МОДУЛЬ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Задание II группе
Задание I группе
Укажите даты событий. Продолжите таблицу самостоятельно
Политического поведения С.А. Короткова
К.и.н., доцент кафедры
Политического поведения И.Б. Орлов
Д.и.н., профессор кафедры
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Дистанционная поддержка дисциплины
Справочники, словари, энциклопедии
Дополнительная литература
Основная литература
Базовые учебники
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001. 514 с.
2. Россия в мировой истории. Учебник / Под ред. В.С. Порохни. М., 2003. 591 с.
3. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко М., 2003. 559 с.
4. История России (XIX - начала XX вв.) / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. 743 с.
5. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. М.: «Русский мир», 2001. 776 с.
Указана отдельно к каждой теме.
Указана отдельно к каждой теме.
Исторический словарь // Электронные словари URL: https://www.edik.ru/history/
Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. Минск: Книжный Дом, 2007. 960 с. // Яндекс. Словари URL: https://slovari.yandex.ru/~книги/Религия/
Рубрика «История» // Энциклопедия Кругосвет URL: https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/13
Энциклопедический словарь «История Отечества» // Рубрикон URL: https://www.rubricon.com/io_1.asp
Для подготовки студентов к семинарам по истории России используется сайт https://orlov-i-b.narod.ru, на котором размещаются материалы к отдельным темам курса, задания к семинарским занятиям. Кроме того, в программе курса указаны электронные ресурсы к ранней истории России.
- проектор для чтения лекций;
- интерактивные карты;
- подсобные материалы для проведения тестов.
№ | События | Даты |
Азовские походы | ||
Великое посольство | ||
Гангутский бой | ||
Ништадский мир | ||
Переход на летоисчисление от рождества Христова | ||
Полтавская битва | ||
Разделение страны на губернии |
Северная война | ||
Учреждение «Табели о рангах» | ||
Провозглашение Петра 1 императором | ||
11. | Создание прокуратуры | |
12. | Указ о единонаследии |
II. Задания студентам по группам:
2. Кем были эти люди? Продолжите таблицу самостоятельно.
Апраксин Федор Матвеевич | |
Шереметев Борис Петрович | |
Ягужинский Павел Иванович | |
Меншиков Александр Данилович | |
Иван Мазепа | |
Феофан Прокопович | Сподвижник Петра. Церковный реформатор. Он сочинил Духовный регламент, по которому члены Святейшего синода были приравнены к чиновникам светских коллегий. Они, как и все чиновники, назначались царем, приносили присягу на верность государю. |
Карл XII | |
Распределите по колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в несколько колонок):
Цифирные школы, Морская академия, «Ведомости», Кунсткамера, «Лексиконы», публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, открытие полезных ископаемых, История Северной войны», «бородовые знаки», горные училища, «Юности честное зерцало», гарнизонные школы, издание карт, изобретение новых токарных станков, Академия наук
Образование | Книгоиздательское дело | Наука и техника | Европейские обычаи |
Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочтете фамилию первого «прибыльщика», крепостного графа Шереметева, ставшего благодаря своим проектам по изысканию доходов для государства крупным чиновником и помещиком.
1. Вывоз товаров за рубеж.
2. Крупное промышленное предприятие.
3. Ввоз товаров из-за рубежа.
4. Человек, изыскивающий новые источники государственных доходов.
5. Главный морской порт России до Петра I.
6. Политика превышения вывоза товаров из страны над их ввозом.
7. Название налогов в России.
8. Название переписи населения.
Э | |||||||||||||
М | |||||||||||||
И | |||||||||||||
П | |||||||||||||
А | |||||||||||||
П | |||||||||||||
Р | |||||||||||||
Заполните таблицу «Реформы Петра 1»
Реформа | Год | Основное содержание | Последствие (значение) |
Управления | Правительствующий сенат. Создание коллегий | Создание системы коллегий завершило процесс централизации государственного аппарата | |
Военная | Рекрутская система | Регулярные пехотные полки. Создан военно-морской флот | |
Церковная | Ликвидация патриаршества Для управления церковью была учреждена Духовная комиссия, вскоре преобразованная в Синод. руководителем Синода являлся его вице-президент Феофан Прокопович | Император фактический глава церкви | |
Податная реформа | 1718 г | начата подушная перепись населения. В 1722— 1724 гг. провели ревизию (проверку) результатов этой переписи. Взимаемый с крестьян налог шел на содержание сухопутной армии, налог с посадских людей — на содержание флота. | Паспортная система. Теперь каждый крестьянин, уходя на заработки на расстояние свыше 30 верст от своего дома, был обязан иметь при себе паспорт. В паспорте был указан срок возвращения крестьянина. |
Экономические | Государственная монополия на производство ряда товаров и торговля ими. Политика меркантилизма |
Выводы: Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Россия по форме стала абсолютной монархией.
Прочитайте мнение о Петре Первом Л.Н. Толстого и современного писателя А. Бушкова. Что вы можете им возразить?
«С Петра начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжёт, закапы-вает живыми в землю, заточает жену, распутничает» (Л.Н. Толстой)
«Что же касается Петра, то я считаю, что самое точное определение для него нашёл Лев Тол-стой – «осатанелый зверь»… А всё, за что брался Пётр, влачило после него жалкое существо-вание – металлургия, судостроение. Все его военные завоевания – миф.
Все его экономические победы – фикция… Почти четверть населения потеряла Россия за время петровского правления!»
(А. Бушков)
3. Дайте определение понятий:
o «Потешные полки»
o Рекрутская повинность
o Посессионные крестьяне – категория крестьян, принадлежащих частным предприятиям
o Подворная подать
o Ассамблея
o Кунсткамера
Меркантилизм – поощрение продажи за границу готовой продукции, а не сырья, а также ввоз в страну тех товаров, которые не производились внутри страны
«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
«ИСТОРИЯ»
Ярославль – 2012
История. Модульный курс для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения всех специальностей.- Ярославль, ФГОУ ВПО ЯГСХА, 2012. - с.
Автор: д.и.н., профессор А.В.Ефременко.
Рецензенты:
Модульный курс «История» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и содержит все необходимые компоненты для освоения предмета изучаемой дисциплины: тексты лекций и планы семинарских занятий, контрольные задания для САРС, информационное обеспечение САРС, темы докладов и рефератов, терминологический словарь, презентацию.
Модульный курс «Истории» рекомендован к изданию и использованию в учебном процессе Учёным советом экономического факультета (протокол № от
«… каждый из нас должен быть
хоть немного историком, чтобы
стать сознательно и добросовест-
но действующим гражданином»
В.О. Ключевский
Современное историческое образование в России нуждается в коренном методологическом и теоретическом обновлении. Особенно это касается отечественной истории в связи с тем, что страна переживает переходный период от индустриального цикла развития к постиндустриальному. В этот переломный момент возникает необходимость формирования у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации; приобретения ими систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение их в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
Немаловажное значение при этом имеет и учебно-методический аспект проблемы. В условиях всё более углубляющегося научно-технического прогресса и появления дополнительных направлений и профилей высшего профессионального образования, содержание базовых дисциплин, и прежде всего гуманитарных, с каждым разом становится всё труднее укладывать в прокрустово ложе отведённых для их изучения учебных часов. Более того, в связи с реформой ВПО и появлением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения выясняется, что даже семестровая дисциплина, каковой является «История», становится чрезмерно объёмной дисциплиной. Ибо в прежнем виде она затрудняет переход к разработке междисциплинарных курсов и инновационных образовательных программ. Следовательно, необходимо переходить к очередному этапу разработки авторских курсов, когда на смену проблемно-тематическому их чтению, должны прийти компактные и информативные, логически завершённые дидактические блоки, но методологически и теоретически ещё более совершенные. Речь в данном случае идёт о модулях учебной дисциплины, представляющих собой органически связанные части, в которых содержание истории максимально концентрируется в научной концепции с её новыми понятиями, определениями, принципами. Такой дедуктивный способ построения и изучения истории позволяет выстраивать модели восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот. При этом конкретизация может быть сколько угодно различной, а количественно не столь обременительной, как при традиционной организации учебного процесса. Кроме того, здесь возникают дополнительные возможности для совершенствования системы контроля знаний обучающихся и формирования у них компетенций, а также знаний, умений и навыков. В результате освоения дисциплины студенты должны
знать:
· основные направления, проблемы, теории и методы истории;
· движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;.
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
владеть:
· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
· навыками анализа исторических источников;
· приёмами ведения дискуссии и полемики.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, средствами предоставляемыми учебным курсом «История».