Шляхта и магнатерия

Польские горожане

Экономический, политический и военный кризис этого времени еще сильнее ударил по горожанам. Число их заметно сократилось, так как приток новых переселенцев был очень незначительным и никак не восполнял демографических потерь городов. Участие в политической жизни было практически сведено к нулю, хотя Краков, Вильно и Гданьск (а со второй половины XVII в. также Львов, Люблин и Каменец-Подольский) имели право посылать своих наблюдателей в сейм и сеймики. Города оказались

практически в полной зависимости от шляхты, потому что большинство их было расположено в частных владениях, а в городах на королевских территориях значительная часть земли принадлежала феодалам. В правовом отношении горожане оставались дискриминированы, как и прежде.

Города Речи Посполитой были очень неоднородны в этническом и конфессиональном отношениях. Их население состояло из поляков и литовцев-католиков, православных украинцев и белорусов, немцев, многие из которых являлись протестантами, евреев, армян. Одна из особенностей этого периода — быстрое возрастание удельного веса еврейского населения в городах. И именно этнорелигиозные конфликты, а не столкновения патрициата и плебса или всех горожан с феодалами стали преобладающей формой внутренней социальной конфронтации в польском городе.

Материальная культура городов в рассматриваемый период деградировала едва ли не больше, чем деревни. Впрочем, многие местечки мало чем отличались от сел. Голод, болезни, жестокость, невежество, страх, темные суеверия стали культурными доминантами городской жизни во второй половине XVII — начале XVIII в.

Вторая половина XVIII в. отмечена стремительным возрастанием социального, экономического, политического и культурного значения городского сословия в жизни Речи Посполитой. Это особенно заметно при сравнении начавшихся процессов с кризисом польского города в предшествующую эпоху. Наиболее значительная роль в этом принадлежит Варшаве. В ней и некоторых других крупных городах стал формироваться, с одной стороны, пролетариат (или протопролетариат), с другой — слой зажиточных купцов, предпринимателей, банкиров, по стилю жизни близких магнатерии. Одновременно формировались профессиональные группы учителей, врачей, адвокатов, людей искусства — будущей интеллигенции. В годы Великого сейма и по Конституции 3 мая 1791 г. польские горожане получили, наконец, ряд важнейших сословных прав — право владеть землей, занимать государственные должности, неприкосновенности личности, а также ряд новых прав в сфере судопроизводства.

В годы кризиса социальный облик шляхетского сословия переменился в двух отношениях. С одной стороны, магнаты все более и более отрывались от основной массы шляхты, среди которой самой многочисленной становилась прослойка безземельной

или малоземельной шляхты — голоты. Она попадала в прочную зависимость от магнатов и составляла их клиентелу в политической жизни. Но и средняя шляхта в условиях драматического кризиса фольварочного хозяйства также находилась в жесткой зависимости от магнатов и составляла другую часть магнатской клиентелы. Та часть средней, мелкой и безземельной шляхты, которая оказывалась связана с той или иной латифундией, образовывала новую группу так называемой «дворской шляхты». При этом шляхта одной земли была оторвана от шляхты других территорий, региональные социальные связи усиливались в ущерб общенациональным.

С другой стороны, в шляхетском самосознании все более укреплялось представление о Едином «народе-шляхте». Любые указания на реальные социальные различия между бедной шляхтой и магнатами тщательно удалялись из сеймовых документов и официальной политической риторики. Правовая унификация статуса шляхты была доведена до всех мыслимых пределов. Отмена «русского языка» в судах и канцеляриях Великого княжества Литовского сняла последнюю препону на пути полного слияния дворянства двух частей Речи Посполитой. Католическая культура Барокко, однородная система воспитания и образования, светская мифология сарматизма и вообще вся сословная субкультура шляхетства обеспечивали живучесть и прочность интегрального шляхетского самосознания. И вместе с тем события первой половины XVIII в. показали, что шляхта как сословие была уже неспособна управлять Польшей и обеспечить суверенитет польского государства.

В середине и во второй половине XVIII в. происходят быстрые перемены. Формируются так называемые «новая шляхта» и «новая магнатерия». Их отличие от старого дворянства затрагивало не столько правовой статус или экономическую роль, сколько культуру, уклад жизни, мировоззрение. Интеллектуально и ценностно это дворянство было ориентировано на Запад. Именно эти социальные группы составили главную опору предпринятых в Польше преобразований.

ПОЛЬША В XVII-XVIH вв.: КУЛЬТУРА

Большая часть XVII и XVIII вв. в истории Польши приходится на периоды господства культуры Барокко и Контрреформации. С 30-40-х гг. XVIII в. можно отсчитывать эпоху Просвещения в истории польской культуры. На протяжении обоих столетий

польская культура была включена в общеевропейские культурные процессы, представляя их региональный вариант. Культура Барокко была теснейшим образом связана с Контрреформацией и Католической Реформой в Европе; культура Просвещения — с секуляризацией и дехристианизацией».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: