Год - величайшее событие ХХ века или трагическая ошибка
Цель игры:
а) уяснение студентами особенностей действия исторических закономерностей, роли объективных и субъективных факторов в истории;
б) приобретение навыков анализа различных подходов, существующих в историографии по тем или другим историческим проблемам;
в) формирование навыков ведения научной дискуссии.
Установка на проведение игры
Преподаватель разъясняет студентам цель игры, указывает на важность обсуждаемых вопросов для понимания закономерностей общественного развития в целом и сущности исторических событий 1917 года в России в частности. При этом отмечается, что история Октябрьской революции 1917 года - с момента ее совершения и до сегодняшнего дня представляется с разных позиций:
· Одни представляют ее как «большевистский переворот» экстремистов, рвущихся к власти, как «историческую ошибку» большевиков, совершивших насилие над народом и историей.
· Другие, подчеркивая объективную обусловленность революционных событий тех лет, указывают на то, что Октябрьская революция совершила первый прорыв к социализму, дала российскому обществу «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» подобно тому, как Великая Французская революция дала человечеству «Декларацию прав человека и гражданина». Свергнув власть буржуазии и помещиков и выдвинув цель социалистического устройства жизни, она оказала огромное влияние на мировой исторический процесс.
Подготовительный этап. За две-три недели преподаватель дает задание всей группе проработать литературу по теме с тем, чтобы ориентироваться в предмете дискуссии. При этом определяется круг вопросов, с которыми предстоит познакомиться всем студентам.
1. Сущность двоевластия, установившегося в стране после Февральской революции; Временное правительство и его деятельность.
2. Апрель-июль 1917 года: от кризиса к кризису. Рост социальной и политической напряженности в обществе. Поляризация политических сил в стране. Корниловекий мятеж августа 1917 г.
3. Общенациональный кризис и поиск путей его разрешения: парламентская республика или республика Советов.
4. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Первые декреты Советской власти.
5. Роспуск Учредительного Собрания и созыв III съезда Советов - важнейшие события в политическом утверждении Советской власти.
Затем преподаватель назначает двух ведущих игроков, которым рекомендуется дополнительная литература по теме дискуссии. Один игрок выступает в роли представителя западной историографии (например, Р. Пайпса), другой выражает взгляд советской историографии по обсуждаемой проблеме. Каждый игрок подбирает среди студентов единомышленников (группу поддержки) из двух-трех человек, которые могут приводить дополнительные аргументы и соображения в ходе дискуссии, в поддержку одной из сторон. При этом представители обеих точек зрения в своих высказываниях должны опираться на принцип историзма, предполагающий оценку исторических личностей или событий, исходя из конкретных условий того времени, когда они имели место быть.
И, наконец, преподаватель назначает студенческий Совет в количестве трех человек из наиболее подготовленных и интересующихся проблемой студентов. Основная задача Совета - следить за порядком ведения дискуссии и по ее завершении подвести общие итоги дискуссии.
Первый этап. Преподаватель напоминает студентам о цели игры, представляет ведущих игроков и участников, а также членов студенческого Совета. Далее слово предоставляется ведущим игрокам, на выступление которых отводится 10-12 минут. Цель выступления ведущих игроков - познакомить всех участников игры с существующими в отечественной и зарубежной историографии оценками Октябрьской революции, доводами и аргументами сторонников различных подходов.
Второй этап. Совет открывает дискуссию, в которой могут принять участие и непосредственные участники и слушатели. Для споров и столкновения мнений игрокам рекомендуются следующие вопросы:
1. Какие альтернативы общественного развития были представлены в России в период от февраля к октябрю 1917 года?
2. В чем состояли ошибки и слабости Временного правительства, определившие падение его авторитета?
3. В чем проявился авантюризм правых сил в стране в августе 1917 года?
4. Какие причины определили победу большевиков в октябре 1917 года?
5. Почему было распущено Учредительное собрание?
6. Почему в гражданской войне «красное движение» одержало верх над «белым»?
По окончании дискуссии, на которую отводится 15-20 минут, Совет подводит ее итоги по следующим параметрам:
· какой игрок более убедительно и научно обоснованно представил «свою» точку зрения,
· какая «группа поддержки» оказалась более подготовленной и эффективной.
Возможно определение команды-победителя при выставлении баллов за выступления как ведущих игроков, так и членов «группы поддержки».
Заключительный этап. Преподаватель подводит окончательный итог игре, дает краткое теоретическое заключение теме, обращая внимание на значение объективных и субъективных факторов в развитии исторических событий в России в 1917 году. Далее он оценивает участие каждого игрока, отмечает наиболее убедительные позиции, прозвучавшие в выступлениях каждой из сторон, выявляет сильные и слабые моменты в обосновании доводов различных сторон, а также оценивает умение вести дискуссию и владение основными принципами исторической науки.