По курсу История. Модульный курс для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения всех специальностей

МОДУЛЬ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задание II группе

Задание I группе

Укажите даты событий. Продолжите таблицу самостоятельно

Политического поведения С.А. Короткова

К.и.н., доцент кафедры

Политического поведения И.Б. Орлов

Д.и.н., профессор кафедры

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Дистанционная поддержка дисциплины

Справочники, словари, энциклопедии

Дополнительная литература

Основная литература

Базовые учебники

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001. 514 с.

2. Россия в мировой истории. Учебник / Под ред. В.С. Порохни. М., 2003. 591 с.

3. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко М., 2003. 559 с.

4. История России (XIX - начала XX вв.) / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998. 743 с.

5. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. М.: «Русский мир», 2001. 776 с.

Указана отдельно к каждой теме.

Указана отдельно к каждой теме.

Исторический словарь // Электронные словари URL: https://www.edik.ru/history/

Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. Минск: Книжный Дом, 2007. 960 с. // Яндекс. Словари URL: https://slovari.yandex.ru/~книги/Религия/

Рубрика «История» // Энциклопедия Кругосвет URL: https://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/13

Энциклопедический словарь «История Отечества» // Рубрикон URL: https://www.rubricon.com/io_1.asp

Для подготовки студентов к семинарам по истории России используется сайт https://orlov-i-b.narod.ru, на котором размещаются материалы к отдельным темам курса, задания к семинарским занятиям. Кроме того, в программе курса указаны электронные ресурсы к ранней истории России.

- проектор для чтения лекций;

- интерактивные карты;

- подсобные материалы для проведения тестов.

События Даты
  Азовские походы  
  Великое посольство  
  Гангутский бой  
  Ништадский мир  
  Переход на летоисчисление от рождества Христова  
  Полтавская битва  
  Разделение страны на губернии  
  Северная война  
  Учреждение «Табели о рангах»  
  Провозглашение Петра 1 императором  
11. Создание прокуратуры  
12. Указ о единонаследии  

II. Задания студентам по группам:

2. Кем были эти люди? Продолжите таблицу самостоятельно.

Апраксин Федор Матвеевич  
Шереметев Борис Петрович  
Ягужинский Павел Иванович  
Меншиков Александр Данилович  
Иван Мазепа  
Феофан Прокопович Сподвижник Петра. Церковный реформатор. Он сочинил Духовный регламент, по которому члены Святейшего синода были приравнены к чиновникам светских коллегий. Они, как и все чиновники, назначались царем, приносили присягу на верность государю.
Карл XII  
   

Распределите по колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в несколько колонок):

Цифирные школы, Морская академия, «Ведомости», Кунсткамера, «Лексиконы», публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, открытие полезных ископаемых, История Северной войны», «бородовые знаки», горные училища, «Юности честное зерцало», гарнизонные школы, издание карт, изобретение новых токарных станков, Академия наук

Образование Книгоиздательское дело Наука и техника Европейские обычаи
       
       
       
       

Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочтете фамилию первого «прибыльщика», крепостного графа Шереметева, ставшего благодаря своим проектам по изысканию доходов для государства крупным чиновником и помещиком.

1. Вывоз товаров за рубеж.

2. Крупное промышленное предприятие.

3. Ввоз товаров из-за рубежа.

4. Человек, изыскивающий новые источники государственных доходов.

5. Главный морской порт России до Петра I.

6. Политика превышения вывоза товаров из страны над их ввозом.

7. Название налогов в России.

8. Название переписи населения.

  Э              
  М                    
  И            
  П                    
А                    
                         
  П            
  Р            
                           

Заполните таблицу «Реформы Петра 1»

Реформа     Год Основное содержание Последствие (значение)
  Управления     Правительствующий сенат. Создание коллегий Создание системы коллегий завершило процесс централизации государственного аппарата
  Военная     Рекрутская система Регулярные пехотные полки. Создан военно-морской флот
  Церковная     Ликвидация патриаршества Для управления церковью была учреждена Духовная комиссия, вскоре преобразованная в Синод. руководителем Синода являлся его вице-президент Феофан Прокопович Император фактический глава церкви
  Податная реформа   1718 г начата подушная перепись населения. В 1722— 1724 гг. провели ревизию (проверку) результатов этой переписи. Взимаемый с крестьян налог шел на содержание сухопутной армии, налог с посадских людей — на содержание флота. Паспортная система. Теперь каждый крестьянин, уходя на заработки на расстояние свыше 30 верст от своего дома, был обязан иметь при себе паспорт. В паспорте был указан срок возвращения крестьянина.
  Экономические     Государственная монополия на производство ряда товаров и торговля ими. Политика меркантилизма  

Выводы: Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Россия по форме стала абсолютной монархией.

Прочитайте мнение о Петре Первом Л.Н. Толстого и современного писателя А. Бушкова. Что вы можете им возразить?

«С Петра начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжёт, закапы-вает живыми в землю, заточает жену, распутничает» (Л.Н. Толстой)

«Что же касается Петра, то я считаю, что самое точное определение для него нашёл Лев Тол-стой – «осатанелый зверь»… А всё, за что брался Пётр, влачило после него жалкое существо-вание – металлургия, судостроение. Все его военные завоевания – миф.

Все его экономические победы – фикция… Почти четверть населения потеряла Россия за время петровского правления!»

(А. Бушков)

3. Дайте определение понятий:

o «Потешные полки»

o Рекрутская повинность

o Посессионные крестьяне – категория крестьян, принадлежащих частным предприятиям

o Подворная подать

o Ассамблея

o Кунсткамера

Меркантилизм – поощрение продажи за границу готовой продукции, а не сырья, а также ввоз в страну тех товаров, которые не производились внутри страны

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

«ИСТОРИЯ»

Ярославль – 2012

История. Модульный курс для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения всех специальностей.- Ярославль, ФГОУ ВПО ЯГСХА, 2012. - с.

Автор: д.и.н., профессор А.В.Ефременко.

Рецензенты:

Модульный курс «История» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и содержит все необходимые компоненты для освоения предмета изучаемой дисциплины: тексты лекций и планы семинарских занятий, контрольные задания для САРС, информационное обеспечение САРС, темы докладов и рефератов, терминологический словарь, презентацию.

Модульный курс «Истории» рекомендован к изданию и использованию в учебном процессе Учёным советом экономического факультета (протокол № от

«… каждый из нас должен быть

хоть немного историком, чтобы

стать сознательно и добросовест-

но действующим гражданином»

В.О. Ключевский

Современное историческое образование в России нуждается в коренном методологическом и теоретическом обновлении. Особенно это касается отечественной истории в связи с тем, что страна переживает переходный период от индустриального цикла развития к постиндустриальному. В этот переломный момент возникает необходимость формирования у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации; приобретения ими систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение их в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

Немаловажное значение при этом имеет и учебно-методический аспект проблемы. В условиях всё более углубляющегося научно-технического прогресса и появления дополнительных направлений и профилей высшего профессионального образования, содержание базовых дисциплин, и прежде всего гуманитарных, с каждым разом становится всё труднее укладывать в прокрустово ложе отведённых для их изучения учебных часов. Более того, в связи с реформой ВПО и появлением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения выясняется, что даже семестровая дисциплина, каковой является «История», становится чрезмерно объёмной дисциплиной. Ибо в прежнем виде она затрудняет переход к разработке междисциплинарных курсов и инновационных образовательных программ. Следовательно, необходимо переходить к очередному этапу разработки авторских курсов, когда на смену проблемно-тематическому их чтению, должны прийти компактные и информативные, логически завершённые дидактические блоки, но методологически и теоретически ещё более совершенные. Речь в данном случае идёт о модулях учебной дисциплины, представляющих собой органически связанные части, в которых содержание истории максимально концентрируется в научной концепции с её новыми понятиями, определениями, принципами. Такой дедуктивный способ построения и изучения истории позволяет выстраивать модели восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот. При этом конкретизация может быть сколько угодно различной, а количественно не столь обременительной, как при традиционной организации учебного процесса. Кроме того, здесь возникают дополнительные возможности для совершенствования системы контроля знаний обучающихся и формирования у них компетенций, а также знаний, умений и навыков. В результате освоения дисциплины студенты должны

знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;.

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приёмами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, средствами предоставляемыми учебным курсом «История».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: