РАЗДЕЛ I. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1. | Маркетинг | + | + | + | + | + | ||||
2. | Статистика | + | + | + | + | |||||
3. | Деньги, кредит, банки | + | + | + | ||||||
4. | Финансы | + | + | |||||||
5. | Институциональная экономика | + | + | + | + | + | + | |||
6. | Страхование | + | + | |||||||
7. | Мировая экономика и международные экономические отношения | + | + | + | + | + | + | |||
8. | Налоги и налогообложение | + | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Семинары | СРС/ в т.ч. КРС | Всего |
1. | Введение в экономическую историю. | - | ||||
2. | Реформация и «Дух капитализма». | - | ||||
3. | Реформистский путь перехода к рыночной экономике в России. | - | 8/2 | 12/2 | ||
4. | Промышленный переворот. | - | 8/2 | 12/2 | ||
5. | Вторая технологическая революция. | - | ||||
6. | Стадия монополистического капитализма. Кризисы. | - | ||||
7. | Европейские модели экономического развития. | - | ||||
8. | Американская модель экономики. Азиатский путь экономического развития. Исламская модель экономики | - | 8/2 | 12/2 | ||
9. | Экономическое развитие России на рубеже XX-XXI вв. | - | ||||
Итого | - | 36/6 |
6. Вопросы к зачету:
1. Первые крупные денежные состояния в Средневековой Европе.
2. Главные условия генезиса капитализма.
3. Основные источники первоначального накопления капитала.
4. Наибольший барыш в период раннего капитализма.
5. Первые денежные и кредитные операции.
6. Первые формы накопления денежного капитала.
7. История эксплуатации производителей.
8. Ростовщический процент.
9. Новые источниками накопления капитала в конце средних веков.
10. Наиболее прибыльные отрасли экономики в период становления капитализма.
11. Лидеры мировой торговли в XVII веке.
12. Новая форма торговли в период становления капитализма.
13. Первая профессиональная торговля в Западной Европе.
14. Причины возникновения крупной промышленности в Англии и Германии.
15. История земельных отношений в России, Европе, США.
16. Условия развития крупного хозяйства в ранний период капитализма.
17. Экономическое развитие России в середине Х1Х века.
18. Бюджетные реформы в России в 60-е годы.
19. Госбанк в финансово-кредитной сфере в России.
20. Фондовый рынок в дореволюционной России.
21. Главные условия учреждения и развития первых акционерных коммерческих банков в дореволюционной России.
22. Акционерный капитал в Х1Х веке в России.
23. Экспортные статьи в России Х1Х века.
24. Основные поставщики промышленного оборудования в дореволюционной России.
25. Основные статьи дохода бюджета в дореволюционной России.
26. Формирование губернского хозяйства в России.
27. Биржевые кризисы в России.
28. Акционерные общества в дореволюционной России.
29. Промышленные кризисы в России.
30. Создание синдикатов в России.
31. Иностранный капитал в России.
32. Новые крупные промышленные производства в России.
33. Место дореволюционной России на европейском рынке ценных бумаг.
34. Министерство финансов в дореволюционной России.
35. Причины первых экономических кризисов.
36. История золотого рубля.
37. Налоговая политика Бунге.
38. Основные причины быстрого роста экономики в период С.Ю. Витте.
39. Первые монополии в России.
40. Основные объекты спекуляции на фондовой бирже 1900г в России.
41. Финансовая политика Рейтерна.
42. Тарифная политика Вышнеградского
43. Социальные последствия промышленной революции.
44. Характер экономического кризиса 30-х годов ХХ века.
45. Новизна политики Рузвельта.
46. Противники курса Рузвельта.
47. Характерные черты социально - ориентированной модели экономики в Западной Европе.
48. Государство благосостояния.
49. Критерии перехода общества в стадию постиндустриального развития.
50. Исламская экономическая модель.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. История экономики. Учебник под редакцией О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкина.- М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Конотопов М.В. Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран: Учебник. – М.: Кнорус, 2011. – 320с.
3. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
б) дополнительная литература
1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2011. – 480с.
2. Бессолицын А.А. Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
3. Богомазов Г.Г., Благих И.А. История экономики и экономической мысли России. - М.: Экономика, 2010.
4. Грегори П. Политическая экономия сталинизма. - М.: Росспэн, 2006.
5. Исламская экономическая модель и современность / Р.И. Беккин. - М.: Марджани, 2009. - 344с.
6. Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика. - М.: Инфра-М, 2005.
7. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. – М.: ТЕИС, 2002.
8. Экономическая история: хрестоматия. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- компьютерные классы с выходом в интернет;
- доступ к современным информационным системам (www.gks.ru, www.tatstat.ru, www.libinfo.org, https://edu.cnoir.ru/ и др.);
- аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения;
- системы компьютерного тестирования.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
- зачет.
История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин – истории и экономики. История экономики изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды? Что эти люди ели? Где они жили? Как одевались? Что из себя представляли деньги?
Экономисты впервые обратили серьезное внимание на историю в середине XIX века, когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов, Именно немецкая историческая школа и положила тогда начало новой научной дисциплине – экономической истории.
Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки – периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и критику, наиболее интересные из них.
Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера. Немецкие экономисты и историки – Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине XIX века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:
1) “ Естественное ”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен – до середины XII века. Путь в среднем не более мили – с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом.
2) “ Денежное ” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей.
3) “ Кредитное ” (или народное) хозяйство начиная с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении – машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.
Формационный подход Маркса – Сталина. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.
1) Общинный (или первобытно-общинный) строй – с X тысячелетия по VI век до н.э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основное общественное отношение – внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует.
2) Рабовладельческий строй – с V века до н.э. по V век н.э. Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и на людей (рабов) эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер – пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно также поступают с “плохими” рабами. Основное общественное отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы – антагонистичны и рано или поздно должны привести к смене формации.
3) Феодальный строй – VI – XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами – крестьяне и феодалы.
4) Капиталистический строй – XIX век. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер – тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами – рабочие и капиталисты.
5) Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.
Историко-хронологический подход. Наиболее удобным подходом является традиционный подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья, выделяется семь законченных периодов.
Древний – XXXIII – VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.
Античный – с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.
Средневековый – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.
Возрождения – с середины XV по середину XVII века. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.
Просвещения – с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира.
Свободной конкуренции – с последней четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция.
Монополистической конкуренции - с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.
Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.
Источники данных об экономическом развитии. В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания: описанные, логические, так и специальные: исторические, экономические, психологические и математические.
Обильную пищу для размышлений предоставляют также: 1) археологические раскопки; 2) данные учета населения – периодически в течение последних двух с половиной тысяч лет проводящиеся переписи населения (раньше они служили преимущественно для целей налогообложения или мобилизации) и возможные регистрации: рождений, браков, смертей, завещаний; 3) тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов; 4) книги таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Милль, Маркс, и даже 5) художественная литература, ведь то, что для авторов «Илиады», “Робинзона Крузо” или “Дон Кихота” было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным свидетельством наблюдательного современника.
Что же касается последнего столетия, то здесь мы имеем достаточно стройную систему сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За последние десять лет она была практически полностью компьютеризирована. Большинство стран мира, включая Россию, используют единую систему национального счетоводства (СНС), разработанную под эгидой ООН.