Новый передел польской территории на Венском конгрессе 1815 г.
Венский конгресс (1814—1815) создал на развалинах наполеоновской Европы новую систему, которая определила и территориальные границы, остававшиеся практически неизменными вплоть до первой мировой войны.
Польский вопрос на конгрессе был одним из самых сложных. Польская политическая элита в 1813—1815 гг. однозначно выступала за российскую ориентацию. Александр I — единственный в антинаполеоновской коалиции — стремился объединить под своей властью польские земли и создать польское государство,
Передел польских земель по решениям Венского конгресса 1815 г. 1 — польские земли, оставшиеся под властью Пруссии и России; 2 — польские земли, оставшиеся под властью Австрии; 3 — граница Княжества Варшавского перед разделом; 4 — территории, отошедшие к Пруссии; 5 — территории, отошедшие к Австрии; 6 — территория Краковской республики; 7 — территория, отошедшая к России и составившая Царство Польское; 8 — границы государств в 1815 г.; 9 — границы современной Польши
|
|
желая таким образом вопреки позиции всей Европы укрепить российский плацдарм на Висле. К этому времени относятся многие внешние проявления симпатии российского монарха к полякам: посещение им Т. Костюшко в Париже; назначение А. Чар-торыйского своим советником в Вене; разрешение вернуться на родину входившим в состав наполеоновской армии польским частям с сохранением за ними права ношения оружия; обещания присоединить к Польше восточные земли прежней Речи Посполитой и сохранить все привилегии польской шляхты.
Великие державы были решительно не согласны на восстановление польского государства в границах 1772 г., поскольку это нарушило бы сложившееся европейское равновесие. В мае 1815 г. после острых споров удалось достигнуть компромисса. Из большей части территории Княжества Варшавского было создано Царство Польское (127 тыс. кв. км и 3,3 млн жителей). Другим, «вечно нейтральным» польским государством становился Краков с окрестностями (1164 кв. км и около 100 тыс. жителей), оставаясь под опекой России, Австрийской империи и Пруссии. Монархия Габсбургов сохраняла Галицию, а Пруссия получала западную часть Княжества Варшавского, из которой образовывалось Великое княжество Познанское (почти 26 тыс. кв. км и 776 тыс. человек). Было принято решение о свободном товарообороте на всей территории прежней Речи Посполитой, а три монарха обещали своим польским подданным создать институты, которые бы позволили «сохранить их народность».
Созданное решениями Венского конгресса Царство Польское в 1815 г. получило из рук российского монарха конституцию. Еще до окончания конгресса в мае им были одобрены «Основы конституции» Царства Польского, в подготовке которых основную роль сыграл А. Чарторыйский. В окончательный вариант, подписанный Александром I в Варшаве в конце 1815 г., были внесены существенные поправки. Он не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет, на неопределенное время откладывать его созыв.
|
|
Конституция провозглашала, что Царство Польское навсегда присоединяется к Российской империи и связывается с нею личной унией. Исполнительная власть согласно конституции целиком принадлежала императору, который одновременно стал и польским королем. Он назначал наместника. Первым наместником был генерал Ю. Зайончек. Конституция вернула многие польские исторические традиции: деление на воеводства, коллегиальность министерств (их функции выполняли правительственные комиссии) и воеводских властей. Расширились полномочия сейма. Законодательная власть разделялась между сеймом и императором. Сейм состоял из двух палат: сената и нижней палаты, в состав которой входили послы и депутаты от гмин. Он должен был собираться раз в два года и работать в течение 30-ти дней.
Монарх обладал правом наложения вето на решения сейма, что фактически сводило на нет его самостоятельность. В качестве высшего правительственного органа выступал Государственный совет, а текущие правительственные функции исполнял Административный совет. Согласно конституции формировалось польское войско, административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода слова и печати. Военную службу следовало отбывать в пределах Царства Польского, то же положение распространялось и на тюремные наказания.
Конституция 1815 г. была одной из самых либеральных в Европе. Правом голоса в Царстве Польском обладали около 100 тыс. граждан, что превышало число пользовавшихся избирательным правом в бурбонской Франции. Однако чуть ли не с самого начала она нарушалась как императором и правительством, так и чиновниками, которые от имени монарха контролировали польских подданных. Фактическим наместником стал командующий польской армией великий князь Константин Павлович, а сенатор Н.Н. Новосильцев исполнял не предусмотренные конституцией функции императорского комиссара.
Вначале ситуация выглядела обнадеживающе. Польские имущие классы, опасавшиеся после поражения 1812 г. очередного конца польской государственности, получили автономное и либеральное Царство Польское. Александр I пользовался огромной симпатией поляков. В 1818 г., когда собрался первый сейм Царства Польского, Александр I намекнул на возможность расширения Царства за счет литовских и белорусских земель. Ограничения конституционных прав приняли заметные масштабы после 1820 г., когда государства Священного союза усилили репрессии против активизирующегося в Европе либерального и революционного движения.
Сейм 1820 г. ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции — калишской партии. Ее, как и большинство шляхты, пока удовлетворяло сложившееся положение вещей, но, опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике властей, калишане требовали соблюдения конституционных прав. Царская бюрократия ответила на это преследованиями калишан и попыталась убедить императора в необходимости отмены конституции. Последующие события показали иллюзорность надежд поляков первых лет существования Царства Польского.
С момента возникновения Царства Польского появилась, а в 20-е гг. набрала силу нелегальная оппозиция. Тайные революционные и просветительские организации видели свою задачу в воссоздании независимой Польши, а также в проведении
|
|
антифеодальных преобразований и демократизации политического строя. Идейно-политические силы всех направлений объединяло стремление к восстановлению польских границ 1772 г. Общность цели, несмотря на расхождения в социально-политических программах различных течений, оказала влияние и на характер польского восстания 1830—1831 гг., в котором заметную роль сыграли соединения польской армии и легальные органы государственного управления.