Управление, финансы

ЧЕШСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV - НАЧАЛЕ XV в.

С конца XIII в. преобладающей формой правления в Чехии является центральная власть, хотя временами, в периоды ее ослабления, частично власть захватывается шляхтой. Могущество короля основывалось на обширной экономической базе, состоявшей как из непосредственных владений государя, так и из королевских городов и церковных институций. Кроме того, король получал средства от регалий, т.е. исключительного права на некоторые виды деятельности, а также от налогов. Важнейшей из регалий было право чеканки монеты, осуществлявшейся в Кут-на-Горе. Все административные функции, связанные с чеканкой монеты, добычей серебра, управлением рудниками, находились в компетенции чиновника, который с 1378 г. стал называться главным минцмистром. С середины XIII в. к регалиям короля стала относиться охрана евреев, за что с последних взимался особый налог. Прочие налоги делились на общие и специальные. Общий налог опирался на земельные владения с сидящими на них крестьянами — главными налогоплательщиками. Но с начала XIV в. объявление налога («берны») требовало предварительного согласия шляхты. Самостоятельно же король мог взимать только специальные налоги — с монастырей и городов. Кроме того, королю шли платежи от деятельности судов, в том числе от суда каждого отдельного города.

Главным чиновником двора был управляющий финансами — коморник. Остальные должности при дворе, превратившиеся постепенно в наследственные и замещавшиеся представителями наиболее знатных родов, предназначались для обслуживания личности короля и со временем стали почетными. Канцелярию возглавлял канцлер, каковым всегда являлся пробст вышеградский. С расширением деятельности королевской канцелярии ее управление перешло в руки протонотария, а должность канцлера стала почетной. С середины XIV в. появилась Должность «канцлер короля». Представлявший ее чиновник был,

действительно, помощником государя и им же назначался. Во второй половине XIV в. канцелярия стала важнейшим инструментом королевской администрации. В XIV в. возник и новый дворцовый суд, которому подлежали непосредственные подданные короля. В Моравии чиновники маркграфа действовали в том же порядке, что и в Чехии.

Существовали также учреждения, называвшиеся «земскими». Они обеспечивали участие в управлении представителей сословной общины. Чиновники земских учреждений назначались королем или маркграфом, но были подотчетны и сословной общине. Важнейшей сословной институцией являлся земский суд. Он появился в 60—70-х гг. XIII в. Постепенно господствующее положение в нем обрела шляхта. Это произошло после смерти Пржемысла II. Чрезвычайно важной была должность пражского бургграфа (пурк-рабия), который являлся военным начальником Пражского Града, а потом и командующим земскими вооруженными силами. Также и коморник, управлявший королевскими финансами, вошел в число земских чиновников. Земский суд вел письменную регистрацию своей деятельности в книгах, которые назывались «земскими досками»; за них отвечал специальный земский писарь. Земский суд решал дела шляхты на основе обычного права, его решение обжалованию не подлежало. Поэтому он являлся центром политической власти шляхты и ее влияния в стране. Земский суд решительно восставал против всяких попыток короля кодифицировать чешское право.

В Моравии существовало два земских суда, оломоуцкий и брненский.

Значение земского сейма было еще невелико. В него преобразовались в течение XIII в. созывавшиеся королем (а практически пуркрабием) собрания. Постепенно он обрел независимость, и от старого порядка остался лишь обычай его созыва высшим пуркрабием, который выполнял и обязанности председателя. Основной функцией сейма с начала XIV в. было разрешение на сбор общих налогов (общей берны). Но обсуждались и все важнейшие события: принятие нового короля, решения о военных походах за границы королевства, меры по охране земского мира. Сейм выполнял и некоторые законодательные функции. Внутренне он никак не делился. В нем участвовали шляхтичи, при обсуждении важнейших вопросов — также высшее духовенство, иногда — патрициат главных королевских городов.

С 30-х годов XIV в. собирался и генеральный сейм — общий сейм сословий всех земель Чешской короны.

Церковное управление. В первой половине XIV в. завершилось отделение церковного управления от королевской администрации.

В 1344 г. было создано Пражское архиепископство, которому подчинялись епископства Оломоуцкое и Литомышльское. Самостоятельная чешская церковь получила новую структуру управления, основанную на каноническом праве. Для решения важнейших вопросов созывались общие синоды — собрания всего высшего и части приходского духовенства от всех церковных административных единиц. Синоды обсуждали принципиальные вопросы церковной жизни, их решения письменно фиксировались в форме статутов. Общие синоды созывались лишь по особому поводу, но синоды диоцезий (епископских округов) собирались регулярно дваж-

' ды в год. Постоянное церковное управление находилось в руках.епископских учреждений и должностных лиц. Все учреждения вели записи своей деятельности, так появились книги, ставшие важнейшим источником для изучения роли церкви в истории Чехии.

«С начала XIV в. в Чехии действовала инквизиция, выполнявшая сыскные и судебные функции по делам веры. Управление монастырей определялось уставами духовных орденов — бенедиктинского, августинского и францисканского.

Городское управление. Чешские города в основном возникли по инициативе королевской власти. Король поддерживал их развитие привилегиями, определял их правовое положение и использовал их экономическую силу. Это распространялось прежде всего на города королевские, но и на создание в более поздние периоды панских (т.е. учреждаемых отдельными феодалами) городов требовалось согласие государя. Городское самоуправление находилось под контролем короля, а самоуправление панских городов контролировалось феодалом-учредителем. Основой городского самоуправления было судебное право, общественное и полицейское управление и управление городским хозяйством, имуществом и доходами. Представитель короля председательствовал в суде, вырабатывал решения; но их утверждение зависело от присяжных, предложенных городом и одобренных королем.

Органом самоуправления города был городской совет. Его члены назывались коншелами. Он имел широкие полномочия в управлении, финансах, в вопросах ремесленных, торговых, полицейских и общественных, разбирал частные тяжбы горожан и выносил по ним судебные постановления. Постепенно совет приобрел ведущую роль в управлении и оттеснил на второй план королевского представителя (рихтаржа). Городской совет сходился на заседания, его решения вписывались в городскую книгу (старейшая городская книга — Пражская, от 1310 г.). Состав совета и его численность зависели от величины города. В двух пражских городах было от 18 до 24 коншелов, в большинстве прочих — по 12, в малых — по 3—4. Совет избирался ежегодно, и

при новых выборах оставалась только часть прежнего состава. Членом совета мог быть горожанин, владевший в городе недвижимостью, проживавший в нем не менее трех лет и плативший городские налоги. Житель предместья не мог состоять членом городского совета. Для решения важнейших вопросов созывалась городская община из полноправных горожан. В панских же городах высшей инстанцией управления являлся их владелец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: