double arrow

Последовательные образы

Зрительное ощущение имеет свою продолжительность во времени. После того как внеш­нее раздражение через зрительный аппарат дошло до сознания и прекратилось, мы неко­торое время продолжаем его ощущать. След от раздражения носит название последова­тельного образа.

Последовательный образ будет положительным в том случае, когда будет соответство­вать начальному образу по яркости и цвету. Взлетающая ракета, например, производит впечатление светящейся струи, тлеющий уголь, вращаемый в темноте, — впечатление огнен­ной окружности, а мелькающие на экране кинокадры — впечатление непрерывного движе­ния. Это — примеры последовательно положительных образов зрительного ощущения.

Темные следы, оставляемые светящимися или яркими предметами при последующем взгляде на белую поверхность, будут примерами последовательно отрицательных образов. К ним относятся также следы, противоположные по цвету: зеленый след, оставляемый красным цветом, или желтый след, оставляемый синим цветом, и другие.

Кажущееся при этом изменение цвета носит название последовательного контраста. По закону последовательного контраста цвета изменяются в сторону дополнительного цвета.

Название «дополнительные цвета» указывает на то, что каждый из пары цветов до­полняет свой противолежащий до белого цвета. Дополнительные цвета составляют основ­ные парные или двухчастные цветовые гармонические сочетания.

Наиболее удобной системой для анализа цветовых сочетаний можно считать спектраль­ный круг, в котором цвета спектра располагаются последовательно, кольцом (рис. 29).

Противолежащие по кругу дополнительные цвета будут простыми парами цветовых сочетаний. Они создают наибольший цве­товой контраст. При оптическом смешении они дают белый или серый цвет, при ме­ханическом смешении — серый или черный.

Дополнительные цвета, последователь­но рассматриваемые, приобретают большую насыщенность.

Явление последовательного контраста используется художниками как одно из важных художественных средств живописи. По мере того как мы переводим свой взгляд от одной части изображения к другой, окра­шенной в дополнительный цвет, мы ощу­щаем, что краски в картине все больше и больше загораются. Это качество красок картины оставляет у нас ощущение цвето­вой гармонии. Многие композиции больших мастеров построены на гармоническом единстве последовательного восприятия до­полнительных цветов.

Кроме последовательных контрастов, в сочетаниях разных цветов возникают одно­временные или смежные контрасты.

На светлом фоне цвет кажется темнее, на темном — светлее. Больше того, на си­нем фоне он кажется более теплым, на желтом — более синим.

Изменение цвета по светлоте назы­вается ахроматическим контрастом. Изме­нение по цветовому признаку — хроматиче­ским. Хроматический контраст наиболее заметен при равносильной светлоте сопо­ставляемых цветов и при их небольшой на­сыщенности.

Хроматические и ахроматические кон­трасты так же, как и последовательные контрасты цветов, увеличивают насыщен­ность и светлоту цвета в картине и поэтому служат средством цветового обогащения ограниченных возможностей палитры ху­дожника.

Цветовые гармонии могут строиться на нескольких цветах, равно отстоящих по спектральному кругу (рис. 29).

Мы часто можем наблюдать в картинах, что фон у освещенной части лица затемнен, а у теневой высветлен. Обострение смежного контраста усиливает светотеневые отноше­ния и придает большую яркость освещенным частям изображаемого предмета.

Рис. 29. Спектральный круг и цветовые сочетания. Вверху — двенадцать цветов спектра расположены по кругу, в котором дополнительные цвета размеще­ны диаметрально противоположно. В середине — из спектрального круга выделены два дополнительных цвета. Внизу — из круга выделены три цвета, рав­ноотстоящие друг от друга и хорошо гармонирующие по отношению друг к другу.

На последовательных и смежных контрастах основываются гармонические сочетания по цвету. Цветовая гармония может составить тему для большого исследования. Но из мно­жества возможных гармонических сочетаний мы остановимся на самых простых и прове­ренных изобразительной практикой.

Картина Ф. А. Васильева «Баржи на Волге» показывает пример мастерского исполь­зования гармонии двух дополнительных цветов — оранжевого и синего, которые художник сопоставляет в картине в обилии разработанных вариаций (рис. 25).

Сочетание красок в картине художника М. А. Врубеля «Сирень» (рис. 26) построено на противопоставлении темно-зеленого цвета листвы и розово-лиловой окраски цветущих ветвей. С точки зрения цветового решения картины она представляет собой богатую, много­вариантную разработку сочетания двух дополнительных цветов: зеленого и сиреневого. Со­четаемые цвета, следуя светотени гроздей и листьев, приобретают многочисленные розо­вые и лиловые оттенки, в сумме составляющие общий цвет сирени, который противопостав­ляется общему зеленому цвету листы с ее многочисленными оттенками.

Лучшее из произведений нашей древней живописи — «Троица» Андрея Рублева — мо­жет служить классическим примером гармонии цвета (рис. 31). Прежде всего привлекает внимание золотой фон картины и голубые одежды фигур; возникает ощущение гармонии цветовой композиции золотого и голубого. Ее дополняют темно-вишневый цвет одежды цен­тральной фигуры и светло-зеленые одежды боковых фигур. Схема цветовой гармонии кар­тины «Троица» основана на сочетании четырех равноотстоящих друг от друга дополнитель­ных цветов, которые мы можем наблюдать в спектральном круге.

В картине Э. Делакруа «Марокканец, седлающий коня» (рис. 30) схема цветового по­строения основывается на гармоническом сочетании равноотстоящих друг от друга цветов спектрального круга; при этом насыщенность цвета обратно пропорциональна площади цве­тового пятна. Второстепенные предметы, которые изображены в картине, окрашены в ко­ричнево-серый и другие незаметные цвета, не нарушающие основной гармонии ее цветовой композиции.

Размах широкого применения цвета в русской архитектуре достигает несравненной силы в величественном ансамбле Троице-Сергиевой лавры. Гармоническое сочетание кра­сок придает архитектуре торжественную значительность, а цветовые гармонии получают монументальную силу. Фрагмент акварели «Троице-Сергиева лавра» (рис. 32) показывает, как золото центрального купола собора гармонирует с окружающими его синими купо­лами, как красный цвет стен колокольни сочетается с зелеными цветами крыш, изразцов, наличников, крылец и т. п. С особой силой цветовая гармония выступает в зимнее время; когда окружающая природа окутана снегом и туманом, ансамбль получает широкий се­ребристо-серый фон. Цветовые архитектурные массы величественно доминируют над снеж­ными просторами.

Цветовая гармония составляет одну из существенных сторон живописного произведе­ния и выступает на первый план в декоративной живописи, в архитектурных плафонах, настенных росписях и пр., в мебели, костюмах, орнаментах, коврах, тканях и других видах прикладного искусства. Она так же важна в живописи, как соразмерность величин в архи­тектуре или гармонические созвучия в музыке.


Сейчас читают про: