(дополнительный материал)
В это тяжелое для России время (во время царствования Иоанна Грозного) совершен был великий подвиг самопожертвования ради мира святителем Филиппом.
Святой Филипп, в миру Феодор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. Отец его Степан Иванович Колычев был очень любим великим князем Василием Ивановичем. Феодор был первенец его и богобоязненной супруги его Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, “с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам,” отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он бывал часто в царском дворце: кротость и благочестие его оставили сильное впечатление в душе сверстника его Иоанна.
По примеру своего отца Феодор начал военную службу, и ему предстояла заманчивая будущность, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени, до 30-летнего возраста он медлил жениться. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Мф. 6:24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и отправился в обитель Соловецкую. Здесь в течение девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работая как простой поселянин то на огороде, то в кузнице и пекарне; наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, и еще более в нравственном отношении: соединил каналами озера и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах, прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам для сего удалялся в одно уединенное место, известное теперь под именем Филипповой пустыни; написал для братии новый устав, в котором был начертан для них образ жизни трудолюбивой и строго воспрещалась праздность. Игумена Филиппа вызвали в Москву ради духовного совета, но при первом же свидании с царем он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: “не разлучай меня с моей пустыней, не вручай малой ладье бремени великого.” Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп соглашался, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.
|
|
В первое время святительства Филиппова, продолжавшегося с 1567 по 1568 год, утихли ужасы опричнины, но так было недолго: опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решил действовать открыто.
|
|
21 марта 1568 года, в крестопоклонную неделю, перед началом литургии митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в Церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в черных высоких шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза подклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец, бояре сказали: “Владыко святый! Царь требует твоего благословения.” Святитель обратился к Иоанну, пристально, как бы не узнавая его, посмотрел на него и сказал: “В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу... У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется неповинная кровь христианская. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю: хотя и образом Божиим почтенный, ты, однако ж, перстный человек, и Господь взыщет все от руки твоей.” Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец, воскликнул: “Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость.” “Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаюсь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть.” Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил свою злобу до времени. 28 июля, в праздник смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией, святой Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской тафье (шапке), и указал на него Иоанну; но виновный поспешил снять и спрятал тафью, и опричники обвинили митрополита в том, будто бы он сказал неправду с целью посрамить царя пред народом. Тогда Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.
8 ноября, в праздник Архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе и так же, как и в день обличения Грозного, стоял у кафедры. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой объявлялось изумленному народу, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами отвезли в один из московских монастырей. Слышно было, что Грозный хотел сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определил ему заточение по смерть. В то же время казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный прислал к святителю. С благоговением принял ее святой Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и, сказав: “Блажен, его же избрал и приял есть Господь,” возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в тверской Отрочь монастырь.
|
|
Через год после сего двинулся царь со своею дружиною против Новгорода и Пскова и отправил вперед себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоящей своей кончине и приготовился к ней с принятием Святых Тайн. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. “Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел.” Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.). Мощи святителя Филиппа почивают ныне в московском Успенском соборе, который был свидетелем его великого подвига.
16. Петр I и его реформы. Упразднение патриаршества и установление Святейшего Синода.
С XVIII века жизнь россиян меняется коренным образом, и все эти перемены связаны с реформами, которые провел, и в государственном аппарате и в церковном управлении, молодой и энергичный царь – Петр I. Можно по-разному оценивать эти перемены: с одной стороны царь поднял интеллектуальный уровень жителей, в том числе и духовенства, приобщил россиян к достижениям запада и сделал попытку даже его превзойти. Но, пытаясь угнаться за житейскими благами, народ стал терять то, чем так дорожил все это время, то, чем он гордился, и то, что ярко выделяло его из ряда других народов[81] – он стал терять духовность: церковное пение, имевшее в основе знаменный, столповой, путевой и др. распевы стал заменяться партесными[82] произведениями; церковный канон в русской иконе стал замещаться западной гравюрой; богословское образование также часто ведется по западным, латинским учебникам. И если «первыми влияниями здесь были влияния византийской традиции, то очень скоро она стала все сильнее смешиваться с влияниями западными». Ведь когда, еще с XIV века стали проникать западные влияния, то выяснилось, что своими силами бороться с ними русское православие еще не в силах, так как византийское наследие в русичах воспитало по большей части любовь к молитве и поэтому богослужения могли идти и по пять и по шесть часов, а вот любовь к науке пробудилась только к XVII веку. И именно с этого времени «растет сознание того, что священник должен быть не только совершителем таинств, но и учителем, руководителем, пастырем христианской общины». И когда стали искать учителей для богословских школ, то пришли к выводу, что без латинских учебников не обойтись. И бывало часто так, что когда «православным писателям приходилось бороться против протестантизма, они широко пользовались учеными трудами католиков, а когда нужно было ратовать против последних, они прибегали к помощи сочинений протестантских»[83], что в свою очередь неизбежно отразилось на самом богословии многих православных предстоятелей, таких как: Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Платон (Левшин), а позже митр. Макарий (Булгаков) и митр. Антоний (Храповицкий) и др.[84]
|
|
Таким образом, изменяется сам стиль жизни и мыслей русского народа. На этой основе и под влиянием протестантских идей образовался кружок вольнодумцев, которые, как и прочие протестанты отвергали почитание святых и мощей, чудеса, пророчества, авторитет Церкви, а также не признавали церковные таинства, не почитали иконы и монашество и вообще отрицали необходимость обрядовую сторону религии, говоря, что Бог «не требует служения рук человеческих» (Деян. 17, 24-25). В ответ на эти и прочие вызовы протестантизма тогдашний митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский пишет противосектантское сочинение «Камень веры», где, излагая православное учение и защищая обрядовую сторону православия, обличает заблуждения протестантизма, что в свою очередь очень не понравилось царю, мол, это сочинение нарушает дружественные отношения с Западом и его представителями - протестантами.
О широком интересе Петра и к церковной жизни Запада и, в особенности, к Англии, сохранилось довольно много свидетельств. «Он беседовал с самим Кентерберийским и с другими англиканскими епископами все о церковных делах. Архиеп. Кентерберийский и Йоркский назначили для Петра специальных богословов-консультантов. К ним присоединился и Оксфордский Университет, назначивший консультанта со своей стороны»[85]. Видимо под их влиянием у царя появилась мысль и о преобразовании в управлении Русской Церкви. «Знаменитый Лейбниц писал Петру, что хорошее правление может быть только при условии коллегий, которых устройство часов, где колеса взаимно приводят друг друга в движение. Сравнение не могло не понравится Петру, который именно стремился к тому, чтобы Русские люди во всем приводили друг друга в движение, ибо все происходило от разобщенных колес»[86]. И тогда, по настоянию царя, в 1720 собрался собор пастырей русской церкви, где председательствовал и сам Петр I. Признано было полезным поручить управление церковью, вместо патріарха, постоянному Собору пастырей. Причины обнародованы следующие: а) Тогда как занятия одного лица могут останавливаться то болезнями, то смертью его, Собор имеет возможность вести дела безостановочно, и ответы на важные сомнения могут быть всегда готовы; б) легче дознать правду Собору многих, чем одному лицу; в) в решениях Собора более может быть беспристрастия, чем в решениях одного лица; г) решения Собора более имеют важности и твердости, и потому охотнее будуть исполняемы, чем решения одного лица; д) и влияние сильных не столько может препятствовать правильным определениям Собора, чем решениям одного лица. Вследствие сего положено было, не изменяя ничего в основаниях церковного правлений, открыть постоянный духовный Собор, который с 14 февраля 1721 года стал именоваться святейшим правительствующим Синодом. Это решение было поддержано и Восточными патриархами.
Потеряв своего предстоятеля и молитвенника в лице патриарха, народ потерял и должное почтение в церковной власти и ее иерархам, и уже начинает видеть в них не духовных пастырей и тех, кто молитвенно единит народ с Богом, а лишь «одно из государственных учреждений, в котором организуется его религиозная жизнь и отправляются его религиозные нужды»[87]. Происходит религиозное охлаждение, которое потом вырастет до новой и более страшной реформы – революции и наступления 70-ти тяжелейших лет гонений за веру. Именно в это время, по мнению многих, был заложен камень, который лег в основу новой философии «научного атеизма». Этот камень назывался «религиозная тепло-хладность». «Судорожная эпоха Петра, разметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством череды временщиков, мало любивших Россию и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее характера и мировоззрения. Едва успевшая передохнуть за время царствования государыни Елизаветы Петровны, страна вновь оказалась ввергнута в водоворот религиозных, политических, экономических и военных перемен и нововведений, продолжавших размывать традиционные ценности бытия Святой Руси.
Православная Церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей — светочей христианской духовности и православного образования. Самодержавие как принцип правления (предполагающий религиозно осознанное отношение к власти как к церковному служению, послушанию) все более искажалось под влиянием идей западно-европейского абсолютизма… Раскол между массами простого народа, продолжавшими придерживаться традиционных взглядов на жизнь, и его "образованной" (сказать бы — одурманенной!) частью усугублялся засилием среди высшей чиновной бюрократии иноверцев и инородцев. В целом, к началу XIX века существенному искажению подверглись основы русского жизнеустройства, те зиждительные силы, которыми Русь утверждалась и крепла: Православная Церковь лишилась своего канонического устроения, Царская власть попала под влияние светского мировоззрения, общенародное всесословное единство оказалось подорванным»[88]. Происходит смещение полюсов в воззрениях на назначение Церкви и государства. Если раньше царь отдавал свое царство на служение Церкви и она была высшей, вечной ценностью, то теперь император отдает Церковь на службу государству, которое становится кумиром… доходит до того, что императора называют уже архиереем, pontifex maximus, по примеру римских императоров. Поскольку император обладает абсолютной властью в Церкви и санкционирует ее (Церкви) каноническую жизнь, то, следовательно, Церкви для решения дел не нужны соборы. Свободная соборная воля иерархов упраздняется за ненадобностью.
Церковная реформа Петра и Феофана явилась трагическим исходом их тяжелого духовного заболевания рационализмом в богословии.
«Инуде прелазя», рационализм, как тать, продолжал и далее, после Петра, окрадывать русскую душу. Тогда, вместо живого религиозного опыта, составляющего неотъемлемый элемент церковного бытия, в религиозном сознании народа наметилась тенденция к рассудочному восприятию богооткровенных догматов веры, вместо руководства соборным разу мом—управление по образцу государственному, и, как неизбежный результат, вместо верности традициям—вольнодумство. Происходившее под воздействием этих факторов опустошение внутреннего религиозного содержания в жизни русского общества привело к образованию в его высших сферах того духовного вакуума, который по закону компенсации заменило психологическое начало (пиетизм и сентиментализм) и внецерковный мистицизм (масонство). К прежней безжизненной схоластике присоединился бессильный мечтательный морализм. Эти новые веяния стали особенно заметны во вторую половину века, и их влияния не избежали даже самые значительные личности[89].
Поэтому «XIX век — один из самых сложных, запутанных, значительных и интересных в судьбе России. Это золотой век не только русской литературы, но и русской философии и искусства. Это время широкого развития, поляризации и органического смыкания различных религиозных, философских и социальных учений и течений, время поисков и разочарований, тревог и надежд. Это время, когда для одних открылся путь религиозного восстановления, путь в Церковь, — «религиозный апокатастасис мысли и воли», а другие вступили на путь в безверие и даже прямое богоборчество. По удачному выражению Гершензона, это время «великого ледохода русской мысли».
Мистические течения, масонские ложи, Библейское общество, Отечественная война 1812 года, Священный Союз, декабристы, Пушкин и прп. Серафим Саровский, славянофилы и западники, идеалисты сороковых и реалисты шестидесятых годов, теократические и универсалистические мечтания и великие научные открытия, мессианизм и позитивизм, гуманизм и нигилизм, народничество и социализм, эсхатологизм и странничество, А.Хомяков и митрополит Филарет[90], Достоевский и Вл. Соловьев, Л.Толстой и Амвросий Оптинский, Чайковский и Фет, Тютчев и Бородин, Римский-Корсаков и «передвижники», — даже этот самый краткий перечень названий и имен говорит об интенсивности творческого порыва и многообразии духовных исканий прошлого столетия. «Этими и такими именами обозначается и по ним провешивается магистраль русской культуры».
Это время самоотверженного труда многих миссионерских обществ, расцвета различных благотворительных и филантропических учреждений, время начала экуменических контактов, когда вместо прежней отчужденности и враждебности в отношениях между различными конфессиями господствующим стал иронический, дружелюбный дух, благодаря которому стали возможны взаимообщение и даже с отдельными конфессиями переговоры о соединении.
Это время становления и развития новой богословской науки, процветания духовных школ и светской религиозной философии. «Никогда еще Священное Писание не исследовалось с такой тщательностью и не изучалось так всесторонне; никогда история Церкви не разрабатывалась с таким неутомимым прилежанием и не давала таких блестящих результатов; никогда догматы христианства, его мораль, его обрядность, его формы управления и самая сущность религии вообще не изучались во всех их формах с такой основательностью, как в минувшем веке».
Но в общей пестрой философско-общественной мозаике XIX века на фоне десятилетий русской романтики и идеализма (20-50-годы); большого общественного и социально-политического возбуждения, решительных сдвигов и глубочайших переслаиваний всего русского общества, так называемых «великих реформ», а затем и «обратного хода», и времени религиозной тоски и боли, духовного возвращения культурной элиты в Церковь, происходит возбуждение плоского, невежественного рационализма, нравственного и эстетического отрыва и распада[91].
И как итог, «в последней четверти XIX в. марксисты — Энгельс и К. Каутский выступили с утверждением, что Христос вообще не существовал, христианство явилось без Христа, оно выросло из движений римского пролетариата. По почину марксистов, некоторые ученые конца XIX и начала XX в. также стали оспаривать исторический характер личности Иисуса Христа. Между ними приобрел печальную известность даже не богослов по образованию Артур Древе (Art. Drews. Die Christusmythe, 1910), а затем Робертсон, Кальтгоф и другие. Но воззрение, отрицающее бытие Христа, есть исключительное явление, о котором до конца XIX в. ничего не знали. В течение же 19 веков Иисус Христос считался, конечно, за историческую личность[92].