double arrow

Словакия в центре борьбы за венгерскую корону. Деятельность братриков

СЛОВАКИЯ В XV-XVI вв.

Словацкая культура в X—XIV вв. Развитие образованности. Архитектура словацких городских центров

С начала XIV в. Словакия становится областью активной транзитной торговли. Это способствует установлению во всех сферах деятельности более тесных контактов с развитыми регионами Европы. Быстрое развитие городов, особенно со второй половины XIV в., приводит к тому, что они становятся культурными центрами. Здесь начинает распространяться светская образованность. По-прежнему сохранили свое значение и капитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише. Для молодых дарований из Словакии становятся престижными Пражский, Венский и Краковский университеты.

Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы-крепости со стенами, украшенными фресками, в конце XIII в. постепенно уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV в. не сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение — Собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство (после пожара) продолжалось с конца XIV до середины XV в. Ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов.

Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи, особенно в среднесловацких шахтерских центрах, заметно воздействие итальянских мастеров. На словацкий «прекрасный стиль» оказали влияние чешская, а с начала XV в. — венская живописная традиции. Наиболее ярко в готике проявила себя Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные авторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонны.

В середине XV в. Словакия стала ареной династической борьбы за венгерскую корону между Габсбургами, польскими Ягеллонами и венгерскими магнатами. Значительной частью ее территории овладел чешский магнат католик Ян Искра из Бранды-са. Вместе с ним в Словакию пришло несколько тысяч бывших гуситских воинов, по-прежнему исповедовавших гуситскую идеологию. Искра опирался на патрициат городских центров добычи руды и выплавки металла, использовал антифеодальные настроения братриков («братиков») — словацких последователей табоитского течения в гуситском движении. Он выступал как представитель и защитник интересов вдовы Альбрехта II, а затем ее малолетнего сына Ладислава. Ему удалось настолько укрепить свои позиции, что венгерский правитель Янош Хуньяди вынужден был передать ему в управление ряд словацких городов.

Под давлением венгерских магнатов в 1453 г. Искра оставил 1 Венгерское королевство, а его войско в большинстве своем пере шло на сторону братриков. Их укрепленные лагеря стали центрами антифеодального движения словацкого крестьянства. Размах выступлений армии братриков, организованной по образцу [таборитов, был настолько широк, что для их подавления венгерские магнаты были вынуждены обратиться за помощью к Искре. [Однако и после нескольких поражений (1458, 1467) братрики сохраняли свою силу и во второй половине 50-х годов даже приняли участие в династической борьбе.

Новую попытку укрепить королевскую власть предпринял; Матьяш Хуньяди — Матвей Корвин (1458—1490), которому уда-| лось сломить сопротивление крупных магнатов. Удачей завершились и переговоры с Яном Искрой, получившим титул барона, крупное денежное вознаграждение и земельное владение в Трансильвании.

После смерти Корвина в королевстве вновь пришли к власти! магнаты, а все земли, входившие в него, оказались в глубоком I Внутриполитическом и экономическом кризисе. Упадок городов, (Ухудшение положения подданных, опустошение ряда районов [страны вызывали массовое недовольство населения. В ответ зако-Ьы, ограничивающие свободу передвижения крестьян, были дополнены актом о преследовании за укрытие беглых.

В 1514 г. в королевстве вспыхнуло восстание Дожи, поражение Которого позволило законным путем лишить крестьян личной свободы. Восстание горняков Банска-Бистрицы и присоединившихся

к ней других шахтерских центров в 1525—1526 гг., заявивших о себе как о последователях идей плебейской реформации, по своему размаху и организованности было самым мощным социальным выступлением в этом регионе после гуситского движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: