Бытие имеет форму шара

Бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.

Элейская школа. Ксенофан и Парменид. Апории Зенона.

Философия Гераклита.

Пифагор Самосский (VI в)

Анаксимен (586-528)

Анаксимандр (610-546)

Милетская школа. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз.

Фалес Милетский (к.VII – 1пол.VI или 625-547) – один из семи.

Труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астроолгия», «Астрономия»

Учился в Египте. Внес доказательность. Указал дни равноденствия и солнцестояния, ввел 365х12 календарь.

I. Начало всех вещей – вода.

II. Все в мире полно богов (магнит притягивает железо). Бог – ум космоса, космос прекраснее всего, т.к. – творение бога.

III. Теоремы (круг делится диаметром пополам; в равнобедр. ∆ углы при основании равны; при Х двух прямых верт. углы равны; 2 ∆ равны по двум углам и одной стороне).

Труд: «О природе»

Первоначало: апейрон («беспредельный»). Начало – не стихия. Всякая вещь или начало или происходит из начала, следовательно начало бесконечно – божество.

Нарисовал геогр. карту. Геоцентрист. Создал солнечные часы.

Первоначало: воздух (невидимый, бесформенный, бесконечный)

Все полно богов и бог есть душа мира.

Душа – дыхание, душа мира – воздух.

Разряжаясь воздух – огонь, сгущаясь – ветер, облака, вода, земля, камни и пр.

Путешествовал в Египте, Вавилонии, м.б.Индии.

Встречался с Зороастром (Ипполит «Опровержение всех ересей»)

Пифагорейский союз – о.Самос г.Кротон, имел большое влияние. Были философы-женщины.

Учение эзотерично, закрыто. Филолай по нужде продал три трактата Пифагора.

I. Первоначало - число –. Познание бога через математику. Музыка – часть математики. Музыка сфер (планет), в центре огонь и 10 сфер. 10 – самое совершенное число. Числа: четные и нечетные, 1 – объединяет все числа, равенство; 2 – изменчивость, неравенство; 3 –все совершенное.

II. Учение о душе. Метемпсихаст (реинкарнант). Люди не помнят воплощения. Пифагор помнит, первое его воплощение – Гермес.

III. Учение об образе жизни. Главная цель – стремление к истине, приближение к богу. Строгий режим жизни.

Пифагор – только любитель мудрости, ибо мудрец – бог.

Гераклит Эфесский (540-480) был даже базилевсом, умер от водянки, «плачущий философ». И философы, и отцы Церкви его цитируют, даже Ленин.

Труд: «О природе»: о вселенной, о государстве, о богословии.

Учение:

· о всеобщем изменении – «на входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз – другие воды». Ночь – в день, жизнь – в смерть, боги – это бессмертные люди, люди – смертные боги.

· о противоположностях – вещи всегда несут противоположности

· о Логосе – миром управляет некий Логос. Имеет огневидную природу. Сказал фразу о Логосе вследствие презрения к толпе. «Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны»

· о природе – первоначало – огонь, мир через каждые 10800 лет сгорает, огонь – в воздух, воздух – в воду, вода – в землю. Космос в целом вечен.

· о человеке – душа – воздух, но имеет огневидное начало. Мудрая душа сухая, глупая – влажная. Люди спят, не знают, что делают. Для бога все прекрасно и справедливо.

«Многознание уму не научает, иначе бы оно научило бы Пифагора и Гесиода, Ксенофана и Гекатея»

Ксенофан (580-после 473). Философ, и поэт, и проповедник, филолог.

Боги греческого пантеона похожи на людей. Значит, они выдуманы людьми. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони.

«Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».

Парменид. Ученик Ксенофана.

Труд: «О природе»: Путь истины («То, что есть - есть, то, чего нет, - нет», «Мышление и бытие — одно и то же»), Путь мнения.

Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет.

Зенон Элейский (490-430). Ученик и приемный сын Парменида.

Боролся с тираном Неархом. Был пойман и откусил ему ухо.

Доказательство Парменида от противного. Зачинатель диалектики – искусства спора.

Допуская, что движение и множественность вещей существует, мы приходим к абсурду. Апории – около 47, до нас дошло около 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: