Подготовка и проведение крестьянской реформы

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 г. в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие 20 лет.
Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.
В феврале 1855 г. на престол вступил Александр II. В Манифесте 19 марта 1856 г., в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед предводителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.
Первый секретный комитет для выработки положения «об устройстве всех состояний людей», т.е. решения крестьянского вопроса, был образован в 1826 г., затем последовала череда специальных комитетов, обсуждавших проблемы крепостного права и перспективы его отмены.
послужить образцом для будущего устройства крепостных крестьян.
Всю массу казенных крестьян выводили из непосредственного подчинения Министерству финансов. Проводить реформу было поручено министру П.Д. Киселеву, стоявшему во главе Министерства государственных имуществ (образованного по его плану в 1833 г.). Киселев продолжил дело, заложенное в 1803 г. Законом «О вольных хлебопашцах», полагая при этом, что освобождение крестьян может лучше всего осуществить частная инициатива.
В разработанном проекте предполагалось, что помещики на добро-вольных соглашениях с крестьянами уступят им часть своих земель в постоянное и наследственное пользование.

Условия, на которых будет произведена эта сделка, должны быть установлены правительством и оставаться без изменений.
Тем самым крестьяне будут прикреплены к земле, но станут свободными. Помещики сохранят за собой право собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но терял власть над их трудом и имуществом. Отработки и платежи крестьян в пользу помещика должны были нормироваться в первоначальных условиях сделки. Помещик освобождался от ответст-венности за своих крестьян.
Проект превратился в закон в апреле 1842 г. Сразу же был издан циркуляр, в котором подчеркивалось, что права дворянства на крепостных остаются неприкосновенными и дворянство не понесет ущерба, если не согласится на заключение планируемых сделок с крестьянами: подчеркивался сугубо добровольный характер освободительной акции. Закон не произвел сколько-нибудь существенных изменений в системе крепостничества.
Первым результатом работы таких комите-тов стала реформа управления государственными крестьянами. Она должна была
Государственные крестьяне
В 1827 г. был принят закон, установивший порядок, согласно которому помещичьи крестьяне, оставшиеся с земельным наде-
Ограничения крепостного права
лом, размеры которого были меньше 4,5 десятин, переходили под государственное управление или зачислялись в свободные городские сословия. Согласия помещиков при этом не требовалось.
Последовавшие за «Киселевской реформой» акты лишь частично за-тронули проблему. Не были определены ни размеры обязательного крестьянского надела, ни объемы обязательных отработок крестьян в пользу помещика (положения Закона 1797 г. о трехдневной барщине не действовали).
В 1827 г. помещикам было запрещено уступать своих крепостных для работы в шахтах, тогда же запрещено ссылать крестьян в Сибирь.
В 1833 г. запрещалось сдавать в аренду поместья, на которых проживали крепостные, в 1854 г. последовал запрет помещикам передавать некоторые свои права (в отношении крестьян) приказчикам.
Все эти акты имели целью ограничить власть дворян над крепостными.
В 1841 г. запрещено продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. С 1847 г. Министерство государственных имуществ начало приобретать за счет казны население дворянских имений.

Был разработан проект, по которому в течение десяти лет предполагалось выкупить всех крестьян, принадлежавших однодворцам (эти последние, уплачивая подушную подать, как крестьяне, владели крепостными, как помещики).
В 1847 г. принят закон, разрешавший крестьянам, проживавшим в имениях, продававшимся за долги, выкупаться на волю с землей.
В 1848 г. закон разрешает крестьянам приобретать недвижимую собственность. Однако это осуществлялось с согласия помещика, при его отказе крестьяне не имели права предъявлять иск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: