Чешские земли в составе монархии Габсбургов

Поражение чешского сословного восстания в 1620 г., а также неудачи венгерских сословных выступлений в XVII и XVIII вв. создали предпосылки для установления в монархии сильной централизованной власти. Ее опорой стали высшая шляхта, а также армия, бюрократия и католическая церковь. Но, несмотря на возникший абсолютизм, власть на местах оставалась в руках панства, как и право суда над зависимым населением. Земские

должности в отдельных частях монархии замещались местными феодалами. От земских сеймов зависели и размеры налогов.

Однако важнейшие политические вопросы решались Веной, тайным советом (внешняя политика), военным советом, дворцовой коморой (финансы). Контакт с земскими учреждениями Чехии осуществлялся через Чешскую дворцовую канцелярию в Вене.

В составе наместничества в Чехии существовало от 10 до 16 краев. В земских и краевых учреждениях чешские феодалы сохраняли сильные позиции. Члены наместничества, т.е. земского правительства Чехии, назначались императором, как и край-ские гетманы. Плату за выполнение должностных обязанностей они получали из земского бюджета. В Чехии каждым краем управляли один пан и один рыцарь, в Моравии — только один гетман. Земские сеймы заседали ежегодно, а в период между ними сословные вопросы решались земским комитетом. Города в политической жизни практически не участвовали, все городское сословие имело в соответствии с Обновленным земским устройством 1627 г. лишь один голос в сейме. С середины XVII в. в городах укрепилась власть рихтаржей, т.е. королевских уполномоченных, следивших за соблюдением интересов государя. В начале XVII в. и контроль за городским хозяйством был поручен особым королевским инспекторам. В 1739 г. государственному контролю были подчинены и цехи.

Небывалых размеров достигло могущество католической церкви, захватившей монополию в сфере религии, овладевшей системой образования и формировавшей официальную культуру. Большинство населения Чехии и Моравии во второй половине XVII в. приняло католическое вероисповедание. Иезуиты прибрали к рукам высшую школу и цензуру печати, вели миссионерскую деятельность и т.д. Некатолики удержались в Чехии только в отдаленных лесных районах и на границах с протестантскими государствами.

Войны австрийских Габсбургов в XVII — начале XVIII в. были не всегда победными, но к периоду правления Карла VI (1711—1740) монархия достигла все же вершины своего территориального расширения и стала обширнейшим государством. По изданной Карлом VI Прагматической санкции (1713) она объявлялась неделимой вплоть до полного вымирания рода Габсбургов. Но это разноликое в этническом и культурном отношении государство Не имело прочного центрального управления, сохраняя остатки сословных привилегий в отдельных провинциях. При экономической отсталости, медленно развивавшейся промышленности, Крепостнической барщине монархия впала в острый политический кризис, разразившийся после смерти Карла VI в 1740 г.

Национальные отношения

Уже во второй половине XVI в. начался прилив в Чехию немецкого населения. После Тридцатилетней войны этот процесс усилился. Существенно изменился национальный состав чешской и моравской шляхты. Во второй половине XVII в. прилив иностранной шляхты в страну продолжался. Ей предоставлялись высокие должности и возможность покупать в Чехии поместья. Иностранная шляхта получила в Чехии и Моравии численный перевес, а потомки чешской шляхты все чаще отрекались от своей народности. При формальном равноправии чешского и немецкого языков в учреждениях предпочитался немецкий. Чешский постепенно исчезал и из корреспонденции, шляхта перестала им пользоваться и при контактах в обществе. Тем не менее земский патриотизм был присущ в большей или меньшей мере всем чешским и моравским феодалам; он не был отражением национального самосознания, выражая лишь привязанность к определенной территории.

Немецкой колонизации способствовало наличие большого числа пустующих в Чехии и Моравии земель после Тридцатилетней войны. Феодалам национальная принадлежность колонистов была безразлична. Постепенно пришельцы захватили в свои руки городское управление, и уже со второй половины XVII в. многие города пограничных областей германизировались. Но в большинстве городов внутренней территории страны все же продолжал преобладать чешский элемент. Последствия поражения сословного восстания и результаты Тридцатилетней войны фактически прекратили развитие чешской культуры в национальном духе.

Процесс утраты народности не коснулся, однако, наиболее многочисленного слоя населения — крестьян и низших элементов города. Власти не усердствовали в германизации народа. Элементарные школы и костелы оставались чешскими. И все же национальное самосознание было развито слабо. Только в регионах со смешанным населением подчас возникали местные национальные конфликты. Усилению национального самосознания способствовали классовые противоречия: феодал и его администрация были иностранцами, а крестьяне — чехами. В чешской деревне продолжал звучать чешский язык, народная культура сохраняла чешский характер. Но в целом политические последствия событий первой половины XVII в. затормозили превращение чешской народности в нацию Нового времени.

КУЛЬТУРА ПОБЕЛОГОРСКОГО ПЕРИОДА

В чешской культуре побелогорского периода можно выделить два слоя.

Первый представлен народной песней, устной и письменной чешской словесностью, народным театром. Формы его примитивны, в нем нет произведений непреходящего значения. Второй слой — наднациональный, создававшийся интеллекту-, альной и художественной элитой всех входивших в государ-■ ство народов. Такая культура обладает определенной идеологической направленностью, официальным характером и способностью воздействия на культуру народную. Именно наднациональная культура создала в чешских землях ценности общечеловеческого значения. Это храмы и дворцы, мосты и гидротехнические сооружения, парковая культура, живопись, планировка городов и методы их застройки и т.д. Образовательная функция этой культуры сохраняется до нашего времени, идеологическая же отошла на задний план.

Развивавшаяся официальная культура не может считаться чешской. Чешский язык не использовался ни в литературном творчестве, ни в науке, где преобладал латинский; люди искусства редко были представлены лицами чешской национальности, в основном это выходцы из многих стран Европы; чешская же интеллигенция эмигрировала или была истреблена. Эта культура отличалась острой идеологической направленностью, однобоко служа интересам Контрреформации. Церковь отрицательно относи- 1 лась к успехам экспериментальных наук, тормозила развитие свободной мысли. Однако в области изобразительного искусства, где господствовал стиль барокко, создаются настоящие шедевры.

Школа и образование

В побелогорский период основным типом средней школы в Чехии стали иезуитские гимназии, хорошо организованные и, материально обеспеченные. Были школы и других орденов, например пиаристов. Иезуиты овладели также Пражским и Оло-моуцким университетами. В 1654 г. Пражский университет, официально объединенный с Клементинской коллегией иезуитов, стал именоваться Карло-Фердинандовым. Профессорами философского и теологического факультетов были только иезуиты. Духу контрреформационного католицизма подчинялись также Юридический и медицинский факультеты. Господствовала схоластика, уровень преподавания естественных наук был значительно ниже, чем в Европе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: