Междисциплинарные связи модуля с базовыми и профильными предметами гуманитарного и социально- экономического цикла

Краткое содержание модуля.

Характеристика названия модуля.

VI-XVII вв.).

Российская государственность в контексте мирового развития

Модуль-1

Название данного модуля отражает наиболее существенное содержание первой части предмета История, которым является процесс формирования российского социума.Такой методологический подход к определению предметной сущности лекционного курса диктуется тем, что учебный процесс, заключённый в тесные академические рамки, не может охватить всей совокупности исторической жизни народа. Поэтому основное внимание должно обращаться на наиболее ключевую проблему отечественной истории, которая при сравнении с историческим прошлым других стран позволяет более точно определить место и роль нашей страны в мировой истории. В рамках обозначенного нами основного содержания модуля ею является проблема образования и становления государства российского. Дидактически она распадается на две части. В первой рассматривается образование древнерусского государства, Делается это в тесной связи с особенностями становления западноевропейской государственности. Во второй речь идёт об образовании русского централизованного государства и также в контексте с международными отношениями того времени. Здесь же рассматриваются вопросы, связанные с кризисом аграрного общества и необходимостью его модернизации. Однако данная проблема является содержанием уже следующего модуля.

Добиваясь краткого изложения учебного материала, нельзя нарушать целостность и единство исторического процесса, проходившего в IX-XVII вв. Необходимо чётко обозначить наиболее общие его параметры, содержащие основные элементы политического и социально-экономического развития. Схематически это выглядит следующим образом.

Сравнительно-историческое изучение государств Древнего мира, Античности и Средневековой Европы.
Основные параметры Структурные элементы
  История как наука.   Предмет исторической науки; специальные и вспомогательные исторические дисциплины; сущность, формы и функции исторического сознания; теория и методология исторической науки; историография и исторические источники.
Особенности становления государственности в мире и России.     Теории происхождения государства; специфика государственности (цивилизаций) Древнего Востока и Античности; Европейские формы государственности в раннее Средневековье; догосударственный период развития восточных славян варяжский фактор государственного объединения славянских родоплеменных союзов; особенности социально-политического и экономического строя Древнерусского государства; политический распад Киевской Руси.
Европейское Средневековье и русские земли в XIII-XV вв.   Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и Азии; дискуссии о феодализме как явлении всемирной истории; специфика становления западноевропейской и русской цивилизаций. роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия; Русские земли в борьбе с натиском Литвы и Золотой Орды; основные этапы и условия объединения русских земель вокруг Москвы.
Россия в контексте развития европейской цивилизации в XVI-XVII вв.     Европа в период позднего феодализма; первые буржуазные революции в Европе; европейский абсолютизм; формирование политических и экономических основ автократической власти в Московской Руси; закрепощение крестьян; смутное время; церковный раскол; характерные черты средневековой русской цивилизации.  
   

Основные структурные параметры русской государственности наглядно показывают, что её становление и развитие происходило отнюдь не линейно, как в Западной Европе, а циклично. В течение первого цикла (VI-XII вв.) шёл процесс перехода от первобытно-общинного строя к аграрному, а в ходе второго (XIII-XVII вв.) развитие аграрного общества осуществлялось уже на собственной основе, но в то же время инверсионно, то есть возвратно-поступательно.

Характерно, что оба цикла начинались с кризисов, вызванных геополитическими катастрофами в виде гунно-аварского и монголо-татарского нашествий. Последствия их затем долго преодолевались в процессе политического объединения страны и образования государств, служивших мощными катализаторами формирования феодальных аграрных отношений. Причём, если в Киевской Руси государственный феодализм являлся общественно-экономическим укладом, из которого впоследствии выросли ростки феодализма, обещавшего в будущем выйти на уровень западноевропейского развития, то установившийся в Московской Руси жёсткий режим государственного феодализма привёл к глубоким деструктивным изменениям в отношениях поземельной собственности и установлению общественного строя, схожего с аграрными порядками в древних восточных деспотиях. Поэтому уже в XVII в. российский аграрный традиционализм столкнулся с такими кризисными явлениями, как «Смута», самодержавие, личное, поземельное, и трудовое закрепощение крестьян, церковный раскол, народные восстания и стрелецкие бунты, в результате которых постепенно назревала необходимость его модернизации.

Содержащийся в модуле проблемный материал способен вызывать глубокий интерес и потребность в его изучении, Он обеспечивает согласование всех видов учебных занятий, реализацию методических принципов развивающего обучения, действенный контроль знаний студентов, возможность индивидуальных консультаций и установление личных рейтингов обучаемых. Это создаёт условия для появления у студентов таких специфических компетенций, как

· умение задавать в конкретной политической ситуации проблемные вопросы типа: «Почему именно так, а не иначе?» и др. и грамотно отвечать на них;

· владеть «историческим языком», специальной терминологией. Применять исторические термины и понятия в общественно-политической жизни;

· умение проводить хронологические параллели, увязывать воедино события из отечественной и всемирной истории;

· умение использовать исторические знания или найти недостающую историческую информацию в соответствующих источниках для решения той или иной практической задачи;

· умение делать выводы и формулировать решение проблем на основе собранной исторической информации.

Модульный способ изучения истории предполагает преемственные связи со всеми другими предметами цикла общественных наук. Вузовская социогуманитарная образовательная программа реализуется при помощи системного подбора дисциплин, отвечающих интересам как личности, так и общества. Студенты должны получать достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, культурологии. Однако знание этих дисциплин должно опираться на прочную историческую основу, так как без собранного и обобщённого историками фактического материала их изучение становится априорным. Особое значение здесь имеют понятийно-категориальный аппарат, проблемы, тенденции и закономерности исторического развития. В то же время в самих исторических фактах, событиях и явлениях важно находить философские, экономические, социологические, политологические и культурологические аспекты развития. Только при этом условии «История» становится по-настоящему междисциплинарной наукой, способной глубоко и всесторонне объяснять происходившие во времени и пространстве политико-экономические и социокультурные процессы жизнедеятельности людей. Наглядно это можно показать в виде следующей таблице.

Предметно-модульные связи
№ п/п Базовое историческое знание Дисциплины (модули)
1. Предметная сущность истории России. Историческое сознание как форма общественного сознания. Уровни исторического сознания. Методология и методы исторической науки. Принцип историзма. Теории происхождения государства. Восточный и античный типы цивилизационного развития. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации. Переход от античности к феодализму. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического значения. Развитие капиталистических отношений. Формационный и цивилизационный подходы в познании российской и западноевропейской истории. Понятие аграрного традиционализма. Евразийское положение страны. Влияние природно-климатического фактора на хозяйственную деятельность людей. Особенности демографических процессов. Формы социальности. Ментальность русского человека. Цикличность русской истории. Переход от первобытно-общинного строя к аграрному. Генезис древнерусского аграрного социума. Роль государства в развитии аграрных отношений. Диалектика государства и крупной поземельной собственности. Государственный феодализм в Киевской Руси. Феодальная (ленная) трансформация бенефициальных владений. Ликвидация княжеско-вечевой формы государственного правления. Феодальные отношения в домонгольский период. Сюзеренитет золотоордынских ханов. Сельскохозяйственное освоение Великой Русской равнины и формирование крестьянства. Эволюция княжеско-боярской вотчины. Соотношение субъективного и объективного в образовании русского централизованного государства. Примат политики над экономикой. Аграрный вопрос на рубеже XV-XVI вв. Окончание первого цикла русской истории и начало второго. Экспроприация крупной поземельной собственности. Переход от частнохозяйственного землевладения к поместному (служебному). Установление режима государственного феодализма в Московской Руси. Превращение великокняжеской власти в царскую деспотию. Процесс раскрестьянивания. Личное, трудовое и поземельное закрепощение непосредственных производителей. Самодержавная форма правления. Деформация феодализма. Кризис аграрного традиционализма. Проблема модернизации российского аграрного социума в конце XVII в. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Философия
2. Качественные характеристики российского аграрного общества. Несоответствие хозяйственной деятельности людей и окружающей среды. Длительность сельскохозяйственной колонизации Восточно-Европейской равнины (VI-XV вв.). Архаичные формы земледельческого хозяйства. Высокие трудозатраты. Низкий уровень потребления. Слабое развитие индивидуального начала. Преобладание коллективных форм землевладения. Государственный феодализм в Киевской Руси (IX-сер. XI вв.). Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Переход к вотчинному хозяйству во второй половине XI в. Многоукладная аграрная экономика. Княжеско-удельный феодальный порядок. Феодальная эксплуатация великорусских пахарей. Экономика пропитания крестьянских хозяйств. Неэффективность княжеско-боярской вотчины. Господство натурального хозяйства. Кризис аграрных отношений во второй половине XV в. Переход к структурным аграрным преобразованиям. Конфискация княжеско-боярских вотчин. «Серый» земельный передел. Поместная система землевладения. Государственный феодализм в Московской Руси. Формы внеэкономического принуждения. Личное, трудовое, поземельное закрепощение крестьян. Раскрестьянивание российской деревни в XVII в. Кризис аграрного социума и проблема его модернизации. Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации в XIII-XV вв. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Развитие капиталистических отношений в Западной Европе и причины их отставания в России. Экономика
3. Теории происхождения государства. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Восточный и античный типы цивилизационного развития. Великое переселение народов в III-VI вв. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации. Переход Европы от античности к феодализму. Место и роль России в мировой истории. Периодизация истории России. Цикличность российской истории. Формационный и цивилизационный факторы исторического развития России. Природно-климатическая среда обитания. Демографические процессы. Первичные формы социальности. Древнерусский аграрный социум. Культурно-исторический тип российской цивилизации. Аграрный традиционализм. Моральная экономика крестьянского хозяйства. Общинный коллективизм. Государство как совокупный земельный собственник. Служебное землевладение. Феодально-крепостнический базис. Самодержавная надстройка. Сословное деление российского общества. Социальные компенсаторы. Социальные конфликты. Антиномичность личности русского человека. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Россия в XVI-XVII вв. в контексте европейской цивилизации. Европа в эпоху феодализма. Первые буржуазные революции в Европе. Европейский абсолютизм. Эволюция московской государственности. Социология
4. Теории происхождения государства. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Падение Римской империи. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем Средневековье; роль военного вождя. Причины появления княжеской власти и её функции. Геополитическое положение России. Политическая карта Евразии в VII в. до н.э.-VI в. н.э. Расселение славян по Восточно-Европейской равнине. Борьба Леса и Степи. Славянские города-полисы. Военная демократия. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Варяжский фактор политического объединения страны. Образование Древнерусского государства. Тип древнерусской государственности. Княжеско-вечевое правление. Проблема формирования политической элиты Древней Руси. Политический базис и экономическая надстройка в IX-первой половине XI вв. Государственный феодализм в Киевской Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв. Феодальная трансформация. Вассальные отношения в домонгольский период. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государственности. Сюзеренитет золотоордынских ханов. Иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Экспансия Запада. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства. Сословно-представительная монархия. Проблема политической централизации. Реформы центрального и местного управления. Земство. Земский собор. Боярская дума. Борьба боярской и дворянской партий за землю. Опричнина. Царский деспотизм. Прекращение династии Рюриковичей. Политическая борьба в период Смуты. Польская и шведская модели государственного устройства. Выбор пути исторического развития. Национально-освободительная борьба русского народа против польских интервентов. Установление самодержавной формы правления. Церковный раскол. Политический и экономический кризис. Правящий дуумвират. Регенство Софьи. Реформы и контрреформы. Формирование идеологии петровской модернизации страны. Политология
5. Восточный и античный типы цивилизационного развития. Античный Рим. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации. Византии – мост между эпохами и цивилизациями. Россия как локальная (промежуточная) цивилизация. Славянский этногенез. Великое переселение народов и его влияние на расселение восточных славян в Поднепровье. Топонимика восточно-славянских племён. Этимология этнонима «Русь». Естественноисторические основы российского традиционализма. Евразийское положение страны. Природно-климатическая среда обитания. Архаичные способы жизнедеятельности. Демографические процессы. Первичные формы социальности. Языческие верования, обычаи, нравы. Теонимика. Природная ментальность русского человека. Крещение Руси. Синкретизм русского православия. Русско-византийские культурные связи. Иконопись. Зодчество. Древнерусское ремесло. Фольклор. Письменная литература. Летописи. Традиционализм древнерусской и средневековой культуры. Хозяйство, быт, миропонимание древнерусского и великорусского пахаря. Формирование древнерусской и великорусской народности. Цивилизационные последствия монголо-татарского ига. Противостояние религиозной экспансии Запада. Усиление авторитаризма. Аграрный деспотизм. Эпоха Возрождения. Великие географические открытия. Реформация и её экономические, политические и социокультурные причины. Церковные реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Исторический феномен старообрядчества. Культурная отсталость Московской Руси. Кризис российского традиционализма. Проблема модернизации аграрного социума. Культурология.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: