Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Австрославизм и его сущность




НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1830-1848 гг.

События в Европе 1830 г. (революции во Франции и Германии, восстание в Царстве Польском), как и внутренние причины, повлияли на дальнейшее развитие ситуации в чешских землях. Быстро растет осознающая свою национальную принадлежность интеллигенция, в национальное движение включаются представители свободных профессий, чиновники, студенчество. Они объединяются вокруг журнала «Кветы» («Цветы», открыт в 1834 г.). Активными представителями нового слоя патриотов стали литератор и публицист Карел Сабина, поэт Карел Гинек Маха и др. События польского восстания 1830—1831 гг. против русского

царизма нанесли мощный удар по теории славянской взаимности. Молодое поколение перестает ориентироваться на Россию. Подчеркивается, что славяне не представляют собой единого народа, а отечеством для чехов является не «всеславянство», а земли, исторически населенные чехами, — Чехия, Моравия, Силезия, Словакия.

Главным творцом этой концепции стал публицист и литератор Карел Гавличек-Боровский (1821 — 1856). Обстоятельства помогли ему получить место воспитателя в семье московского профессора СП. Шевырева, и в 1843 г. он уехал в Россию. В течение двух лет Гавличек изучал сложившиеся здесь отношения и убедился в том, что угнетение народных масс в этой стране сильнее, чем в Австрийской империи. Вернувшись из России, он стал в 1846 г. редактором газеты «Пражске новины» («Пражская газета»). Сделав ее центром национального движения, он попытался на ее страницах представить новую интерпретацию славянской идеи. Это был австрославизм, некоторые элементы которого были сформулированы еще Й.Добровским в конце XVIII в., но приобретший в изменившихся условиях специфические черты. Оставаясь в составе Австрийской империи, славянам надлежало объединиться и добиться равноправия с немцами. Предполагалось создать на основе естественного права федерацию равноправных единиц в рамках монархии Габсбургов.

Практические формы активизации национального движения были различны. Требовали расширения сферы обучения чешскому языку в школах, в том числе и в преимущественно немецких регионах. Большое место отводилось чешскому театру. Ведущей личностью чешской театральной жизни стал с 30-х гг. писатель Йозеф Каетан Тыл (1808-1856), видевший в театральном искусстве средство пробуждения национального самосознания. Он написал пьесу «Фидловачка» (при ее постановке 21 декабря 1839 г. была впервые исполнена на чешском языке песня «Где мой дом?», ставшая впоследствии чешским национальным гимном), организовал молодежный чешский театр, устраивал в 1840—1846 гг. в Праге и ряде других городов народные мероприятия — всеобщие чешские балы, где звучала только чешская речь.




Были организованы также «чешские беседы» с национальными песнями, стихами, танцами. В 40-е гг. такие беседы возникли в ряде чешских городов. По новому уставу Общества поддержки промышленности в Чехии (1844) в него могли вступать мелкие чешские предприниматели, ремесленники, представители интеллигенции. Последняя стремилась расширять сферу образования народа, чтобы каждый ремесленник, пользуясь пособиями на чешском языке,

мог знакомиться с лучшими производственными методами и новыми изобретениями. Для этого организовывались воскресные школы, издавался журнал «Промысльны посел» («Промышленный вестник», 1840—1844) и велась кампания за открытие образцовой чешской промышленной школы в Праге. Со всех концов Чехии шли добровольные взносы средств на такое учебное заведение, что свидетельствует о широком влиянии национальной идеи на массы накануне революции 1848 г.

Что касается немецкого населения в Чехии, то оно проживало в основном в пограничных областях, но его представители занимали влиятельное положение в крупных городах и внутри Чехии и Моравии. Все условия жизни в монархии благоприятствовали возвышению немецкого населения. Торговый и финансовый капитал находился в немецких руках еще до промышленной революции. Хотя немецкое население составляло явное меньшинство в чешских землях, последние подчас казались немецкими. Понятно, что властями навязывалось мнение об энергичном немецком национальном характере и о закономерности господствующего положения австрийских немцев в монархии. Среди богемских немцев можно различать три течения в отношении к чешскому национальному движению. Сторонники одного из них призывали к скорейшей германизации чехов. Этот призыв не получил, впрочем, большого распространения. Сторонники второго — немецкие либеральные демократы вплоть до весны 1848 г. симпатизировали прогрессивным историческим традициям чехов; считалось, что чехов можно будет привлечь к сотрудничеству с прогрессивными силами Германии, что помогло бы в перспективе созданию немецкого национального государства. В сущности, это демонстрирует непонимание немцами характера чешского движения. И третьим было течение, стремившееся и в дальнейшем сохранять билингвизм, традиции уже отжившего двуязычного чешского территориального патриотизма.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 2109; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8808 - | 7525 - или читать все...

Читайте также:

 

34.238.192.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.