Дискредитация органов чувств.
Сократические школы
Мегарики, киники и киренаики.
Мегарская школа (спорщики, эристики). г.Мегары. Основана Евклидом (влияние Горгия, Парменида, Зенона)
Доказательство единства сущего и отсутствия множественности вещей.
Парадоксы: «Я лгу», «Потерял ли ты рога?»
Киническая школа (циники, «собачьи философы»). г.Киносарга.
Представители: Антисфен (444-368), Диоген Синопский.
Философия как средство достижения счастья.
Общих понятий нет, есть только конкретные. Соединить общее и конкретное возможно только внутри человека.
Благо человечества – фикция. Благо единоличное. Отказаться от общих понятий, следовать собственным.
Мальчик, пьющий из ладошки обошел по простоте жизни Диогена с кружкой.
Искал с факелом людей. Проданный в рабство, говорил «Купите себе хозяина».
Зенону «Движенья нет» - стал пред ним ходить.
Ни в чем не нуждаются только боги.
Киренаики. Основатель Аристипп из Кирен – Сев.Африка.
Счастье достижимо только лично. Задача философии – правильное стремление к удовольствию. Аристипп кормился у местного тирана. «Я знаю, что мне нужно, он не знает». «Мне нужна курица, тебе нужны деньги». Последовательный гедонист.
10. Критика Платоном сенсуализма в диалоге «Теэтет».
Платон (прозвище, имя – Аристокл) (427-347)
Хорошее образование, гимнастика, с 20 лет до 28 ученик Сократа.
Путешествовал, на Сицилии познакомился с тираном Дионисием, потом был изгнан.
Основал в Афинах «Академию».
34 диалога (23 подлинные), 1 монолог «Апология Сократа», 13 писем.
Диалоги (ищет истину):
1. Чаще пишет об учителе: «Апология Сократа», «Гиппий Меньший», «Лисий», «Хармид», «Алкивиад», «Протагор», «Лахес» (что такое мужество), 1 гл. «Государство»
2. Больше развивает собственную философию: «Горгий», «Менон», «Кратил», «Гиппий Больший» - «эйдос»
3. Зрелый философ: «Пир», «Федон», «Федр», главы «Государство» (что такое справедливость)
4. Самостоятельный философ: «Теэтет» (что такое знание), «Софист», «Тимей», «Парменид», «Политик», «Критий»
5. Сократа нет. «Законы»
Структура: Учение об идеях, Теория познания, Физика, Космология.
В.С.Соловьев и Трубецкой: ключевой диалог «Теэтет», путь рациональный.
В.Ф.Эрн: ключевой диалог «Федр», путь озарения.
«Теэтет» (4-я группа диалогов). Критика сенсуализма.
«Что такое знание?»
- «Чувственное восприятие» - «Значит ложного знания быть не должно, т.к. чувства нас не обманывают; все изменяется, значит нет постоянного знания… но оно есть; Есть память – без ощущений»
- «Знание есть истинное мнение» - «Критерий отличия истины от лжи; чтобы отличать, нужно уже иметь некоторое знание»
- «Знание есть истинное мнение с доказательством» - «Мы знаем вещи, не умея их доказывать»…
Платон (см. 10)
Истина существует. Люди могут друг с другом спорить, есть математика, значит есть истина.
Истина существует объективно, принадлежит другому миру – и в человеке, и вне его.
Каждый предмет имеет нематериальную сущность – идею.
Идея – умопостигаемая сущность предмета. Предмет познаваем, т.к. идея вне нас.
Души до рождения обитали в мире идей и видели их, потом забыли.
Материя без идеи – небытие. Идея – причина существования предмета, цель развития, идеал.
Мир идей – божественный.
Бытие чувственной вещи – не знание, а мнение.
Взял у Сократа:
1. Знание должно быть выражено в понятиях
2. Познание вещей возможно, когда они причастны чему-нибудь одному
3. У всех людей одна способность познания истины
«Федон». Все телесное из частей, подвержено изменению, идея вечна, неизменна, истинна.
Идеи с материей – множественность вещей. Идея бытия дает существование остальным, причастна идее блага. Идея блага превосходит бытие и истину.
Миф о пещере с узниками, прикованными к стене и видящими тени.
«Парменид». «Есть ли идея стихий?», «Есть ли идея грязи и сора?» - «Нет». «Идея великого должна быть причастна идее великости и далее в бесконечность».
«Софист» «Заблуждение – знание о небытии». «Все в мире причастно 5 идеям: бытия, покоя, движения, тождественного и иного»
В конце концов все причастно идее блага… зло в мире, потому что человек не знает идею добра, направляет познавательные способности на мир мнимый, мир вещей.
Но проблема зла Платона не в человеке, а в мире, в теле – корень многих ересей.






