Реорганизация органов управления

I Музыкальная культура

Музыкальная культура Чехии также развивалась как неотъемлемая часть религиозных обрядов. В храмовой музыке укрепились новые формы — кантаты, оратории. Органист Адам Михна из Отрадовиц создал канционал, отдельные песни которого живут до нашего времени. Организатором музыкальной жизни была и шляхта, учреждавшая капеллы из народных музыкантов под руководством обученных канторов. Храмовая музыка меняла и мелодии народных песен. Чешская музыка периода Барокко достигла высокого уровня, но в Европе практически не была известна и на ее музыкальное развитие не влияла.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ РЕФОРМ В АВСТРИЙСКОЙ МОНАРХИИ. 1740-1781 гг.

В 1740 г. умер Карл VI Габсбург, и на престол предстояло вступить его дочери Марии Терезии. В монархии начался политический кризис, вызванный как внутренними, так и внешними причинами и вылившийся в войну за «австрийское наследство», в результате которой Австрия потеряла ряд территорий. Это послужило импульсом к интенсивным реформам во внутренней жизни монархии, которые начались с коренной реорганизации государственного управления.

Первые меры по централизации государства были приняты уже во время войны. Реорганизации подверглись органы управления и суд. Было перестроено и военное управление. В 1746 г. в Вене была учреждена Всеобщая коммерческая коллегия для единого управления экономической политикой страны. Наиболее же важные реформы последовали на рубеже 40-х и 50-х гг. В 1748 г. сеймы австрийских и чешских земель согласились предоставить центральному правительству право сбора налогов на 10 лет вперед. Налоговые и военные вопросы передавались от земских органов вновь созданным «депутациям», подчиненным дворцовой комиссии в Вене. Вместо двух крайских гетманов — от панства и рыцарства — в 1751 г. был введен один оплачиваемый королевский чиновник. В руках сословий осталась в прежнем объеме лишь патримониальная административная власть.

В 1749 г. создаются учреждения, ответственные как за чешскую, так и за австрийскую части монархии: директориум по политическим и финансовым вопросам и Высшая судебная палата. Феодальные основы земель Чешской короны были сильно ослаблены. Впрочем, компетенция новых центральных органов не распространялась на Венгрию: Мария Терезия обязалась за помощь во время войны предоставить венгерской шляхте широкие права. Это способствовало углублению различий в развитии частей монархии, которое в XIX в. вылилось в австро-венгерский дуализм. Семилетняя война (1756—1763) за возвращение Силе-зии, окончившаяся для Австрии неудачно, показала, что надо искать новую форму государства, которой и стал просвещенный абсолютизм^ Это особый тип абсолютной монархии, развившийся во второй половине XVIII в. во многих государствах Европы. Он характеризуется многосторонней реформационной деятельностью, не посягавшей на сущность феодального строя, но устранявшей наиболее обветшалые феодальные институции. С этой точки зрения просвещенный абсолютизм можно считать прогрессивной формой государства.

Реформы просвещенного абсолютизма в Австрии укрепили феодальное государство и временно ослабили антагонизм классов с помощью половинчатых решений наиболее острых проблем. Объективно же такая политика подрывала феодальную систему, давая капитализму условия для развития. С другой стороны, создавались предпосылки для сохранения части феодальных привилегий в новом обществе.

Абсолютизм второй половины XVIII в. идеологически опирался на просвещенческое мышление. В принципе эти явления противоположны, но в определенных условиях они образуют симбиоз. Просвещение зародилось в экономически развитых странах Западной Европы как антифеодальная идеология растущей буржуазии, а просвещенный абсолютизм оставался формой феодальной монархии. Идея просвещенного абсолютизма отражала стремления умеренных и политически незрелых кругов буржуазии с помощью реформ сверху достигнуть построения общества на буржуазных основах.

В зависимости от особенностей развития отдельных стран абсолютизм имел различные черты. В Австрии просвещенный абсолютизм развился при Марии Терезии (1740—1780), достиг вершины при Иосифе II (1780—1790) и закончился при Леопольде II (1790-1792). Главной его опорой в Габсбургской монархии стала та часть шляхты, которая стремилась использовать возможности развивающегося капитализма, понимала необходимость реформ и принимала их. Но существовала и оппозиция реформам. Австрийский просвещенный абсолютизм опирался прежде всего на армию и бюрократию. Проведением реформ в таможенной и денежной системе, в цеховой организации, строительством коммуникаций просвещенный абсолютизм устранял препятствия в развитии промышленности, торговли и финансов. Финансовое положение монархии было тяжелым, а выход виделся в изменении системы обложения, связанном и с ограничением привилегий шляхты. Введением кадастра 1757 г. правительство добилось частичного обложения доходов феодалов от земледельческого и промышленного предпринимательства, от крестьянских повинностей и барщины. Но вообще увеличение платежеспособности предпринимателей и торговцев было возможно только при покровительстве их деятельности. Правительство Марии Терезии расширило сеть дорог, установило единую систему мер и весов, ввело в 1775 г. единый таможенный тариф, создавало экономические учреждения, развивало мануфактуры. Предпринимателям предоставлялись льготы, с 40-х гг. развивалась конкуренция между предприятиями. Были ликвидированы цеховые пережитки, осваивались необрабатываемые земли, проявлялась забота об улучшении социального и правового положения крестьян. Шляхта сопротивлялась всем этим инициативам терезианского правительства.

Назрела необходимость изменений и в системе управления государством. Подверглось реорганизации не только центральное, но и земское управление: в 1763 г. были учреждены «губерниумы». В Чехии во главе губерниума теперь стоял «высший пуркрабий»,, в Моравии — земский гетман, которые, являясь главами сеймов и земского сословного комитета, представляли сословия в отношениях с центральным правительством. Однако административные должности в губерниумах предоставлялись государственным чиновникам, а не местной шляхте. Реформы коснулись также финансовой системы и судопроизводства, в 70-х гг. были отменены пытки и жестокие наказания. Ликвидировались феодальные суды. Судопроизводство стало осуществляться людьми со специальным образованием.

Административная и судебная реформы вызвали необходимость реорганизации школьного дела. Требовались профессионально подготовленные чиновники и офицеры, ремесленники и даже крестьяне. В Вене были основаны военная и инженерная академии, университетское образование ориентировалось на подготовку чиновников, судей, врачей, священников. В 1775 г. вышел новый школьный устав для пятилетних гимназий, где изучались естественные науки и история. Возникла новая система элементарных школ. В приходах создавались тривиальные школы, обучавшие на родном языке чтению, письму, счету. В городах Праги появились «главные школы» с преподаванием латинского языка, географии, истории; в резиденциях местных органов управления — «нормальные школы» для подготовки учителей. В главных и нормальных школах обучение осуществлялось на немецком языке для школьников от 6 до 12 лет. Грамотность населения повышалась, но обучение на немецком языке вело к германизации.

Были приняты меры и для подчинения церкви государству. В период Семилетней войны чешским землям приходилось обеспечивать боевые действия оружием и продовольствием. Война принесла опустошение, рост налогов, уменьшение числа рабочих рук.

После окончания войны ослабел франко-австрийский союз. Пруссия, улучшая отношения с Россией, в то же время опасалась ее могущества и принимала меры к сближению с Австрией. Фридрих II Великий и Иосиф II Габсбург выработали план раздела агонизировавшего польского государства. По соглашению 1772 г. Австрия получила область Спиш и южную часть Польши (Галицию), а в 1774 г. присоединила к себе османскую Северную Буковину.

Расширение территории Габсбургской монархии имело значение и для чешских земель, для которых Галиция стала потенциальным рынком сбыта. Влившийся в монархию славянский этнос несколько ослабил влияние в государстве немецкого имперского элемента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: