double arrow

Образное представления


Глава четвёртая. Творческая тенденция.

Как выше было показано, колорит в природе зависит от трех причин: от световой среды, от цвета предметов и от свойств нашего зрения. Однако колорит изображения во многом зависит и от четвертой причины — от направленности работы художника, от его творческой тенденции.

Что понимается под тенденцией изобразительной работы?

Между зрительным впечатлением от предмета и нанесением красок на картинную плоскость с целью его изображения в нашем сознании происходит сложный мыслительный процесс. Этот процесс всегда имеет определенную направленность в зависимости от инди­видуальных особенностей автора, его мировоззрения, от того, на каких чертах предмета или явления сосредоточивается автор, в зависимости от тех мыслей и чувств, которые он собирается вложить в свое произведение. Все это неизбежно влияет на образы, склады­вающиеся в сознании автора, и на их изображение. Так создается та самая тенденция работы, которая в конечном счете определяет характер изображения и характер колорита.

Процесс образного мышления не является предметом нашего изложения в настоящей книге, но с ним необходимо познакомиться хотя бы в общих чертах, чтобы ориентиро­ваться в работе.

Передача живописного состояния видимого предмета является главной задачей техники живописи.

Для правдивой передачи живописного состояния предмета необходимо ясное, глубокое и образное представление о состоянии его освещенности и обо всем предмете в целом. Без этого невозможна профессиональная работа. Иначе она будет носить поверхностный, ди­летантский характер.

Как складывается представление?

Во-первых, из зрительных наблюдений в натуре, без которых нельзя вообще что-либо знать об окружающем. Во-вторых, из всестороннего знания предмета, которое развивается вместе с подъемом общего уровня современных представлений художника и, в-третьих, из непрестанной изобразительной практики, на которой проверяется и оценивается правиль­ность, глубина и образность воспроизводимых на картине впечатлений, оцениваемых как самим художником, так и его зрителем.

Образное представление о живописном состоянии возникает из непосредственных зри­тельных, а также осязательных ощущений, которые оставляет видимый предмет в нашем сознании. Зрительные ощущения возникают от воздействия того света, который распростра­няется видимым предметом и доставляет нам сведения о величине предмета, его форме, цвете, положении в пространстве. Зрение дает сведения о предмете, но сведения эти раз­розненные, односторонние и не могут дать полного представления о нем в целом.

К деятельности зрения и других органов чувств присоединяется деятельность мышле­ния, связывающего ощущения воедино. Из совокупности разрозненных, прежде всего зри­тельных ощущений складывается восприятие живописного облика предмета в целом, его непосредственный зрительный образ. Это то чувственное восприятие, которое лежит в ос­нове познания природы.




Зрительный образ, возникающий непосредственно от воздействия видимого предмета на наше зрение, является основой для живописной работы. Ценность его заключается в том, что он является первым отпечатком виденного в нашем сознании. Как первый отпечаток, он дорог своей первоначальной свежестью, остротой первого впечатления, а также искрен­ностью и непосредственностью реакции нашего зрения и сознания на видимое. Ценность первого впечатления, перенесенного в картину, придает ей живость натуры. Это может быть эффект освещения, гармоническое сочетание красок, рельефный блеск фактуры, характер­ный оттенок цвета и т. п. Удачные наброски и этюды сберегают и накапливают этот жи­вой материал для живописного изображения. Зрительный образ воспринимаемого предмета является содержанием этюдной работы.

Однако поверхностно воспринятый непосредственный образ часто грешит неполнотой и односторонностью. Этюдная работа может отражать единичное, частное, случайное. Если в живописной работе исходить только из первых впечатлений и из непосредственных вос­приятий, то результаты ее могут оказаться внешне привлекательными и даже эффект­ными, но бессодержательными и пустыми.



Из этого чувственного материала восприятия при помощи мышления, путем всесто­роннего изучения предмета складывается представление, также весьма важное для живо­писной работы. Его отличие от восприятия и исключительная ценность для художника за­ключаются в том, что представление может воспроизвести живописный образ предмета в его отсутствии, без натуры.

Имея ясное представление о предмете и о его живописном облике, художник может не только сознательнее и правильнее работать с натуры, но и может также воспроизвести живописный образ ранее виденного предмета по памяти, создать в своем воображении но­вый глубокий по содержанию живописный образ, не прибегая к натуре. Особенно важно это для архитектора, который изображает в проектах лишь будущие дома, создаваемые в его воображении.

Однако представление о предмете и, следовательно, его живописное изображение будут неполными и в значительной мере поверхностными, если они не будут углубляться и уточ­няться практикой изображения предметов. Такие уточнения составляют одну из основных задач учебного или студийного рисунка.

Содержанием изображения в учебной работе или студийном рисунке обыкновенно слу­жит правильное образное представление. В учебных рисунках присутствует и художествен­ная ценность непосредственного восприятия, но она нужна как первая необходимая ступень художественного обобщения. Она служит для создания последующей ступени образного представления о предмете, которое вырабатывается в процессе изображения, углубляющем наше познание.

Необходимо, чтобы представления художника о живописном облике предмета были истинными. Они должны вытекать из передового мировоззрения и отвечать общественным задачам искусства. Изобразительная практика служит решающим критерием и необходи­мым условием истинности образных представлений художника. В живописной практике художник проверяет результаты своих образных представлений, внимательно следит за тем, какие плоды они принесли в его творчестве, какие ошибки им совершены и как их нужно исправлять, накапливает постепенно художественный опыт, совершенствует свое изобрази­тельное мастерство. И когда художник пройдет большой практический путь таких проверок, его воображение сможет создавать ясные и полные, красивые и простые образные обоб­щения видимого.

При правильном представлении об изображаемом предмете художник никогда не бу­дет ограничиваться только натурными этюдами и набросками; художнику станет доступна передача широких замыслов, возникающих в его свободном воображении, способном пред­ставлять и художественно обобщать. На высокой ступени развития образного мышления, характеризующей зрелого мастера, ему станут доступны большие тематические композиции со значительным содержанием, в которых он сможет воплотить свои высокие творческие стремления и идеи. Он сможет находить в правдивых образных представлениях чувствен­ный материал для выражения своих идей и сознательно обращаться к наблюдению и изу­чению тех видимых предметов, которые способны выразить общую мысль композиции в живописном воплощении.

Глубокое и полное представление складывается при освоении большого и всестороннего круга знаний, ибо изобразительная практика затрагивает все отрасли материальной и ду­ховной жизни. Большой художник, будь то живописец, литератор, скульптор, музыкант или архитектор, должен быть человеком с высоким культурным уровнем, широким исто­рическим кругозором,— человеком, вооруженным знаниями современной науки и техники, идейно целеустремленным в своем творчестве и владеющим профессиональным мастерством. Объем его знаний должен дать ему возможность подробно анализировать свойства пред­метов или явлений и обобщать их в художественный образ.

Итак, образное представление является основой для изобразительной работы. Нельзя правильно нарисовать и написать предмет, не имея о нем правильного всестороннего пред­ставления.

Образное представление живописца развивается в процессе изучения предмета, изуче­ния тех закономерностей, по которым складывается его живописный облик. Оно разви­вается в учебной или студийной работе.

Художник Чистяков высоко ценил рисунки своих учеников, протертые до дыр, не по­тому, что они представляли ценность законченного произведения, а потому, что на таком рисунке ученик добивался ясного представления о предмете. Такой рисунок, не представляя интереса для зрителя, приносил большую пользу ученику, работавшему над совершенство­ванием своего представления, над повышением своего мастерства.

Часто начинающие работать, озадаченные темой, долгое время ходят в ожидании воз­никновения в их воображении «образа» будущей картины и соответствующих технических приемов, не отдавая себе отчета в том, как протекает изобразительный процесс и в какой зависимости находятся его составные элементы — восприятие, образное представление, за­мысел и изображение. Если замысла нет, значит нет образного представления о предмете, не найдены и приемы изображения; значит, художник по отношению к данной теме яв­ляется учеником и ему предстоит подробное изучение, детальные зарисовки и этюды, которые являются подготовкой для данной темы. Только тогда его воображение получит силу и свободу, когда он проштудирует свой предмет. Изображение появляется не в результате сказочной вспышки таланта, а лишь в результате талантливого воспроизведения истинного, исчерпывающего представления. И если мастер, переходя от одной темы к другой, не пре­вращается на время в ученика, то его мастерство обречено на увядание.

Только та работа достигнет высокого профессионального уровня, которая будет на­правлена на глубокое всестороннее изучение предмета, на изучение закономерностей ко­лорита и технических приемов его передачи.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: