double arrow

Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV-XVI вв

Словакия в системе монархии Габсбургов

Вступление Фердинанда I на венгерский престол положило начало образованию в 1526 г. многонациональной монархии Габсбургов, включавшей Хорватию, Славонию, задунайскую часть Венгрии и Словакию. При этом территория Словакии стала местом постоянных военных сражений с Османской империей, прочно утвердившейся в центральной части Венгерского королевства. Расширение хозяйств венгерских феодалов и как следствие ухудшение положения словацкого крестьянства, упадок городов, кризис словацких центров добычи и выплавки металлов сопровождались попытками реализовать абсолютистские централистские настроения Габсбургов.

Лишь в последней трети XV в. Банска-Бистрица становится самым крупным в Венгерском королевстве центром по добыче руды и выплавке серебра и меди. Благодаря хорошей организации, механизации производственного процесса и венгерским и немецким инвестициям в конце XV в. Словакия превращается в один из главных производителей меди в Европе. Оживление хозяйственной деятельности городов ведет к увеличению числа словацких рабочих, ремесленников и торговцев.

После захвата османами южных районов Словакии начинают интенсивно осваиваться ее центральная и северная части. По мере распространения товарных отношений растет производство продукции на рынок. Королевским городам Словакии удалось сохранить свои привилегии до начала XVII в. Заметно выросло политическое значение городского сословия в сейме.

Широкий отклик в Словакии получило лютеранство. Борьба за сословные привилегии, свободу вероисповедания создавала благоприятную почву для распространения реформационных идей.

Во второй половине XV в. в Словакию начинают проникать гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи.

Распространение в Словакии идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структур6

общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное воздействие на развитие культуры оказывают гуситское движение и Реформация. В словацкую среду гуситские идеи привносили участники гуситских походов, а также возвращавшиеся из Пражского университета студенты. Одним из них был каноник в Нитре Ян Вавринец из Рачиц, автор нескольких полемических трактатов в защиту Яна Гуса.

Вхождение Словакии и чешских земель в состав одного государственного образования, которым правили представители династий Люксембургов, Ягеллонов и Габсбургов, этническая и [языковая близость усиливали влияние чешской культуры, чешского языка и чешской книжности на территории Словакии. Помимо монастырей книжная культура распространялась в городах. Чешский язык наряду с широко использовавшейся латынью стал языком литературных сочинений. Язык Кралицкой библии, «биб-| литчина», постепенно утверждался как язык письменности словаков, на нем издавались и официальные распоряжения короля. Однако общий уровень образования даже среди духовенства оставался невысоким.

Гуманистические и ренессансные веяния затронули и сферу образования. В период правления Матвея Корвина в 1467 г. был основан университет в Братиславе — Академия Истрополитана. Он стал одним из центров деятельности итальянских гуманистов, ученых и архитекторов, которых специально приглашал король в Венгерское королевство. Появились новые городские и церковные шко-Ьлы, первые типографии, распространялась книжная продукция.

Во второй половине XV — начале XVI в. королевскими городами велось активное строительство храмов, ратуш, оборонительных стен и башен. Патрициатом возводились особняки по примеру замков в магнатских усадьбах.

В архитектуре, изобразительном искусстве преобладала поздняя готика. Международную известность имела кошицкая архитектурная и скульптурная мастерская.

Строительство храмов стало инспирирующим началом для ^Других направлений искусства. Расцвет станковой готической Живописи приходится на последнюю треть XV — начало XVI в. Наиболее значительным памятником этого времени является алтарь св. Екатерины в г. Банска-Штьявница, близкий по живописной манере немецкому Ренессансу.

Выдающимся резчиком по дереву был мастер Павол из Ле-Вочи. Своеобразны и чрезвычайно живы созданные им скульптурные композиции главного алтаря в церкви св. Иакова (Якуба) гВ Левоче. По своей художественной ценности, масштабности и выразительности этот памятник признан одним из крупнейших Во всей позднеготической пластике Центральной Европы.

Ренессансные городские постройки, у которых вся верхняя часть стены украшена многофигурными композициями, замки с характерными для этого времени мощными угловыми башнями и внутренними аркадными двориками типичны для словацкой архитектуры XVI в. В этом столетии в Словакии получила развитие светская и духовная поэзия на латинском языке. В исторических песнях, любовной лирике звучала тема борьбы против османов.

СЛОВАКИЯ XVII-XVIII вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: