Установление светского правления князей из династии Петровичей

Эта задача после скоропостижной смерти в 1851 г. Петра II Негоша решалась и следующими черногорскими правителями — князьями Данилой (1851-1860) и Николой (1860-1918). Данило Петрович, племянник Петра II Негоша, не захотел принять монашество, стал светским правителем и в сентябре 1852 г. провозгласил себя князем Черногории. Для упрочения финансового положения страны он ввел подоходный налог, таможенные пошлины, принял новый кодекс законов. Так называемый «Законник князя Данилы» декларировал равенство всех черногорцев перед законом, определял права и обязанности князя и других должностных лиц, регулировал семейные и имущественные отношения. Законник, составленный в соответствии с европейскими нормами буржуазного права, был важным инструментом для проведения политики централизации и стабилизации.

Князь Данило также стремился к расширению черногорской территории. В результате успешных боевых действий в 1858 г. и победы черногорцев над турецкой армией при Грахове было проведено при содействии великих держав черногорско-турецкое разграничение и расширение Черногории в сторону Герцеговины и Скадарского санджака, что увеличило население Черногории до 130 тыс. человек, а ее территорию — до 5 тыс. кв. км.

Наследовавший после смерти князя Данилы черногорский престол его племянник Никола направил все усилия на приобретение Черногорией независимости. Эту задачу он стремился решать совместно с Сербией. Черногория в 1867 г. присоединилась к Балканскому союзу и участвовала в выработке плана совместных боевых действий. Князь Никола претендовал на лидерство в союзе и даже рассчитывал занять престол объединенного сербо-черногорского государства. Соперничество его с сербскими династиями Об-реновичей и Карагеоргиевичей продолжалось до 1918 г.

В 60-е гг. XIX в. Черногория укрепляла свои вооруженные силы, получая поддержку Сербии и России. С начала восстания 1875 г. в Герцеговине и Боснии она оказывала повстанцам военную и материальную помощь. В июле 1876 г. Черногория вступила в войну с Турцией и вела ее сначала в союзе с Сербией, а с апреля 1877 г. и вплоть до окончания русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в союзе с Россией.

Несмотря на то что территориальное приращение Черногории было существенно урезано Берлинским трактатом по сравнению с Сан-Стефанским мирным договором, все же изменение в положении страны было кардинальным. Она получила

\ независимость, выход к морю в районе городов Бар и Уль-цинь, а также плодородные земли с городами Подгорица, Ник-шич, Колашин и Жабляк.

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА В СОСТАВЕ ОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ (конец XVIII в. - 1878 г.)

Особенности политического, этноконфессионального положения Боснийского эялета

Боснийский эялет, куда входили Босния и Герцеговина, существенно отличался от других территорий Османской Турции, заселенных славянами. Пограничный Боснийский эялет был удален и изолирован от центра империи труднопроходимыми горами, что обусловило периферийный характер его политического и экономического развития. В хозяйственном отношении Босния и Герцеговина были территориями чисто аграрными, со слаборазвитыми городами, где сохранилось до конца XIX в. цеховое устройство ремесел. Одной из важнейших статей дохода провинции являлась торговля, преимущественно транзитная, поскольку Босния и Герцеговина были исторически сложившимся перекрестком торговых путей с Запада на Восток.

Своей этноконфессиональной структурой Босния и Герцеговина также отличались от других балканских провинций Порты. Население провинции было по преимуществу славянским, с небольшой долей турецкого, еврейского и цыганского элементов. Славяне в свою очередь делились до середины XIX в. не по этническому, а по конфессиональному признаку на мусульман, католиков и православных, причем из всех славянских территорий Турции только в Боснии и Герцеговине сохранилась исламизи-рованная славянская знать. Данные о точной численности населения и принадлежности его к различным конфессиям до 1878 г. весьма противоречивы. Официальная турецкая перепись 1851 г., проведенная не подушно, а по дворам, определяла число жителей Боснии и Герцеговины в 1 077 000 человек, где 43% составляли православные, 34 — мусульмане, в том числе турки, и 23% — католики. Около 2 тыс. евреев-сефардов были сосредоточены в районе Сараева.

Города Боснии и Герцеговины Сараево (20 000 жителей — самый крупный город), Травник, Мостар, Баня Лука были заселены преимущественно мусульманами. В них развивалось ремесло, они же были центрами торговли и административного управления краем. Столица провинции попеременно находилась то в Травнике, то в Сараеве. Местные феодалы Боснии и Герцеговины —

аяны — к началу XIX в. фактически владели земельными наделами, на которых работали как крестьяне-мусульмане, так и крестьяне-христиане. Этнических турок в провинции было очень мало, как правило, они присылались для занятия административных должностей и недоброжелательно воспринимались местной бос-нийско-герцеговинской знатью. К середине XIX в. в ходе ликвидации спахийского землевладения старую родовую знать — аянов — начинают теснить владельцы земельных наделов, полученных по воле чиновников из центра или боснийского визиря. Эта новая знать, часто пришлая, именуемая по титулам янычарских военачальников агами и бегами, образовала новый класс собственников модернизированного феодального общества — беговат.

В Боснии и Герцеговине мусульманские традиции и их культура получили широкое развитие через сеть духовных школ и училищ, распространение дервишских орденов. Боснийский эялет был оплотом традиционного мусульманства, яростно сопротивлявшегося любым попыткам реформ, в том числе и попыткам европеизации администрации и армии. Даже изменение вида чалмы в 1830 г. вызвало протесты мусульман Боснии. Архитектура и градостроительство Боснии и Герцеговины представляют собой блестящие образцы балканской мусульманской культуры.

Христианская же церковь и культура в Боснии и Герцеговине были в конце XVIII в. — 1878 г. значительно слабее. Особенно это касалось Православной церкви, где иерархи, по большей части греки, назначались Вселенским патриархом. Они зачастую тесно сотрудничали с властями, оказывая им порой и осведомительские услуги. Католическая церковь на территории Боснии и Герцеговины была представлена орденом францисканцев. Францисканские священники очень плодотворно трудились в Боснии и Герцеговине, открывая монастыри и католические школы при них. Успеху их деятельности способствовали как прозелитистская политика Ватикана, так и наличие обширных контактных зон, ибо с севера и запада Босния и Герцеговина были окружены католическими территориями Хорватии и Славонии, а также Далмации — известного центра католической культуры Средиземноморья.

Упадок православной культуры, укрепление католицизма и прочные позиции исламского традиционализма в первой половине XIX в. не были главной причиной внутренней нестабильности Боснии и Герцеговины, сотрясаемых в 30—70-е гг. серией восстаний. Этноконфессиональные конфликты начинают обостряться лишь во второй половине XIX в., а своего апогея достигают в конце XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: