Промышленная революция

ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Сущностью промышленной революции в европейских странах был переход от мануфактурного и ремесленного производства к фабричному, использование машин и новых технологических процессов. Это — сложная система глубоких перемен во всей экономической и общественной структуре страны. Для периода промышленной революции характерны динамичное развитие в производственно-технической области и значительное увеличение объемов продукции. Можно выделить три главных этапа этого процесса в чешских землях:

— 1800—1830 гг. — начальная стадия; машины использовались только в текстильном производстве, главным образом при прядении хлопка;

— 1830—1848 гг. — углубление промышленной революции. Расширение машинного производства в текстильной, затем в пищевой (сахароварение) промышленности, начало строительства железных дорог;

— 1848—1870 гг. — размах и завершение промышленной революции, преобладание фабричного производства, создание основной сети железных дорог, рост добычи угля, возникновение машиностроительной промышленности.

Началась промышленная революция в хлопчатобумажной отрасли. При прядении хлопка машины стали применяться уже в конце XVIII в. Первую прядильню с английскими машинами основал в 1796 г. Й. Лейтенбергер близ г. Дечина. Его дети и другие родственники построили прядильни еще в ряде городов. К 1810 г. в Чехии было уже 163 прядильных машины. Постепенно они вытесняли ручной труд. Из 40 тыс. прядильщиков Чехии конца XVIII в. к 1825 г. осталось 5400. В 1841 г. в Чехии действовала 81 прядильная фабрика (1695 машин и 356 546 веретен), в основном на севере страны. Ткачество же хлопка производилось надомниками еще вручную. Набивку хлопчатобумажной ткани осуществляли централизованные мануфактуры. Важнейшим центром этого производства была Прага. Одна ситценабивная вальцовочная машина заменяла до 200 набивщиков. С 1842 г. начали использоваться «перотины», заменявшие по 20—25 мастеров каждая; к 1844 г. их насчитывалось в Чехии 21.

Главными центрами шерстяной промышленности являлись Брно и Либерец, где первые машины были изготовлены механиками из Англии и германских государств, прежде всего Саксонии. В Брно в 1807 г. возникла первая прядильная фабрика. Механизировалась также стрижка сукна: в 1826 г. в г. Либерец функционировало более 500 стригальных машин, использующих энергию воды. Отставало в техническом переоснащении полотняное производство, что обусловливалось дороговизной оборудования и укоренившейся практикой использования надомников, на труд которых это производство опиралось до середины XIX в. До 1843 г. возникли лишь три механические льнопрядильни.

В железоделательной промышленности древесный уголь заменялся коксом, устанавливались доменные печи. Был организован прокат металла, в 1841 г. в Чехии работало 16 прокатных заводов, а первая доменная печь появилась в 1830 г. Перелом наступил только в 60—70-е гг., когда появилась новая технология. Развитие машиностроения затруднялось стремлением Англии сохранить свою монополию в этой области. Все же в Чехии стали появляться иностранные машиностроительные мастерские (особенно английские). Первая паровая машина была установлена в Чехии в 1814 г., с середины 20-х гг. они стали производиться непосредственно в Чехии. К 1841 г. в стране функционировало 156 паровых машин: 56% в текстильной промышленности, 19 в горном деле и лишь 7% в металлургии.

В качестве топлива дерево и древесный уголь стали заменяться каменным и бурым углем и коксом. В конце 30-х гг. началась систематическая добыча угля, которая с 1829 по 1849 г. увеличилась в шесть раз. В 40-е гг. водяные мельницы постепенно вытесняются паровыми. Совершенствуется технология в сахароварении и пивоваренной промышленности. С 30-х гг. сахароваренные предприятия начинают оснащаться различными машинами с механическим приводом. Особенно благоприятные условия для

сахароварения сложились в 40-е гг. XIX в. в Моравии. Первоначально в этой отрасли главную роль играли крупные землевладельцы, но затем предприятия стали создаваться и лицами из городского сословия.

Традиционные средства транспорта оказались недостаточными для новых условий. Уже с середины XVIII в. по всей Австрийской империи строились шоссейные дороги с каменным покрытием, водоотводными кюветами и т.д. В Чехии шоссейные дороги соединили Прагу со всеми важнейшими пунктами страны. В 1832 г. в Чехии вступила в строй и конная железная дорога. Первая паровая железная дорога соединила в 1839 г. Вену и Брно. Затем были сооружены такие дороги от Оломоуца до Праги (1845) и от Праги до Дрездена (1851). Возникло производство локомотивов, рельсов, вагонов. Развитие транспорта способствовало укреплению единого внутреннего рынка товаров и рабочей силы.

В сельском хозяйстве капиталистические формы производства развивались медленнее. Лишь перед 1848 г. они появились в крупных латифундиях. Здесь выращивали кормовые травы, разводили крупный рогатый скот и овец, использовали удобрения и технику по обработке почвы и сбору урожая. Были открыты сельскохозяйственные школы. Но в мелких крестьянских хозяйствах изменения происходили в среднем на два десятилетия позднее, чем в крупных. Мешали феодальные повинности. Среди крестьян существовала большая имущественная дифференциация. Беднота поставляла главную часть рабочей силы для строительства шоссейных и железных дорог и для развивающейся промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: