double arrow

Часть I. История цивилизаций Древнего Востока

Предисловие

Перфилова Т. Б.

История цивилизаций Древнего Востока

Т. Б. Перфилова

Ярославль

УДК 93 (075,8)

ББК 63.3(0) 31 я 73

П 278

История цивилизаций Древнего Востока: Учебник для студентов дневного и заочного отделений исторических факультетов педагогических университетов / Т. Б. Перфилова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – … с.

ISBN

Книга представляет собой одну из первых в исторической науке попыток создания интегративного, приемлемого для студентов и выпускников исторических факультетов – начинающих учителей – варианта учебника по истории цивилизаций Древнего Востока. Руководствуясь идеей фундирования опыта личности, мы стремились достичь сбалансированного сближения усовершенствованных в содержании школьного и вузовского учебных концентров, и с этой целью в первую часть учебника поместили откорректированный школьный курс по истории Древнего Востока, углубив его профессионально значимыми для студентов и учителей теоретическими и фактическими знаниями, изложив их во второй части книги. Приняв за исходное «ядро» базовый школьный концентр, составленный по материалам пяти вариантов учебников по истории Древнего мира, мы осуществили его фундаментализацию, то есть углубили и расширили содержание за счёт современных научных представлений по истории древневосточных цивилизаций.

Особое внимание уделено проблеме мировосприятия человека Древнего Востока, а также освещению религиозно-мифологических, этических, эстетических, искусствоведческих аспектов древневосточной культуры.

Для студентов отделения «История» педагогических вузов, а также учителей средних школ, колледжей, лицеев, гимназий.

УДК 9… (075,8)

ББК 63.3(0) 3… я 73

ISBN 978–5– ….

Учебник, предлагаемый Вашему вниманию, представляет собой рецепцию идеи фундирования опыта личности, которая была предложена профессорами Е. И. Смирновым и В. Д. Шадриковым[1] и успешно претворяется в жизнь на физико-математическом факультете ЯГПУ имени К. Д. Ушинского.

Фундирование предполагает использование базовых знаний по предмету, полученных в школе, в качестве структурообразующего фактора для определения содержания и технологий изучения аналогичных базовых вузовских учебных элементов.

По замыслу авторов идеи, разработавших дидактическую систему профессиональной подготовки учителя математики, послойное фундирование школьного предмета на разных этапах приобретения профессионального образования не только обеспечивает преемственность и интеграцию блоков профессионально значимых знаний фундаментальной и методической направленности, но и повышает уровень компетентности будущего учителя, возвращающего свои прочные, сориентированные на школьные курсы знания и опыт в процесс организации самостоятельной педагогической деятельности[2].

Не углубляясь в более детальное изложение всей концепции фундирования (заинтересовавшихся мы отсылаем к указанному изданию), особо подчеркнём, что нас вдохновила прежде всего идея целесообразного сбалансированного сближения усовершенствованных в своей содержательной компоненте учебных концентров – школьного и вузовского. Руководствуясь концепцией и экстраполируя её стержневую часть на изучение истории Древнего мира, мы осуществили попытку интеграции школьного и вузовского вариантов преподавания этой дисциплины. Отправным «ядром» в процессе вузовского преподавания древней истории является откорректированный нами школьный курс этого предмета; он разрастается, углубляется, а в случае необходимости исправляется за счёт привлечения профессионально значимых теоретических и фактических знаний, насыщается языком науки, что даёт возможность выпускникам исторического факультета педагогического университета в ходе их самостоятельной педагогической практики не только избежать грубых профессиональных просчётов, но и усовершенствовать предложенный школьный концентр.

В настоящее время при изучении истории Древнего мира в общеобразовательной средней школе существует не менее пяти вариантов учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ в качестве базовых моделей освоения этой дисциплины. Авторы созданных в начале XXI века учебников для школы – сторонники цивилизационного подхода, придерживающиеся плодотворного методологического принципа многофакторного анализа, уделяющие первостепенное внимание культурно-историческому развитию древних народов.

Учебники написаны профессионалами своего дела, авторами некоторых из них являются профессора с многолетним стажем работы в университетах. За каждым учебником стоят кропотливый, добросовестный труд по осмыслению результатов педагогической деятельности, тщательный отбор и грамотная систематизация учебного материала.

Новое поколение учебников по истории Древнего мира соответствует современным дидактическим задачам: они служат реализации идеи развивающего обучения школьников, доносят до сознания учащихся результаты современных научных достижений.

Вместе с тем структура, логика изложения материала не всегда бывают удачными. В учебниках встречаются анахронизмы и хронологический разнобой, варианты написания и произношения имён собственных не унифицированы. Учебники не свободны от научных пристрастий их авторов, что сказывается на подборе фактов и их интерпретации. Уровень сложности предлагаемых учебных материалов различен, что делает целесообразным использование некоторых изданий не в общеобразовательных учреждениях, а в школах с углублённым изучением гуманитарных предметов.

Поскольку концепция фундирования предполагает определение содержания базовых школьных учебных элементов, и прежде всего – содержания знаниевой компоненты, мы взяли на себя смелость создать некое унифицированное «ядро» школьного курса по истории Древнего Востока. С этой целью мы после досконального изучения содержания всех учебников отобрали лучшие параграфы в представленных авторами разделах и темах – в них, на наш взгляд, адаптация материала к возрасту пятиклассников не привела к существенному искажению выводов, сделанных в науке, то есть научность коррелирует с доступностью изложения. В связи с тем что авторы учебников обладают своим видением материала, содержание параграфов не дублируется, но аналогичные вопросы в одних учебниках рассматриваются удачнее, чем в других, мы, поместив базовую основу лучшего в нашем восприятии параграфа учебника по той или иной теме, добавляли к ней дополнительную информацию по этой же теме, содержащуюся в других школьных учебных изданиях, указанных и в тексте, и в списке использованной литературы.

При этом мы, в отличие от авторов учебников, не стремились создать дидактическую систему изучения истории Древнего мира в школе, поэтому и не разрабатывали дидактическую составляющую изучения этой дисциплины. Более того, пытаясь скомпоновать содержательное «ядро», мы лишали школьные учебники имеющихся в них приёмов формирования интеллектуальных умений и навыков школьников, полагая при этом, что точно указанный адрес приведённых материалов позволит пользователю самостоятельно овладеть интересующими его технологиями постижения древней истории в школе.

Наша задача была значительно скромнее: предложить наиболее совершенный вариант школьного знания, приемлемый для его фундаментализации в вузе. С этой целью для каждой представленной базовой школьной версии изучения конкретной темы или проблемы по истории Древнего Востока предлагается аналогичный по формулировке базовый блок материалов, предназначенный для студентов, изучающих историю древневосточных цивилизаций в педагогическом университете. Этот блок, или модуль, разрабатывался на основе исторических источников, монографических исследований, учебной литературы по истории Древнего мира и истории мировых цивилизаций, а также справочных и энциклопедических изданий.

Следовательно, взяв в качестве исходного модуля школьный вариант освещения той или иной темы/проблемы по истории Древнего Востока, мы рассмотрели возможность модификации этого модуля в лекционном курсе по истории древневосточных цивилизаций в педагогическом университете, предполагая при этом, что будущий учитель, руководствуясь приобретёнными и усвоенными знаниями, сможет грамотно рассмотреть ту же тему/проблему, апеллируя (в случае необходимости) и к школьному, и к вузовскому базовым инвариантам предложенных в нашем учебнике текстов.

Студенты дневной формы обучения, преодолевая при помощи данного учебника разобщённость и кажущуюся изолированность школьного и вузовского курсов истории Древнего мира, смогут во время педагогических практик вносить в структуру и содержание своих уроков своевременные коррективы.

Студенты заочной формы обучения получают возможность более тщательной подготовки к экзаменам: сформировав на основе предложенных версий школьного курса свои базовые знания, они легче смогут самостоятельно постигать проблемы древней истории, используя современные научные подходы и достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: