Чешские земли в средние века и раннее новое время

Перемены в образовании, науке и литературе

Новые веяния давали о себе знать практически в каждой области культурной жизни. Особенно заметны их плоды были в сфере образования. Здесь начиная уже с 1740-х гг. изменилась та модель образования, которая была внедрена в польскую культуру

иезуитами в эпоху Контрреформации. Первыми, кто стал менять программы и методы обучения, были монахи-театинцы, вслед за ними — пиары, один из которых, Ст. Конарский, создал новую по типу школу — шляхетский корпус (Collegium Nobilium). В 1765 г. было открыто первое светское высшее учебное заведение — Рыцарская школа, готовившая офицеров для польской армии. К реформам приступили и иезуиты, но в 1772 г. их орден был распущен, имущество и школы переданы в распоряжение Комиссии народного просвещения, развернувшей реформу образования на всех уровнях. Прежде всего это коснулось Краковского и Виленс-кого университетов. В них было ограничено преподавание теологии, место латинского языка в обучении занял польский, расширились кафедры точных и естественных наук. Второй уровень в системе образования был представлен отныне 74 средними школами. В них вводилась новая программа обучения, отменялось изучение теологии, сокращался курс латыни, зато появилось преподавание истории, географии и иностранных языков. Приходские школы оставались в ведении церкви, но для них начали издаваться специальные учебники.

Эпоха Станислава Августа Понятовского была слишком коротка, чтобы предпринятые реформы успели принести конкретные результаты в масштабе всего государства. Однако повышение уровня грамотности и образованности городского населения стало очевидно еще до конца XVIII столетия.

Вместе с реформами в области образования большого прогресса достигло развитие науки. Появились первые научные периодические издания (например, «Новые экономические и ученые ведомости, или Собрание вещей, для счастья человеческой жизни необходимых», «Собрание разного рода сведений из области свободных наук, философии, естественного права, истории и моральной политики») и научные общества. Крупными учеными стали братья Ян и Енджей Снядецкие (первый — в астрономии, математике, географии; второй — в химии, биологии и медицине). В философии особенно большая роль принадлежала Гуго Коллонтаю и Станиславу Сташицу. Они же были выдающимися польскими публицистами своей эпохи. Адам Нарушевич создал монументальную «Историю польского народа», заложив основы современной научной историографии Польши.

Польская литература переживала быстрый подъем и обновлялась. Широкое распространение получили комедийные и сатирические жанры, на этом поприще особенно прославились Иг-наций Красицкий и Франтишек Богомолец. Станислав Трембец-кий и Каэтан Венгерский открыли новую эпоху в истории польской поэзии. Войцех Богуславский основал польский оперный

театр и поставил первую польскую оперу «Осчастливленная нищета». Труппа Богуславского получила название «Национальный театр». В 1790-е гг. были написаны первые полонезы Михаила Огинского. Таким образом, складывалась польская национальная музыкальная школа.

В живописи, скульптуре и архитектуре ведущую роль играли французские и итальянские мастераТ'но в конце XVIII в. заявили о себе и яркие польские имена. Француз Норблин оставил ряд очень выразительных и точных зарисовок варшавской жизни начала 1790-х гг. и времени национального восстания 1794 г.

В целом польская культура второй половины XVIII в. развивалась в общеевропейском русле и ритме и, несомненно, переживала подъем.

ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

Первобытно-общинный строй

Земли современных Чехии и Словакии были заселены еще в период нижнего палеолита, о чем свидетельствуют данные археологии. Первыми людьми на этой территории, о которых сохранились письменные источники, были кельты, пришедшие сюда в IV—II вв. до н.э. Одно из этих племен — бои — заняло северную часть Чехии и Моравии, а впоследствии проникло и на юг. В южной части Словакии осело другое кельтское племя — котини. Кельты достигли высокого уровня развития производительных сил. Они добывали металл из руды, использовали железные земледельческие орудия. Ремесло начало отделяться от земледелия. Уже заявили о себе религия и искусство. На заре нашей эры кельтов вытеснили германцы, пришедшие с севера и запада. Чехию заняли мар-команы, Словакию — квады. С I по IV вв. н.э. в Подунавье располагались римские легионы. Они вели постоянные войны с германцами. В IV—V вв. маркоманы ушли в Баварию. Через Чехию прошли в Италию лангобарды, а через Словакию — готы.

В конце V и в VI вв. на территорию Чехии и Словакии пришло славянское население. По существу, это была земледельческая колонизация почти опустевших удобных земель. Главным занятием славян являлось земледелие и разведение скота, они занимали ранее обжитые территории, а также расширяли их корчеванием лесов. Земледельческая техника славян обеспечивала жизнь и некоторый рост численности населения. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали и дикорастущие плоды. Они разводили в основном рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла. Славяне жили преимущественно в селениях деревенского типа, но по истощении почвы (15—20 лет) перемещались на другие участки.

Что касается общественного строя, то славяне, по-видимому, переживали период перехода от родовой организации к военной демократии. Основной ячейкой общества являлась община из нескольких семей, всего 50—60 человек. Характер общины не определен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: