Контрреформация и Католическая Реформа

Понятие Контрреформации традиционно и издавна употребляемо. Оно обозначает борьбу католической церкви против Реформации и протестантизма. Понятие Католической Реформы, напротив, сравнительно ново, особенно для отечественной историографии. Под Католической Реформой понимаются преобразования внутри католической церкви, которые развертывались параллельно протестантской Реформации и в известном смысле были схожи с ней настолько, насколько способствовали, как и протестантизм, модернизации религиозной культуры.

Контрреформация развернулась в Польше с 1560-х гг., сразу вслед за завершением последней сессии Тридентского собора католической церкви (1545—1563). Нельзя сказать, что до этого католическая церковь не пыталась остановить наступление протестантизма, но только после Тридентского собора эти действия приобрели последовательный и программный характер и охватили всю Европу.

Польская Контрреформация ассоциируется с двумя именами — кардинала Станислава Гозия и иезуита Петра Скарги. Оба действовали в одном направлении, мобилизуя церковь и особенно монашество на борьбу с протестантизмом всеми доступными средствами. Какими именно?

Особенность Польши состояла в том, что здесь невозможно было полагаться на методы прямого насилия и принуждения, поскольку свобода вероисповедания гарантировалась шляхте Варшавской конфедерацией в 1573 г. Поэтому для того, чтобы вернуть в католическую церковь дворян и их подданных, нужно было опираться прежде всего на пропаганду, убеждение, полемику с протестантизмом. Главную роль в этой работе по «перевоспитанию» общества и отвращению его от протестантизма играли иезуиты. А одним из самых эффективных орудий их борьбы с протестантизмом оказались созданные иезуитским орденом школы коллегии, в которых вводились новые принципы и программы обучения, впитавшие лучший опыт европейской педагогики того времени. Высокий уровень преподавания и бесплатное обучение привлекали в коллегии протестантов, многие из которых впоследствии обращались в католицизм.

Чрезвычайно разнообразными были используемые Контрреформацией методы пропаганды. Тут и издание многочисленных полемических произведений и агитационных брошюр, и организация диспутов, и создание религиозных братств, и проведение пышных праздничных процессий, и прямое массированное миссионерство, и насаждение культа католических святых, и использование театра и живописи для пропаганды программы Контрреформации.

Наряду с этими ненасильственными методами борьбы с Реформацией использовались и приемы прямого административного давления на протестантов^Сигизмунд III Ваза под влиянием иезуитов раздавал государственные должности и королевщины прежде всего католикам. Католики, заседавшие в судах, издавали решения, дискриминировавшие протестантов. В сейме католическая партия торпедировала всякую попытку придать Варшавской конфедерации силу незыблемого закона. Во многих городах протестантам был закрыт доступ в цехи и к должностям в городском самоуправлении. В деревне крестьян обязывали посещать церковь, принимать участие в процессиях, регулярно исповедоваться и причащаться. Не обошлось, разумеется, и без ряда погромов протестантских общин.

Результатом всех этих целенаправленных действий было формирование в Польше конфронтационной атмосферы и воспитание нового поколения шляхты, искренно религиозной и преданной католицизму.

Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической церкви — Католической Реформой. Эти перемены коснулись всех уровней и структур церкви. В приходах священники стали регулярно читать проповеди, создавать религиозные братства, побуждать прихожан к частой исповеди и причащению, устраивать впечатляющие процессии, проводить систематическую катехизацию молодежи. В случае необходимости они обращались за помощью к землевладельцу и местной администрации.

Монашество, казалось бы, пришедшее в упадок в XVI в., стало не только возрождаться, но и приобретать новую силу. Стремительно росло число монастырей и монахов (в три раза с 1600 по 1700 г.!), расширяли деятельность старые и появлялись новые ордена. Монахи становились главными организаторами религиозной пропаганды, полемики и церковного книгоиздания. Из них же рекрутировались учителя в церковные школы.

Епископы начали совершать регулярные инспекционные поездки (визитации) по своим епархиям (они не должны были

отлучаться из них на долгий срок), создавались семинарии для подготовки низшего духовенства. Образовательный уровень духовенства повысился, дисциплина существенно улучшилась, моральный облик не вызывал стольких нареканий, как прежде.

Укрепились связи польской церкви, с Римом, папский нунций с 1556 г. постоянно находился в Польше, а епископы должны были регулярно отчитываться в Риме о своей деятельности. Церкви удалось установить теснейший союз с государством, который на протяжении XVII в. усиливался с каждым десятилетием.

Вместе с тем по мере того как ослабевало сопротивление протестантов и господство католицизма в Польше становилось все более бесспорным, польский католицизм терял свою энергию, наступательность и силу. В конце XVII — первой половине XVIII в. в условиях монопольного владычества и внешнего триумфа в Польше католическая культура снова начинает клониться к упадку. Религиозная жизнь наполняется невежественными суевериями, интеллектуальная культура духовенства примитивизи-руется, церковь становится косной и малоподвижной, не способной ответить на новые культурные потребности общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: