«Драма родилась на площади»,— утверждал А. С. Пушкин. И в XX веке неоднократно предпринимались попытки вернуть театр на площадь. Приурочивалось это зачастую к праздничным событиям, ибо сам факт возвращения театра к его первооснове — площадному зрелищу — явление необычное, торжественное и праздничное.
Попытки создать театральные спектакли под открытым небом предпринимались не только в профессиональном театре. Уместно вспомнить о явлении, представляющем для нас определенный интерес.
Еще в 1906 году в селе Бурмакино Ярославской губернии при местном обществе распространения образования среди крестьян открылся крестьянский театр, который возглавил Н. В. Скородумов. Этот народный театр, постоянными актерами которого стали жители села Бурмакино, ставил произведения русской классической и современной драматургии.
«В Бурмакино Н. В. Скородумов осуществил интересный опыт народного спектакля под открытым небом. Летом 1911 года была поставлена комедия Н. А. Попова по известной народной сказке «Шемякин суд». Происходил спектакль на лесной опушке, место действия, по примеру шекспировского театра, обозначалось укрепленной на шесте надписью: «Действие проходит в судной избе у боярина Шемяки». А «Ночное» М. А. Стаховича разыгрывалось поздним вечером при свете костра и луны. Естественность обстановки, настоящие шалаш и костер, лесной фон - все это придавало спектаклю непосредственность и убедительность».
В своем стремлении к естественности и достоверности народный театр успешно решал сложные задачи постановки спектаклей под открытым небом. А исполнение спектакля в естественных условиях представляет для актеров добавочные трудности, ибо требует правды и точности.
К. С. Станиславский вспоминал, как однажды ночью в Киевском дворцовом парке артисты Художественного театра решили сыграть импровизированный спектакль «Месяц в деревне» Тургенева и «остановились, так как не были в силах продолжать. Моя игра в обстановке живой природы казалась мне ложью. А еще говорят, что мы довели простоту до натурализма! Как условно оказалось то, что мы привыкли делать на сцене».
Эту сложность - условную игру актеров и безусловность окружающей обстановки, приходилось преодолевать постановщикам и исполнителям спектаклей под открытым небом. Большим препятствием явились также и акустические условия (радиофицировать сцену первой четверти XX века, как известно, не представлялось возможным). И тем не менее, режиссеры стремились на площадь, под открытое небо. В этом стремлении деятелей русского театра сказывались и старинные традиции народного балаганного театра, и желание воскресить праздничную атмосферу красочных ярмарочных действ, и вера в то, что театр, выйдя на площадь, обретет новое дыхание, что сам факт выхода из театральной коробки к массе народа, в естественную, жизненную обстановку станет началом обновления театрального искусства.
В первые послереволюционные годы попытки переноса театральных спектаклей под открытое небо совершались неоднократно.
В Петрограде, на площади у Зимнего дворца, Н. Петровым была поставлена «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега; К. Марджанов поставил эту пьесу на площади в Одессе; спектакль «Легенда о коммунаре» шел под открытым небом в Петрограде, «Взятие Бастилии» — в Киеве.
В дни первомайских торжеств в 1920 году в Петрограде, в Летнем саду и на площади у Инженерного замка, шли спектакли театра «Народной комедии» (опера Глюка «Королева Мая», «Ипполит» Еврипида) в исполнении труппы политоотдела Военного комиссариата. Обращение к классике в годы гражданской войны вообще характерно для театра под открытым небом. Это обусловлено тем, что новая драматургия только зарождалась и современных пьес практически не было, а также желанием художников обращаться к массовому зрителю на высоком языке классических трагедий, несущих пафос больших страстей, возвышенных человеческих чувств. Этим же продиктован и выбор произведения для постановки под открытым небом на первомайском празднике 1920 года в Москве.
В постановке трагедий «Царь Эдип» участвовали профессиональные актеры и группы красноармейской самодеятельности. П. А. Марков, будучи зрителем этого спектакля, описал впечатление от него в статье «Царь Эдип». Спектакль под открытым небом» (Вестник театра, 1920, № 64). Ниже приводятся отрывки из статьи, которые нас интересуют не только с точки зрения описания самого спектакля, но и как свидетельство определенной позиции критики по отношению к этой разновидности жанра в 20-е годы:
«Царь Эдип» — один из первых опытов устройства под открытым небом спектакля значительного масштаба. Конечно, это не был спектакль массовый, в котором приняли бы участие сами зрители; массовым его можно назвать, лишь имея в виду площадной его характер.
В обстановке площадного спектакля трагедия получила особую сценическую выразительность. Значительность подобного! сценического воспроизведения несомненна: оно подчеркивает важность происходящего, дает актеру возможность скульптурно владеть телом. Отсутствие лишних аксессуаров придает действию четкость и простоту.
Опыт, совершенный в дни первомайского празднества, несмотря на ряд недочетов, должен всемерно приветствовать: он поставил вопрос о спектаклях под открытым небом на почву практическую и доказал их полную возможность и безусловную желательность — в этом его заслуга».
Необходимо оценить и деятельность Мейерхольда в создании театральных спектаклей под открытым небом. В списке его режиссерских опусов значится следующее: «И. Аксенов. «Борьба и победа». Ходынское поле. Москва. Весна 1921 года».
Режиссером был создан план постановки и оформления, но работа, по ряду причин, не была доведена до конца. Однако стремление Мейерхольда к площадному театру было постоянным, ибо оно тесно взаимодействовало с его поисками народной героики в современном театре. В своей театральной практике в первые послереволюционные годы режиссер стремился к монументальному народно-героическому спектаклю, что обусловило рождение героически-монументального постановочного стиля (это же обстоятельство служило основой и в определении стиля массовых действ).
В 30-е годы в нашей стране появились массовые музыкальные спектакли под открытым небом. В это время в Москве открылся Зеленый театр ЦПКиО им. М. Горького. На определенном этапе он стал лабораторией по созданию подобных спектаклей.
Летом 1935 года в Зеленом театре коллектив ГАБТ СССР поставил оперу Бизе «Кармен» (дирижер А. Мелик-Пашаев, режиссер Н. Смолич, художник В. Дмитриев). Это не было простым перенесением спектакля с одной сценической площадки на другую. Масштабы сцены и многотысячного зрительного зала диктовали совершенно особое режиссерское решение.
На сцене Зеленого театра шли и другие оперные и балетные спектакли Большого театра: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Сюда же со сцены оперного театра имени К. С. Станиславского был перенесен спектакль «Дарвазское ущелье» (в режиссерских планах нового варианта спектакля принимал участие Вс. Мейерхольд). Театр оперетты перенес на сцену Зеленого театра «Свадьбу в Малиновке». Естественно, в постановку вносились значительные коррективы: менялся рисунок мизансцен, увеличивались массовые сцены, создавался специальный вариант оформления. Музыкальные спектакли Зеленого театра просуществовали до 40-х годов.
Заслуживает упоминания еще одна разновидность жанра, которая в 1975 году появилась у нас в стране. Это «свет и звук» - своеобразный спектакль под открытым небом, «действующими лицами» которого являются свет, звуковой ряд и архитектурные ансамбли.
За рубежом подобные опыты проводились (в частности, в Египте, у пирамид). В нашей стране впервые постановку такого характера осуществили в Узбекистане, в древнейшем и одном из самых прекрасных городов Средней Азии - Самарканде (режиссер программы О. Узаков, композитор М. Хаджиев).
«Сердце древнего Самарканда» - это своеобразное театрализованное представление, «сценическая площадка» которого огромна - 12 тысяч квадратных метров; световая партитура строилась на трехстах прожекторах; звуковая - на шестиканальной стереофонической системе. Древние архитектурные памятники словно оживают в ночном небе, преображенные светозвуковым действием.
В целом можно констатировать, что театральные спектакли под открытым небом приобрели характер самостоятельной разновидности жанра.
Основу жанра определили массовые празднества и представления со специфической драматургией и режиссерским решением, отличным от традиционно-театральных сценических приемов.
Вопросы к самопроверке:
1. Праздники, посвященные победе советского народа в Великой Отечественной войне.
2. Фестивали.
3. Театрализованные представления на стадионе.
4. Юбилейные празднества.
5. Театральные спектакли под открытым небом.
Литература:
1. Гагчин, В. Н. Культура России: Досуговая культура. - М.: 2001.
2. Генкин, Д. М. Массовые праздники.- М.: Просвещение, 1975.
3. Жигульский, К. Праздник и культура. - М.: Прогресс, 1985.
4. Журнал «Праздник» 2001-2008 г
5. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление.— М.:
Наука, 1978.
6. Наши новые праздники.- М.: Эксмо, Яуза, 2007
7. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. - М.: Изд-во ФОН, 2001 с.
8. Розовский, М. Режиссер зрелища. М.: Сов. Россия, 1975.
10.Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга. - М., 2002.
11. Традиционные формы досуга. История и современность. - М.,1993.
12.Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного
концерта. - М.: Просвещение, 1976.
13. Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ.- Минск: Тетра Системс,
2004.
14. Чечетин, А. И. История театрализованных представлений: уч. пос. для
вузов, колледжей культуры.- М.: МГУКИ, 1999.- вып.2. 80 с, Вып.3 -82 с.
15. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений.- М., Про-
свещение, 1986.
16. Шароев, И.Г. Театр народных масс. - М.: ГИТИС, 1978.
17.Энциклопедический словарь юного зрителя. М: Педагогика, 1989.