double arrow

План участка


Глава первая. План.

Часть третья. Акварель в архитектурном чертеже.

Выбор того или иного приема акварельной техники в исполнении архитектурного чер­тежа тесно связан с характером и содержанием самого чертежа. Прежде чем решать во­просы его графики и цветовой обработки, следует отдать себе ясный отчет в том, что со­ставляет наиболее существенную сторону изображаемого, какие его элементы должны быть наиболее полно и ярко выявлены средствами графики. Для этого перед графической об­работкой чертежа необходимо проделать эскизную работу. Чтобы получить простой и ясный чертеж, необходимо предварительно выполнить несколько эскизов. Время и труд, потрачен­ные на это, всегда с лихвой окупаются. Работа, сделанная по хорошему эскизу, будет свежа и выразительна, а сделанная без эскиза сама превратится в эскиз со следами много­численных переделок и неуверенных поисков графического приема.

Начиная изучение вопросов исполнения архитектурного чертежа с плана участка, рас­смотрим его особенности с точки зрения изобразительных задач.

Генеральный план предназначен для того, чтобы показать сооружение в связи с окру­жающим, показать, в какой мере сооружение выполняет свою задачу преобразования при­родной среды, в какой мере в сооружении правильно учтены требования окружающей об­становки. Генеральный план показывает правильность композиционного расположения от­дельных зданий и т. д.

Многочисленные приемы архитектурной графики в изображении генеральных планов можно разделить на три группы: линейно-графические, светотеневые и многоцветные.

К линейно-графическим способам относятся такие, при которых главное в чертеже вы­деляется силой тона и толщиной линий, с оставлением на периферии чертежа тонких ли­ний и чистой бумаги (рис. 66). По технике исполнения чертеж может быть выполнен пером и тушью, пером и акварелью, а также карандашом и углем.

Так, для генерального плана промышленной площадки наиболее характерна и суще­ственна технико-экономическая связь смежных территорий или сооружений, что наряду с другими соображениями является ведущим в архитектурной композиции такой площадки. Элементы благоустройства имеют подчиненное значение, хотя и не могут быть в условиях нашего строительства оставлены без внимания.

Графика генерального плана промышленной площадки сообразно характеру архитектуры носит черты лаконичного, делового чер­тежа с монохромным приемом оформления и минимальным применением цветовых средств акварели. Все графические средства сосредоточиваются на технологической схеме, на эко­номической связи построек, на производственной стороне архитектурной композиции и так же лаконичны, как и сам архитектурный образ; здесь уместны тушь, монохромная аква­рель, простая обобщенная светотень, четкие линии и формы, носящие подчас схематиче­ский диаграммный характер.




Рис. 66. Схематический прием изображения генерального плана. План промышленной площадки. Чертеж выполнен в линиях с монохромной обработкой тушью или темной акварельной краской.

К светотеневым способам относятся приемы работы тушью или акварелью, когда глав­ное в чертеже выделяется яркой освещенностью с контрастной разработкой однотонной светотени, а второстепенные части чертежа, от центра к периферии, погружаются в полу­тон, что делает их менее заметными (рис. 67). По технике исполнения здесь следует раз­личать приемы отмывки тушью и немногоцветной обработки акварелью.

В генеральном плане города или его части на первое место выступают архитектурная связь сооружений, составляющих единую систему, единую объемно-пространственную орга­низацию целого и частей. Здесь необходимость рельефно выразить значение того или иного градостроительного комплекса определяет общий светотеневой характер чертежа.

Это в наибольшей степени относится к архитектурному центру больших городов, где сосредото­чиваются крупные общественные и государственные здания.

Рис. 67. Светотеневой прием изображения генерального плана. План центрального ансамбля города. Чер­теж выполнен акварелью в две — три краски со светотеневой обработкой архитектурных объемов.



Сообразно с подобным характером архитектуры графическое выполнение генерального плана носит черты ясной объемной композиции; архитектурные пропорции площади, улицы, отдельного сооружения и его частей выявляются в чертеже светотенью с достаточной детализацией главных частей в планировке и застройке. Графика здесь способствует концентрации внимания на главном; его акцентировка достигается приемом светотене­вого сгона либо более ярким и интенсивным цветом в центре чертежа с размывкой по краям (рис. 67).

Наиболее сложным и вместе с тем реалистичным в изображении гениальных планов является третий, многоцветный, способ акварельной обработки чертежа. При правильном, обдуманном применении этот способ дает наиболее ясное и исчерпывающее представление о будущем строительстве. При многоцветной акварельной обработке чертеж генерального плана рассматривают как картину с самолета, с передачей характерных черт местной при­родной среды, освещения, красок.

Такое изображение генерального плана наиболее до­ступно и понятно зрителю, так как свободно от всяких условных обозначений или услов­ных графических приемов; оно наиболее наглядно и образно передает общую' компози­ционную идею сооружения, дает наиболее правильное и полное представление о характере его архитектуры (рис. 68).

Рис. 68. Полихромный прием изображения генерального плана. План санатория или дома отдыха. Чертеж выполнен акварелью как многоцветное живописное изображение территории с самолета.

Генеральный план дома отдыха или санатория должен давать представление об усло­виях для отдыха и лечения трудящихся. Здесь важно в генеральном плане наиболее вы­пукло показать связь архитектуры с ее природным окружением: выявить важную роль здоровой, красивой природной среды в лечебном процессе. Архитектурному облику домов отдыха, пионерских лагерей, спортивных площадок и пр. наиболее соответствует в чертеже живой, многоцветный колорит; цветная акварель здесь наиболее уместна. В генеральном плане этих сооружений акварельная обработка позволяет хорошо выявить столь важную здесь композиционную роль зелени и воды в общем архитектурном целом.

Приемы графической обработки генеральных планов могут быть применены и самостоя­тельно и в различных сочетаниях. Во многом это зависит от сложности генерального плана, от его характеристики и от графического исполнения смежных чертежей, входящих в со­став всего проекта. Совместное применение нескольких приемов часто применяется при составлении генеральных планов больших городов или обширных районов. В этом случае промышленные территории, железнодорожные узлы, складские базы и т. п. показывают плоско, условно, схематично, монохромно, а селитебные территории — более объемно, пла­стично, с нанесением падающих теней, чтобы показать этажность жилой застройки, высоту и объемное построение общественных зданий, выделить общественный центр города и т. п. Цветом выделяют скверы, бульвары, парки, лесопарки, внутриквартальную зелень, спор­тивные сооружения, территории специальных выставок и т. п. Цветом также выделяют водоемы, реки, озера, которые в планировке населенных мест имеют большое функцио­нальное и композиционное значение.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: