Аристотелизм. Космология. Альберт Великий (1193–1280)

Болонья-Париж-Кельн. Первым использовал аристотелизм для систематизации христианского богословия. Доминиканец. Цель философии – само знание, цель богословия – вести к спасению. Философия помогает: постичь содержание веры, привести людей к вере. Оружие с противниками веры. Материя – потенция существования. Форма определенна и потому действительна. Универсалия есть форма, но не материя (в вещах пребывает в потенции, в уме Божественном или человеческом актуально).

Отстаивает мысль о Творении. Душа – форма тела, которая по разлучении с ним сохраняет способность познавательной и волевой деятельности. Геоцентризм и антропоцентризм. Земля – центр всемирной драмы, где встречаются Бог. Диавол и человек и приводится в исполнение план Спасения. Средоточие жизненных сил Вселенной (естественное обоснование). Шарообразность земли, но без антиподов. География Искупления. Христос распят посредине земли, под Иерусалимом – ад.

Св. Бонавентура (1217–1274). Выздоровел по молитве матери св. Франциску. Обучение во францисканском монастыре (1225–1235), затем в Париже (1236–1248) на факультетах искусств и теологии. Ученик Александра из Гэльса, основателя философского учения францисканцев (августинизм Сен-Викторской школы). Доктор теологии во францисканской школе (оппозиция к орденам преподавателей из белого духовенства в университете). В 1254 г. Манифест против папства. Иннокентий 1У уступает, Александр 1У защищает ордена. Булла 1257 г. Ордена – золотые сосуды, исполненные благоухания. Они призывают верующих стряхнуть оцепенение и немедленно приняться за дела спасения. Утверждение Бонавентуры профессором университета и генералом ордена. Избирает второе. Францисканцам были созвучны мысли Иоахима Флорского о наступлении эры правления монахов – эры Св. Духа. Бонавентура против Иоанна Пармского. Путеводитель души к Богу, Житие св. Франциска. Реорганизация жизни общины (второй основатель ордена). Адаптировал идеал св. Франциска к условиям жизни: замена героической аскезы на аскезу жизни ученого. Наука занимает с тех пор важную роль в жизни ордена.

Тревожное время споров вокруг аристотелизма (60-70 гг.): 1) Старая августиновская школа (францисканские профессора и часть доминиканцев), 2) Новая аристотелевская школа во главе со св. Фомой Аквинским, 3) Латинский аверроизм (факультет свободных искусств и Сигер Брабантский).

Перед опасностью возрождения язычества правоверные профессора выступили единым фронтом против аверроизма, но вначале была дискуссия между учеником св. Бонавентуры, францисканцем Иоанном Пеккамом, и Фомой Аквинским. Францисканец побеждает своей убедительной аргументацией надменного доминиканца. Св. Бонавентура никогда не отрицал доминиканский идеал во имя францисканского, считая их равноценными. Бонавентура и Фома были связаны узами дружбы, но это не распространялось на их философские воззрения. Уже Альберт Великий рассматривал теологию как науку, отдельную от других (философии и естествознания). За своим учителем последовал и Фома Аквинский. Такая позиция проложила дорогу естествознанию Нового времени. Св. Бонавентура не отделял теологию от философии и других наук. Христоцентризм – разделение не помогает в познании мира, но уводит дальше от истины. Единство теологии, философии и естествознания характеризовало христианскую мысль со 2 в.

Св. Бонавентура отчетливо сознавал, что главная опасность исходит не от доминиканской аристотелевской школы, но от радикального аристотелизма. Критиковал Авиценну и Аверроэса. После участия в попытке воссоединения церквей на соборе в Лионе умер. Серафический доктор и столп христианства. С 1270 г. в борьбу против Сигера Брабантского включился и св. Фома. Противник более опасный, чем Бонавентура, ибо атаковал аверроистов на их собственной территории – экзегезе тестов Аристотеля. Окончательное осуждение аверроизма в 1277 г. папой Иоанном и парижским епископом.

Аверорроизм: вечность мира, отрицание Божественного провидения. Астрологический детерминизм, отрицание свободы воли, смертность души. Отрицание ответственности человека. Последствия в простом народе и в университете. Солдат: если душа св. Петра спасена, то и он, имея ту же душу, будет спасен. Духовное брожение на факультете искусств: христианская религия препятствует обучению; если человек знает теологию, то больше ничего не знает; то, о чем говорят теологи, сказки.

Путеводитель души к Богу. Несмотря на мистическую направленность (настраивающую на созерцание, а не логические рассуждения), Бонавентура постоянно обращается к рациональной аргументации выдвигаемых положений. Требует обращения одновременно интеллектуального и духовного. Не сомневается в значении рациональной философии как проводника человека к Богу, но исходит из убеждения, что философия – это плод человеческого разума, а разуму, поврежденному грехом, только вера может вернуть целостность.

Тема движения, перехода. Христианство разрушило цикличность времени и идею истории, как вечного круговорота. Два пришествия Христа дали ориентацию и направленность времени. Это осознал уже св. Августин, сформулировав идею священной истории человечества, которое движется от падения (первородного греха) через Искупление Иисуса Христа к новому небу и новой земле Апокалипсиса св. Иоанна.

Восхождение к Богу – это путь вверх по ступеням иерархически устроенного мира, идея которого утвердилась со времени Псевдо-Дионисия Ареопагита. Седьмому преемнику св. Франциска удалось осуществить синтез видения мира как порядка, установленного Творцом, и мира, в котором развертывается драма человека – существа смертного, но получившего надежду на вечное блаженство. Христианин видит свершающуюся судьбу там, где аристотелик не видит ничего, кроме процессов и вещей, привлекающих его любознательность, что его вполне удовлетворяет. Путь пламенной любви ко Христу Распятому. Мысленный путь из трех этапов: природа как следы Бога, душа сотворенная по образу Бога, возвышение над телесным и душевным (созерцание).

Фома Аквинат (1225–1274. Доктор Анджеликус, Неаполитанское королевство, родство с Фридрихом 2. Послушник Доминиканского ордена. Благословение Иннокентия 4. Ученик Альберта в Кельне. «Мы называем этого человека немым быком, однако, когда он промычит свое учение, эти звуки услышит весь мир. Священство, преподавание, комментарии к Петру Ломбардскому Сумма теологии. Докторская в Париже.

Конфликт между светскими и монашествующими преподавателями университета. Апология монашествующих орденов в ответ на нападки. Борьба с Иоахимом Флорским (Вечное Евангелие), которого поддерживал университет. Озарения и экстазы. Трактат Против ошибок греков. Умер по дороге на Лионский собор.

Борьба на две стороны: против католических филологов-аверроистов, развивавших Аристотеля в нехристианском духе, и против «августинианцев», вообще возражавших против включения идей Аристотеля в богословие. Противники – францисканцы-августинианцы. Сторонники – доминиканцы. Осуждение и признание. Ни один человек после Аристотеля не оказывал такого влияния на интеллектуальную жизнь. Рационалистическое и католическое мировоззрение: Декарт и Фома. Учитель Католической церкви. Сумма теологии возлагается на алтарь наряду с Библией. «Церковь требует, чтобы ее будущие служители изучали философские науки по методу и принципам Ангельского Доктора».

Истины разумные и сверхразумные. Откровение позволяет приобщиться к вере всем людям, а не только выдающимся философам. Философия делает истины Откровения более понятными разуму и позволяет защитить от нападок неверующих. Философия – подготовка к принятию истин Откровения. Это верно как в индивидуальном, так и в историческом плане. Теология выше философии по двум причинам: 1) черпает истины из неложного света Божественной Премудрости вместо обманчивого света рассудка, 2) в силу возвышенности и богатства ее содержания. Философия от творения восходит к Богу, а теология от Бога нисходит к Его творениям. Философия – служанка теологии, так как теология пользуется законами философии для спекулятивного (разумного) выражения веры.

Материальные и формальные объекты. Вопреки Платону, Аквинат отрицает существование врожденных идей и полагает, что разум получает познание лишь из чувственного опыта. Человеческий разум (интеллект) в силу своей причастности (по Творению) к Божественному разуму содержит принципы, делающие возможной деятельность рассудка («семена знания»).

Бог есть Причина всех вещей. Прототипы или прообразы вещей (идеи), существующие в Божественной Премудрости, не суть какие-то самосущие вещи, как полагали платоники, а формы, содержимые в Божественном Разуме. Бог Сам является Прототипом всех вещей.

Душа без тела есть неполная субстанция, и она не может существовать до тела. Душа – микрокосм, ибо в человеке Бог пожелал заключить все элементы и формы мира. Душа бестелесна и нематериальна, неподвластна звездам. Ибо ничто не мешает человеку сопротивляться своим страстям своей свободной волей. Высшее блаженство – не в материи и не в наслаждении души, а в познании Бога. Душа есть лишь потенция, переходящая в действительность лишь по мере познания Бога (акт интеллекта, а не воли), поэтому не может быть своей собственной конечной целью. Нравственное зло есть преступление Божественного закона со стороны воли. Зло есть лишь дефект воли, но не нечто положительно существующее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: