double arrow

Царство Польское в 1815—1830 гг. Конституция 1815 г


Созданное решениями Венского конгресса Царство Польское в 1815 г. получило из рук российского монарха конституцию. Еще до окончания конгресса в мае им были одобрены «Основы конституции» Царства Польского, в подготовке которых основную роль сыграл А. Чарторыйский. В окончательный вариант, подписанный Александром I в Варшаве в конце 1815 г., были внесены существенные поправки. Он не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет, на неопределенное время откладывать его созыв.

Конституция провозглашала, что Царство Польское навсегда присоединяется к Российской империи и связывается с нею личной унией. Исполнительная власть согласно конституции целиком принадлежала императору, который одновременно стал и польским королем. Он назначал наместника. Первым наместником был генерал Ю. Зайончек. Конституция вернула многие польские исторические традиции: деление на воеводства, коллегиальность министерств (их функции выполняли правительственные комиссии) и воеводских властей. Расширились полномочия сейма. Законодательная власть разделялась между сеймом и императором. Сейм состоял из двух палат: сената и нижней палаты, в состав которой входили послы и депутаты от гмин. Он должен был собираться раз в два года и работать в течение 30-ти дней.




Монарх обладал правом наложения вето на решения сейма, что фактически сводило на нет его самостоятельность. В качестве высшего правительственного органа выступал Государственный совет, а текущие правительственные функции исполнял Административный совет. Согласно конституции формировалось польское войско, административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке. Провозглашались неприкосновенность личности, свобода слова и печати. Военную службу следовало отбывать в пределах Царства Польского, то же положение распространялось и на тюремные наказания.

Конституция 1815 г. была одной из самых либеральных в Европе. Правом голоса в Царстве Польском обладали около 100 тыс. граждан, что превышало число пользовавшихся избирательным правом в бурбонской Франции. Однако чуть ли не с самого начала она нарушалась как императором и правительством, так и чиновниками, которые от имени монарха контролировали польских подданных. Фактическим наместником стал командующий польской армией великий князь Константин Павлович, а сенатор Н.Н. Новосильцев исполнял не предусмотренные конституцией функции императорского комиссара.

Вначале ситуация выглядела обнадеживающе. Польские имущие классы, опасавшиеся после поражения 1812 г. очередного конца польской государственности, получили автономное и либеральное Царство Польское. Александр I пользовался огромной симпатией поляков. В 1818 г., когда собрался первый сейм Царства Польского, Александр I намекнул на возможность расширения Царства за счет литовских и белорусских земель. Ограничения конституционных прав приняли заметные масштабы после 1820 г., когда государства Священного союза усилили репрессии против активизирующегося в Европе либерального и революционного движения.



Сейм 1820 г. ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции — калишской партии. Ее, как и большинство шляхты, пока удовлетворяло сложившееся положение вещей, но, опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике властей, калишане требовали соблюдения конституционных прав. Царская бюрократия ответила на это преследованиями калишан и попыталась убедить императора в необходимости отмены конституции. Последующие события показали иллюзорность надежд поляков первых лет существования Царства Польского.

С момента возникновения Царства Польского появилась, а в 20-е гг. набрала силу нелегальная оппозиция. Тайные революционные и просветительские организации видели свою задачу в воссоздании независимой Польши, а также в проведении



антифеодальных преобразований и демократизации политического строя. Идейно-политические силы всех направлений объединяло стремление к восстановлению польских границ 1772 г. Общность цели, несмотря на расхождения в социально-политических программах различных течений, оказала влияние и на характер польского восстания 1830—1831 гг., в котором заметную роль сыграли соединения польской армии и легальные органы государственного управления.

Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика

Оказавшееся в составе Пруссии Великое княжество Познанское вскоре со всей силой испытало на себе германизаторскую политику, проводившуюся прусскими властями на польских землях. Права познанского сейма были ограничены. Выражавший интересы шляхты и немецких поселенцев сейм состоял из трех курий — рыцарской, т.е. шляхетской, городской и сельской. Он не имел никакой законодательной инициативы. До его сведения лишь доводились распоряжения прусского короля, касающиеся княжества, по содержанию которых он мог высказывать свое мнение и подавать петиции. По существу, сейм не являлся органом национального самоуправления для польского населения в Пруссии. Большинство в нем составляли лоялисты, меньшинство — либеральная оппозиция.

На протяжении 1815—1830 гг. не претерпело заметных изменений положение входившей в Габсбургскую монархию Западной Галиции. Некоторые уступки полякам были сделаны для того, чтобы в определенной степени нейтрализовать притягательную силу конституционного строя Царства Польского.

Выделялось положение Краковской республики. Она имела сейм и сенат. Но для избирателей и избираемых был введен довольно высокий имущественный или денежный ценз. Хотя Краковская республика лишь формально являлась независимым государством, тем не менее даже небольшая степень свободы, предоставленная вольному городу, позволила ему стать важным центром национальной и культурной жизни польского народа.







Сейчас читают про: