-1735 гг. выступали итальянская commedia dell’arte, итальянская опера, немецкая труппа, французская труппа. Вопросы театра получают освещение в русской периодической печати («С-Петербургские ведомости»): театр рассматривается как средство поучения и воспитания, подчеркивается мысль о культурно-просветительном значении театра.

Само городское население проявляет инициативу в устройстве театральных зрелищ. Инициаторы за разрешением устройства спектаклей обращаются в полицию. В этих условиях правительству приходится установить «правила» во всей театральной жизни. В 1750 г. императрица Елизавета Петровна издает первый Указ о театре – разрешение на устройство в частных домах вечеринок с представлениями «русских комедий», но чтобы на сцене не выводились духовные лица. Таким образом, театр разрешался, но тут же вводились цензурные ограничения.

В 1749 г. в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге – дворянском учебном заведении – была поставлена первая трагедия А.П. Сумарокова «Хорев». Пошли слухи об этом спектакле, и кадетов пригласили ко двору, где был показан этот спектакль, а затем сыграны и другие трагедии Сумарокова – «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», а также его комедии.

Но эти спектакли не превратили привилегированных представителей дворянской молодежи в актеров-профессионалов, так как актерская профессия – позор для великосветского дворянина.

Но потребность в постоянном профессиональном театре уже назрела, профессиональную труппу нужно было создать, сделать ее постоянной. И тут обращают на себя внимание труппа ярославских любителей под руководством Федора Волкова (1729-1763).

Его труппа начала систематически показывать спектакли в кожевенном амбаре в 1749-1750 гг. Успех был огромный, и в 1751 г. в Ярославле на берегу Волги было выстроено специальное театральное здание. Слава об этих спектаклях дошла до Петербурга, и любители получили приглашение в столицу.

18 февраля 1752 г. труппа Ф. Волкова дебютирует в Зимнем дворце, исполняя пьесу духовного содержания, написанную Митрополитом Дмитрием Ростовским «О покаянии грешного человека». Манера игры, в которой работают волковцы, при дворе кажется старомодной: здесь видели лучшие достижения европейского театра. Тем не менее, часть актеров оставляют здесь, других отпускают домой. Тех, кого оставили, отдают в Шляхетский корпус для получения общей культурной подготовки. Среди них – Иван Нарыков (будущий трагик И. Дмитриевский), А. Попов, Григорий Волков, брат Федора Волкова и некоторые другие. О самом же Федоре Волкове было замечено, что он «уже обучен». Поэтому он уже выступал в качестве профессионального актера столичного театра и таковым числился в официальных документах. Но в 1854 г. он был направлен в Шляхетский корпус: это привилегированное учебное заведение давало ему возможность удовлетворения жажды знаний и совершенствования в актерском искусстве.

После того, как эти будущие актеры получили известную подготовку, был опубликован Указ Елизаветы от 30 августа 1756 г.:

«Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове близ Кадетского дома. А для оного повелено набрать актеров и актрис; актеров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, и в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также актрис приличное число. На содержание оного театра определить, по силе нашего указа, считая от сего времени, в год денежной суммы по пять тысяч рублей… Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову…»

Русский театр, таким образом, был официально объявлен государственным учреждением, расходы на его содержание были внесены в роспись государственных расходов.

Ядро первой казенной труппы составили выученики Кадетского корпуса из разночинцев. К ним Сумароков присоединил бывших ярославцев, не обучавшихся в корпусе, – Гаврилу Волкова, Якова Шумского, Чулкова. Женщин в труппе пока не было. Но через год, в 1757 г. в «С-Петербургских ведомостях» было помещено извещение о наборе актрис в казенную труппу. В результате в русской труппе появляются первые актрисы – Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина (вышедшая замуж за Дмитриевского в 1758 г.), Мария и Ольга Ананьины, Авдотья Михайлова, Зорина и др. Несколько лет спустя труппа усиливается за счет привлечения в неё ряда московских актеров и актрис.

В Москве в 1755 г. был торжественно открыт университет, созданный по проекту Ломоносова. А в 1756 г. силами студентов и воспитанников университетской гимназии стали устраиваться публичные спектакли под руководством поэта и драматурга М.М. Хераскова. Дело пошло настолько серьезно, что в 1757 г. «Московские ведомости» тоже объявили набор актрис:

«Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, а также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию Московского императорского университета».

К 1759 г молодая университетская труппа объединяется с оперной антрепризой Локателли и начинает выступать в его театре, который находился на месте нынешнего Ленинградского вокзала. Но так как это было далеко от центра Москвы, театр начинает «прогорать».

В том же 1759 г. Ф. Волкову было поручено обследовать этот театр с целью определения дальнейшей возможности существования в Москве постоянного театра. Волков дал отрицательное заключение, и «московских комедиантов» было приказано перевести в Петербург. В 1761 г. казенная труппа пополнилась новыми актерами, в том числе выдающейся трагической актрисой Троепольской.

В Москве же, в стенах университета, спектакли продолжались, подготавливая ряд будущих выдающихся актеров Московской сцены, в том числе Плавильщикова и Сандунова.

Александр Петрович Сумароков (1718-1777) – подлинный основоположник русской классицистской трагедии. Он учился в Сухопутном шляхетском корпусе, увлекался литературой. Поначалу он подражал французским образцам и Тредиаковскому. В 1740 г. начинает военную службу, но литературных занятий не прекращает. Слава приходит к нему после сочинения трагедий «Хорев» (1747) и «Гамлет»(1748). Они ставятся на сцене шляхетского корпуса. Его перу принадлежит еще 7 трагедий и 12 комедий.

А.П. Сумароков – создатель ранней русской драматургии и, следовательно, первого русского репертуара.

В 1756 г. по Указу императрицы он становится директором первого русского театра. Но в 1761 г. ему приходится уйти в отставку, так как его деятельность начинает вызывать недовольство властей. Чем это вызвано? Сумароков разделяет идеологию просветителей Франции, строго соблюдает каноны классицизма. Основной «добродетелью» он считает победу разума над стихией личных чувств во имя выполнения общественного долга перед государством. В 50-х гг. он втягивается в политическую борьбу дворянской оппозиции с правительством Елизаветы и ее фаворитов шуваловых. В его трагедиях начинает звучать политическое свободомыслие в сочетании с поучительным тоном. Это раздражает императрицу. Она сначала привлекает к сочинению трагедий других авторов – Тредиаковского, Ломоносова, а затем вовсе отстраняет Сумарокова от театра.

Воцарение Екатерины Сумароков встречает с надеждой на преобразования, которые изменят политический режим в интересах дворянской аристократии, призванной, по его убеждению, управлять государством. Эти идеи отражаются в его одах и последних трагедиях.

Основная общественно-воспитательная тема его трагедий – тема о долге монарха и дворянина перед государством.

В трагедии «Дмитрий-самозванец» он недвусмысленно напоминает о возможности нового дворцового переворота. Это вызвало гнев Екатерины, и Сумароков снова попадает в опалу.

Значение деятельности А.П. Сумарокова в том, что он, являясь основоположником русской драматургии, выступает вместе с тем и как первый русский просветитель XVIII века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: