Семинар. Россия и мир в конце XX-начале XXI веков

Лекция

Россия и мир в конце XX-начале XXI веков.

Тема 7

Семинар 5

1. Послевоенное возрождение СССР.

2. Реформы и контрреформы Хрущёва.

3. Реформы и контрреформы Брежнева.

4. Горбачёвская «Перестройка».

2 часа

1. Радикальные изменения социально-экономического строя страны.

2. Становление новой российской государственности.

3. Российская Федерация в системе международных отношений.

1-вопрос. Распад СССР и крах перестройки означали, что возможности эволюционного развития были исчерпаны и страна оказалась перед необходимость коренных преобразований. В результате этого кризис индустриализма, возникший на рубеже 70-80-х гг., ещё больше усилился и для выхода из него президентом Б.Ельциным в конце 1991 г. было сформировано правительство, состоявшее из радикальных реформаторов (Е.Гайдар, А.Чубайс и др.). Ими стала проводиться в жизнь либеральная модель рыночных преобразований, основанная на монетаристской теории. Основная цель, которая при этом преследовалась, состояла в приватизации государственной собственности и либерализации потребительских цен. Была разрешена свобода торговли, введена внутренняя конвертируемость рубля, появилась легальная возможность обмена его на иностранную валюту. Однако сразу же на внутренний рынок хлынул поток импортных товаров, что резко ухудшило положение отечественных производителей. Не получая поддержки от государства, большинство предприятий оказались на грани банкротства. Экономика страны функционировала в основном за счёт добывающих и металлургических отраслей, производивших продукцию на экспорт.

Радикальные экономические реформы охватили и сельское хозяйство с целью его деколлективизации и возрождении крестьянства, создания широкого слоя фермеров. В ходе начавшейся с января 1992 г. частнохозяйственной реорганизации колхозов и совхозов, земля и основные производственные фонды делились на земельные доли и имущественные паи. Однако вскоре хозяйственный опыт показал, что мелкокрестьянский сектор экономики сельского хозяйства в условиях России не может стать ведущим в силу его недостаточной эффективности. Но и созданные на базе колхозов и совхозов производственные кооперативы и акционерные общества в сравнении с ними также проигрывали. Поэтому уже с середины 90-х гг. был взят курс на постепенное превращение кооперативных организационно-производственных форм в предприятия капиталистического типа.

Либеральные реформы ещё больше обострили социальные проблемы. Начались хронические задержки заработной платы, появилась массовая безработица, обострилась криминогенная обстановка в обществе. Введение рыночных отношений привело к невиданному ранее социальному расслоению. Доходы большинства населения упали до уровня бедности. Резкое снижение жизненного уровня стало главной причиной падения рождаемости. Возросла смертность населения. Острые социально-экономические проблемы в своей совокупности составили чрезвычайно высокую цену проводимых реформ. Капиталистическая трансформация проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику роста внутреннего валового продукта. По многим показателям уровень экономического развития 1990 г. не достигнут ещё и сегодня. По существу имеет место быть не рост, а пока лишь восстановление разрушенного в ходе приватизационных процессов народного хозяйства. Это является основной причиной того, что даже спустя два десятилетия в стране ещё не началась полномасштабная постиндустриальная модернизация.

2-й вопрос. Негативные результаты экономических реформ резко усилили политическое противостояние в обществе и пагубно отразились на взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвях власти. Верховный совет РСФСР во главе с его председателем Р.Хасбулатовым стал центром оппозиции правительству. Под его давлением президент Ельцин был вынужден отстранить от должности председателя правительства Е.Гайдара и назначить вместо него В.Черномырдина. Однако противостояние продолжалось. Только теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Ельцин. В стране фактически сложилось двоевластие, которое в октябре 1993 г. вылилось в вооружённое столкновение. Победивший в ходе его президент приступил к проведению реформы политической системы.

Наиболее важным её результатом стало принятие в ходе всенародного голосования 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция подвела окончательную черту под советским периодом российской истории. Она вводила в России президентскую республику, наделив главу государства широкими полномочиями с правом назначения председателя правительства и роспуска Государственной Думы. Конституция закрепила федеральную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие форм собственности, политические права и свободы граждан. Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы.

Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Думу и Совет Федерации. По итогам их было избрано 450 депутатов от 13 политических партий и движений. Депутатские мандаты распределились следующим образом: 76 мест получило движение «Выбор России», 63 – ЛДПР, 55- аграрии, 45 коммунисты. 17 ноября 1995 г. состоялись новые выборы в Госдуму. За депутатские места боролись уже 43 партии и объединения. По результатам голосования на первое место вышла КПРФ, получившая более 22% голосов избирателей, на втором месте оказалась ЛДПР – 11%, на третьем – проправительственный блок «Наш дом Россия» с 10%. Демократическое объединение «Выбор России» потерпело поражение, не набрав необходимые для прохождения в Думу 5%. В 1996 г. состоялись выборы Президента России. По итогам голосования спорную во многих отношения победу одержал Ельцин, набравший якобы 37% голосов, что на 10% было больше, чем у его соперника Г.Зюганова. Выборы не внесли успокоения в политических кругах. По-прежнему острым было противостояние между Государственной думой и президентом. В мае 1999 г. коммунисты инициировали в Думе процесс отстранения Ельцина от должности, но не набрали необходимого числа голосов. Сам президент также провёл серию политических отставок и назначений. В марте 1998 г. он уволил В.Черномырдина с поста премьера. Сменивший его С.Кириенко, а затем Е.Примаков проработали на этом посту каждый менее года. Затем на думских выборах 1999 г. основная борьба развернулась между КПРФ (24%), проправительственным «Единством» (23%) и общественно-политическим движением «Отечество вся Россия» (13%).

В августе 1999 г. началось выдвижение на высшие государственные посты В.Путина. Вначале он был назначен главой правительства, а затем стал преемником Ельцина, который 31 декабря 1999 г. добровольно ушёл в отставку с поста президента и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю правительства Путину. Этим самым закончился либеральный период реформ. 26 марта 2000 г. на президентских выборах Путин получил 52,9% голосов избирателей. В мае 2000 г. он назначил на пост председателя правительства М.Касьянова. Начались путинские реформы, по существу являвшиеся по отношению к либеральным преобразованиям 90-х гг. контрреформами. Первой из них стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению её централизации. По указу от 13 мая 2000 г. страна была разделена на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. В августе того же года в силу вступили законы, позволяющие президенту отстранять от должности глав субъектов федерации, а также были приняты принципы формирования Совета Федерации, в соответствии с которыми в этот орган стали входить не главы исполнительной и законодательной власти, а их представители. Несколько позже (1 сентября 2000 г.) был создан Государственный совет РФ с совещательными функциями, куда вошли уже главы исполнительной власти субъектов РФ. Работу Совета возглавил президент. Первый срок президентства Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране. На президентских выборах 14 марта 2004 г. Путин вновь одержал убедительную победу. Однако каких-либо существенных перемен в его деятельности не произошло. Он проводил достаточно взвешенную внешнюю и внутреннюю политику, в которой просматривались черты не только либерализма, но и советского прошлого, смешанного с идеологией государственного консерватизма царских времён. Такая эклектика мало способствовала обновлению страны, позволяя ей лишь выживать в кризисных ситуациях. Только благодаря высоким ценам на углеводородное сырьё и накопленным валютным резервам, Россия пережила начальную фазу мирового финансового кризиса в 2008 г. и готовится таким же образом преодолеть вторую его волну. Примечательно, что Путин передал президентский пост Д.Медведеву в тот момент, когда на биржевых рынках наступил период временного благополучия, чтобы вновь баллотироваться на президентских выборах 4 марта 2012 г. Правда, идя на третий президентский срок, Путин в серии своих предвыборных статей сделал заявку на новую экономическую политику, направленную на модернизацию страны. В них он признал, что от этого зависит не только его политическое будущее, но и всей ныне правящей элиты.

3-й вопрос. Распад СССР и исчезновение мировой системы социализма в качестве противовеса капиталистической системе во главе с США крайне негативно сказалось на международном балансе политических сил и особенно на геополитическом положении России. Если раньше существовала биполярная система международных отношений, которая гарантированно предохраняла от начала третьей мировой войны, то пришедшая ей на смену политика глобализма, в которой безраздельно господствует Запад, напротив, в очередной раз ведёт к переделу сфер влияния. И об этом наглядно свидетельствуют натовские бомбардировки Сербии, вмешательство США и их союзников в политические процессы в исламском мире, что самым непосредственным образом угрожает безопасности и России. Поэтому руководство страны считает необходимым проводить такую внешнюю политику, которая бы способствовала укреплению доверия в международных делах. В этом смысле она вполне преемственна с политикой мирного сосуществования, которую в отношениях со странами Запада проводил Советский Союз. Как и прежде, главными её задачами являются укрепление европейской безопасности, развитие российско-американских связей, установление сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее насущной сегодня для России является проблема приближения НАТО к её границам в результате принятия в эту военно-политическую организацию Польши, Чехии, Венгрии, стран Балтии. Поэтому, чтобы предупредить опасные последствия новой геополитической ситуации, Россия в 1996 г. вступила в Совет Европы – организацию, в которой рассматриваются все конфликтные вопросы, возникающие на континенте. В 1997 г. состоялось подписание документов, определяющих отношения между Россией и НАТО. Затем в 2002 г. была принята Декларация, в соответствии с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий был учреждён Совет России-НАТО. Наряду с военными аспектами сотрудничества устанавливаются также экономические взаимовыгодные связи. В 1997 г. Россию приняли в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. В 1998 г. она окончательно вошла в так называемую «восьмёрку» наиболее ведущих стран мира. Россия активно участвует в ежегодных экономических форумах в Давосе, и сама организует всякого рода экономические встречи для привлечения в страну иностранных инвесторов. Наиболее значительная из них готовится во Владивостоке с участием представителей стран азиатско-тихоокеанского региона.

После распада СССР возникло новое направление внешнеполитической деятельности по возобновлению традиционных связей с бывшими советскими республиками, которые ныне входят в Содружество Независимых Государств. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В приоритетном порядке в 1995 г. был создан таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путём создания союзного государства. В 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооружённых конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан подписали Договор о коллективной безопасности. В 2003 г. президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали соглашение о создании единого экономического пространства. Таким образом на всём постсоветском пространстве создаются экономические, политические и военные предпосылки для объединения уже в недалёком будущем стран – членов СНГ в конфедерацию с едиными наднациональными органами управления. Но будет ли это лишь этапом на пути к созданию унитарного евразийского государства или процесс остановится на стадии, подобной Европейскому Союзу, покажет время.

1. Постсоветский период реформ: цели, содержание, результаты.

2. Россия и СНГ.

3. Россия и геополитика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: