double arrow

План сооружения


План сооружения предназначен для того, чтобы показать расположение помещений, их внутреннюю связь между собой, показать общее архитектурное построение здания. По плану здания судят об его удобстве и красоте, о выразительности и общей архитектурной ком­позиции.

При выборе приема графического исполнения плана следует иметь в виду его специ­фическое назначение. План может быть технологический, конструктивный и общий — архи­тектурный.

Технологический план служит выявлению внутренней рабочей связи помещений, удобства расположения необходимого оборудования, мебели и пр.; показывает организацию процессов производственной и общественной жизни, которые будут протекать в новых со­оружениях. Для изображения таких планов существует схематическая, диаграммная гра­фика. В технологическом плане промышленного сооружения показывается без деталей и частностей расстановка оборудования, указывается технологический поток продукции пред­приятия, производственная эффективность планировки помещений и т. д. В подобном плане общественного сооружения схематично и общно показываются количество зрительных мест в зале, график движения посетителей, оборудование сцены или оборудование кухни в об­щественной столовой и т. д. В технологическом плане жилого здания показываются наи­более удобные варианты использования жилой и полезной площади — кухни, ванной; устройство всевозможной механизации и т. д.




Графика технологических чертежей носит всегда характер простого, лаконичного и схе­матического изображения.

Конструктивный план показывает характер строительных материалов и конструкций, принятых в проекте будущего сооружения. Конструктивный план служит основанием для составления сметы и определения стоимости постройки. В проектной и строительной прак­тике принята определенная линейная графика конструктивных рабочих чертежей со всеми твердо установленными способами обозначения размеров, материалов и т. п., изучаемая в специальных курсах черчения.

Рис. 69. Традиционный прием изображения плана сооружения. Архитектор О. И. Бове. При выполнении архи­тектурного плана сооружения, показывающего величину, пропорции, композиционную связь помещений, графи­ческий прием черного однотонного печатного рисунка наиболее выразителен и уместен.

В конструктивных планах средством изображения является линия. В зависимости от установленных правил линии конструктивного чертежа могут изменяться по толщине, по силе тона, по цвету, по характеру прерывистого пунктира или штриховки.

Архитектурный план, которому здесь будет уделено наибольшее внимание, определяет общее композиционное построение здания, его пропорции и зависит от его назначения. План дает основу для представления об архитектурном образе здания.



В начертании архитектурного плана, изображаемого обычно в масштабах 1 : 400, 1 : 200 или 1 : 100, опускаются многие технологические и конструктивные частности; оставляются лишь наиболее важные для архитектуры элементы здания, которые изображаются тонко и лаконично. Все внимание графики сосредоточивается на общих основных моментах архи­тектурного построения плана и его композиционных достоинствах. Традиционным мате­риалом архитектурной графики в данном случае служит черная тушь.

Чем мельче масштаб, тем большее значение приобретают в чертеже общие соотноше­ния величин, единство композиции частей и целого. Чем крупнее масштаб, тем больше он привлекает внимание к деталям, к отделке пола, стен, потолка, тем больше должно по­явиться деталей в чертеже.

Архитектурный план сооружения может исполняться не только в туши, но и иметь раз­личную окраску, если это нужно для графической связи с другими чертежами. При этом расцветка плана производится весьма сдержанно, ибо только общий условный цвет в туши дает наибольшую возможность выявить в плане основные, наиболее существенные черты построения целого.



Техника четкого, черного, печатного плана для архитектурного чертежа наиболее вы­разительна. В качестве иллюстрации такого приема здесь приводятся чертежи мастеров начала XIX века. Проекты архитекторов О. И. Бове (рис. 69) и Н. А. Львова (рис. 87) показывают, что традиции архитектурной графики в исполнении планов сооружений уста­новились уже давно. Такая графика плана сосредоточивает внимание зрителя на основ­ных чертах архитектуры здания, на его композиционном построении, на форме и пропор­циях помещений, на соотношении тектонических частей здания, на выделении главного и второстепенного, выявляет характер архитектуры здания, его значительность или интим­ность, величественность или простоту и т. д. Чем проще графика плана, тем яснее его тек­тоническое построение, тем более правильное представление создается об архитектурном строе всего сооружения.







Сейчас читают про: