double arrow

Церкви-предшественницы



Скульптура периода Ранней классики (490-450 гг. до Р.Х.)

Фронтонная группа храма Зевса в Олимпии.

Творчество Пифагора Регийского,

Творчество Крития и Несиота,

Творчество Мирона.

Использованная литература:

1. Всеобщая история искусств том первый. Искусство Древнего мира под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956;

2. Искусство Эгейского мира и Древней Греции / Ю.Д. Колпинский. – М.: Искусство, 1970.

Переодизация:

XI-IX вв. Гомеровский период

IX-VIII вв. Геометрический период

VII-VI вв. Архаика

490-450 гг. Ранняя классика. Пифагор Регийский, Критий и Несиот, Мирон

450-410 гг. Высокая классика. Эпоха Перикла. Фидий и Поликлет

404-325 гг. Поздняя классика. Скопас, Пракситель, Лиссипп, Леохар

Кон. IV – до I в. до н.э. Эллинизм

ФРОНТОННАЯ ГРУППА ХРАМА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ

Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Полопоннесса. Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений. 3а наружной колоннадой над портиками пронаоса и опистодома на метопах триглифного фриза были помещены скульптурные композиции, по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний. На фронтонах были изображены легендарное состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах — подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.




Таким образом, в храме Зевса в Олимпии уже нашел свое воплощение характерный для классической Греции синтез архитектуры и скульптуры.

Особенности композиции фронтона ранней классики: осевая композиция с повышенным центром может сохраняться, но симметрия боковых элементов не полная; отсутствует перепад масштабов фигур (в углах фронтона изображаются лежащие персонажи); разнообразие мимики и жестов, несмотря на внеличный (эпический) характер раннеклассического искусства; увеличение количества фигур за счет введения плановости.



Храм Зевса в Олимпии. Либон. 468-456 гг.


Западный фронтон. «Кентавромахия»

Восточный фронтон. Состязание Пелопса и Эномая.

ТВОРЧЕСТВО ПИФАГОРА РЕГИЙСКОГО

Ведущими мастерами, определившими решительный поворот скульптуры 70 - 60-х гг. 5 в. до н.э. к реализму, были Агелад, Пифагор Регийский, Каламид. Представление об их творчестве можно составить по римским копиям с греческих статуй этого времени, а главное, по ряду сохранившихся подлинных греческих статуй второй четверти 5 в. до н.э., выполненных неизвестными мастерами.

Дельфийский возница - cтатуя, найденная в 1896 г. в Дельфах, недалеко от руин храма Аполлона. Приписывается Пифагору Регийскому, родившемуся около 510 г. до н. э. Деятельность скульптора проходила в Регии (Южная Италия). Работал в бронзе (статуи атлетов); любовь к сильным движениям, характер и сила.

«Дельфийский возница» - часть большой скульптурной группы с изображением колесницы богини победы Ники. Скрытая динамика в статике, внутреннее напряжение, архитектурная гармония фигуры (напоминает дорическую колонну храма). Глаза инкрустированы стеклянным сплавом, губы и повязка проложены серебром.

было реалистическое изображение человека в естественно-жизненном движении. Так, по описанию древних известна его статуя «Раненый Филоктет», поражавшая современников правдивой передачей движений человека. Приписывается Пифагору Регийскому статуя «Гиацинт» или (как ее называли прежде) «Эрот Соранцо» (Государственный Эрмитаж, римская копия). Мастер изобразил юношу в тот момент, когда он следит за полетом брошенного Аполлоном диска; он поднял голову, тяжесть тела перенесена на одну ногу. Изображение человека в целостном и едином движении — вот основная художественная задача, которую ставил перед собой художник, решительно отбросивший архаические принципы строго фронтальной и неподвижной статуи, последовательно и глубоко развивавший черты реализма, накопленные в искусстве поздней архаики. Вместе с тем движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты; некоторые стилистические особенности, например в трактовке волос, непосредственно примыкают к архаическим традициям. В этой статуе смело и резко поставлены новые художественные задачи, но не до конца еще создана соответствующая этим задачам стройная и последовательная система нового художественного языка.

Дельфийский возница;

Гиацинт, или Эрот Соранцо. Вторая четверть 5 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала

Раненый Филоктет

ТВОРЧЕСТВО КРИТИЯ И НЕСИОТА

Критий и Несиот «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон» прославились тем, что ниспровергли тирана Гиппарха. Это второй памятник тираноборцам (одноименная скульптурная группа эпохи архаики исчезла во время персидского нашествия). Нет пластической слитности – героев связывает психологический контраст движений: пылкий Гармодий и осторожный Аристогитон. Особую выразительность имеет единственная точка обозрения разворота в ¾.


Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон Для сравнения Полимед Аргосский, Клеобис и Битон

ТВОРЧЕСТВО МИРОНА

Афина и Марсий 450 г. Мирон родился в Элевтерне около 500 г. Деятельность проходила в 480-440 гг. Его произведения – в Дельфах, Олимпии, Малой Азии, Сицилии. Работал в бронзе (статуи атлетов-победителей). Разнообразие форм и пропорций, одушевленность, органическая энергия.

«Афина и Марсий» - нет параллелизма движений, центр переживания не за пределами композиции (как в Тираноборцах), но в ней самой, единственная оптимальная точка обозрения, изображение краткого одномоментного действия, движение только в конечностях (признак раннего стиля), противопоставление фаса и профиля в лице Афины (спереди кажется рассерженной, сбоку – умиротворенной) – признак раннего стиля.

«Дискобол» - архаизмы в стилистике: плоская грудь, суховатость и точность лепки, орнаментальные волосы. Рельефный характер статуи (единственная точка обзора). Эвритмия головы: разные части лица различны по объемности (удаленная от зрителя половина более плоская).

Афина и Марсий Дискобол

Место, на котором сегодня находится собор, являлось, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживающих здесь христиан. Здесь, в северной части города, в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».

Остатки этих церквей можно осмотреть в нижней части сегодняшнего собора в месте проведения раскопок, которыми охвачена территория более чем в 4000 квадратных метров. От самых древних из них сохранилось совсем немного. Обнаружены фрагменты полов и участки стен, которые хоть и подтверждают факт существования этих церквей, тем не менее не позволяют реконструировать их форму. Около 500 г. н. э. над старым, простеньким бассейном был сооружен восьмиугольный баптистерий со сторонами изогнутой формы, на которых был закреплен балдахин. Баптистерий находился внутри крестообразного строения, внутренние стены которого были украшены мозаикой. Около 540 г. здесь были похоронены женщина и восьмилетний мальчик. Дорогие предметы, обнаруженные в могиле, позволяют предположить, что умершие были членами семьи короля Фейдеберта из династии Меровингов.

Уже спустя несколько лет на этом месте развернулось строительство новой, более крупной церкви. Перед её алтарём находилась выложенная из камня кафедра в форме замочной скважины диаметром более 5,70 м. В восточном Средиземноморье такие сооружения использовались не только для чтения проповедей, но и для проведения торжественных церемоний, например, коронаций и посвящений в сан. В конце VIII века к церкви в её западной части были пристроены ещё одни хоры, обнесенные кольцеобразным атрием. Аналогичные архитектурные черты имеет возникшая примерно в 800 г. так называемая Монастырская площадь в Санкт-Галлене — монастырский комплекс периода раннего Средневековья. Предположительно в середине IX века эта церковь настолько пострадала от пожара, что на её месте была возведена новая. Освященный 27 сентября 870 г. Старый собор был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов. Его средний неф достигал 12 м в ширину. К нему примыкали боковые нефы шириной около 6 м. Аркады, соединявшие между собой все три нефа, покоились на мощных прямоугольных пилястрах. На восточной и западной сторонах к нефам примыкали низкие поперечные пристройки, в восточной части которых находились небольшие боковые хоры. Эти хоры завершались полукруглыми приделами. Восточные хоры были посвящены Деве Марии, а западные — Св. Петру. По бокам последних располагались две круглые башни. Перед ними находился большой внутренний двор, окруженный богослужебными пристройками. На середине двора стоял колодец, стены которого до сих пор сохранились в подземном гараже перед собором. Во время раскопок удалось обнаружить и порог западного входа в северную поперечную пристройку. Его поверхность сильно обносилась под ногами многих тысяч верующих, побывавших в соборе за истекшие столетия. Эта каролингская церковь была богато украшена и расписана, её пол был покрыт тонкими пластинами мрамора. В X в. к зданию были пристроены ещё два боковых нефа, в результате чего их число увеличилось до пяти. По приказу архиепископа Гериберта (999—1021 гг.) в восточной части поперечной пристройки была возведена двухэтажная часовня. Останки её стен по сей день стоят во дворе собора. Сведения о форме и размерах Старого собора известны нам не только благодаря проведенным раскопкам, но и по рисункам из дошедшей до нас рукописи 1025 года — т. н. «Кодекса Гиллиниуса».



Сейчас читают про: