Инновационное методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Общее и индивидуальное в психике человека.

Понятие субъекта культуры. Народ и личность как субъекты культуры.

Социально-экономическое развитие России в настоящее время.

Билет № 20

Личность и ее структура.

Цивилизация как социально-культурная общность.

Россия во время правления Петра I.

Билет № 19

Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Специфика и особенности динамики русской культуры.

Билет № 18

Объект и предмет психологии.

Взаимосвязь природы и культуры.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Билет № 17

Межличностные отношения в коллективе.

Реформы 1861 г. в России.

Билет № 16

Основы общественной жизни.

Микро- и макроэкономика как части экономической теории.

Соотношение природного и социального в человеке.

Билет № 15

Экологический кризис как глобальная проблема.

Отношения собственности и формы ее реализации.

Общество как целостная развивающаяся система.

Билет № 14

Демократия как форма государственно-политического устройства.

Экономическая система. Типы экономических систем.

Билет № 13

Исторические формы государства.

Основные направления реформ и проблемы переходной экономики.

Нравственная культура. Типы нравственной культуры личности.

Билет № 12

Правовое государство и его особенности.

Экономические функции государства. Экономическая политика.

Формы общественного сознания.

Билет № 11

Человек и политика.

Перестройка и ее последствия.

Общественное сознание и его структура. Общественная психология и идеология.

Билет № 10

Субъекты и объекты политической жизни.

Безработица и инфляция. Социально-экономические последствия.

Функции культуры.

Билет № 9

Брак и семья как социальные институты и их функции.

Теория денег и банки. Функционирование денежного рынка.

Общество и культура.

Билет № 8

Политические партии и партийные системы.

Образование СССР и социально-экономические преобразования в стране.

Нравственное сознание.

Билет № 7

Социальная политика, сущность и содержание.

1. Понятия «культура» и «цивилизация».

2. Типы рыночных структур: конкуренция и рыночная власть.

1. Киевская Русь: политические, экономические и социальные отношения.

Аудитории, обеспеченные местами для студентов и преподавателя для проведения традиционных лекций и практических занятий.

Специально оборудованные аудитории, снабженные теле- и видеоаппаратурой для показа учебных фильмов, средствами аудиотехники; интерактивной доской и компьютерной техникой для представления учебных материалов по изучаемым темам.

Учебно-методический кабинет для работы с методической и учебной литературой по дисциплине, а также оборудованный компьютерными местами для работы с электронной методической документацией и электронными учебниками.

Компьютерные классы для Интернет-тестирования студентов.

7.1. Деловая игра: научно-методическое основание

Это особые средства, содержанием которых является участие студентов в анализе исторических конфликтных проблем через типовые роли субъектов исторических явлений и событий. К примеру, студенту дается речь предпринимателя XIX в. в России либо роль участника экспедиции X. Колумба и т.д.

Деловая игра, по мнению преподавателей-практиков, является наиболее трудоемкой в процессе ее подготовки и в самом развитии. Необходимо более детально пояснить основные правила подготовки и проведения деловой игры. События, происходящие в ходе деловой игры, связаны воедино логикой ее правил и сюжетом, развивающимся благодаря действиям участников. Создавшееся единство мы будем называть «событийной тканью игры».

Основной предмет изображения в деловой игре — отношения людей в рамках социально-исторического явления или события. Его отражение в игре отличается от оригинала.

· Во-первых, игровые события полностью обозримы, что достигается за счет преобразования пространственно-временных характеристик реального процесса.

· Во-вторых, создавая правила игры, мы стремимся отвлечься от второстепенных подробностей, чтобы в ней воспроизводились не частности человеческих отношений, а их тип.

Объектом непосредственного восприятия для участника игры является ее «событийная ткань». Отражаясь в сознании играющего, она становится знаком реальной действительности, порождая все множество известных игроку фактов, относящихся к историческому содержанию игры. Оно оказывается для участника неразрывно слитым с «событийной тканью» игры, с глубоким эмоциональным впечатлением от игрового процесса.

Следовательно, результат влияния деловой игры на сознание является единством, по крайней мере, трех сторон — содержательной, событийной и эмоциональной. Перед нами не только отражение действительности и выражение ее сущности, но и то многогранное впечатление, которое производит игра на своего участника, и в равной мере сам способ существования игры для него.

Круг необходимых для жизни и работы знаний расширяется, а возможности их усвоения небеспредельны. Отсюда — важно научиться не только отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и проблемно преобразовывать, приближать к сегодняшней жизни, практике, реальной действительности. Что это значит — приближать к жизни, практике? Это означает сближение теоретической и практической подготовки путем «замыкания» их на конкретных «исполнительских» задачах. Следует особо отметить, что в ходе обучения предпочтительнее идти от проблемы, задачи, требующих решения, а не от отвлеченного теоретизирования. Когда студент осознает, что перед ним значимая проблема, задевающая какие-то существенные стороны и струны его жизни и учебы, он почувствует потребность не только решить ее, но и всесторонне обдумать.

Игра, как метод обучения, позволяет как бы прожить определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Разумеется, это не единственный способ приблизить обучение к актуальным проблемам практики. И важно даже не средство как таковое, а поворот обучения к деятельности, человеческой практике.

Признаки игры предполагают соблюдение строго определенных правил ее организации:

1. Наглядность игры.

2. Четкость заданий для групп.

3. Неожиданность экстремальной ситуации.

4. Полное погружение участников игры в проблемность действия.

5. Правдоподобие экстремальной ситуации.

6. Система оценивания.

На основе решения задач игры система оценивания должна позволить оценивать личностные качества участников игры (моральные, деловые, психофизиологические). Она должна также обеспечить различие ролевых целей участников (что порождает конфликтную ситуацию в игре) и соревновательный характер деятельности игровых групп. С помощью системы оценивания достигается определенный порядок взаимодействия участников игры и движение всего игрового коллектива к общей цели. И, наконец, система оценивания призвана загрузить участников игры, заставить, вынудить всех их интенсивно работать на каждом этапе игры.

Таким образом, наличие в деловой игре разветвленной системы оценивания, учитывающей все стороны деятельности участников, является объективно необходимым атрибутом всякой деловой игры.

Деловые игры в зависимости от задач, поставленных учителем, бывают абстрактно-деловыми и имитационно-деловыми.

В абстрактно-деловой игре студент выполняют лишь символическую функциональную роль. «Представь, что ты ремесленник, а ты крестьянин...» Для абстрактно-деловой игры достаточно лишь намека на роль, в ней главное — историческое суждение, либо умозаключение.

В имитационно- деловой игре студент решают историческую проблему с позиций заранее осмысленной типовой деятельностной роли. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что типовая роль характерна именно для имитационной деловой игры. Эта роль не персонифицируется с позиций исторической индивидуальности, она обозначает лишь обобщающий тип представителя той или иной социальной группы людей. Играющим она дает четкую позицию для раскрытия и осмысления ситуации действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: