Тема 11. Система социального образования в ХХ-XXI веке

Тема 10. Донаучный этап становление системы социального образования

Модуль 3. Становление социального образования

Зарождение системы социального образования в Европе на рубеже ХIX и ХХ века. Становление школ курсовой подготовки в рамках благотворительных организаций. Женское национальное и международное движение по открытию школ социальной работы. Работа европейских и мировых конгрессов по выработки международных подходов к стандартам подготовки добровольных благотворителей.

Подготовка деятелей благотворительности в США на рубеже веков. Подготовка дружеских визитеров в системе курсовой подготовки. Первые школы «дружеских визитеров», М. Ричмонд и системная подготовка добровольных помощников. Милфордская конференция и национальные стандарты подготовки социальных работников.

Система курсовой подготовки деятелей общественного призрения в России. Оформление системы подготовки деятелей благотворительности в рамках ведомств и благотворительных организаций. Конфессиональная практика подготовки деятелей общественного призрения. Дискуссии о роли и назначении и подготовки деятелей общественного призрения.

Европейские национальные системы социального образования. Болонская декларация европейского высшего образования. Практико–ориентированный подход в системе подготовки социальных работников. Компетентностный подход в системе подготовки европейских социальных работников.

Американская модель социального образования. Практико–ориентированная система подготовка социальных работников. Национальный стандарты в области практических навыков, теоретических знаний, ценностей. Этические принципы профессионального образования.

Российская модель социального образования в ХХ-XXI веке. Оформление российских национальных стандартов в области социальной работы. Первое и второе поколение национальных стандартов подготовки, предметная ориентация в системе подготовки специалистов. Социальное образование в рамках Болонских процессов.

Глобальная система социального образования. Мировые тенденции в области подготовки социальных работников. Основные требования к компетенциям, предметной и практической подготовке.

4.3. Тематический план семинарских и практических занятий
по дисциплине «История социальной работы»

1. Семинар. Тема: «Методологические проблемы институционализации социальной работы»

Цель: Отработать основные подходы к методологическим проблемам институционализации социальной работы.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная работа как историческая модель практики, общественной активности и область познания.

2. Особенность процесса институционализации социальной работы как общественной практики.

3. Расскройте основные этапы становления исторического процесса становления области познания социальной работы.

4. Какие основные процессы положены в периодизации социальной рабоы в отечественной и зарубежной историографии?

5. В чем сущность парадигмального подходхода? Какие структурные элементы дают возможность описать историческое своеобразие социальной ралботы в различные эпохи?

Литература:

Основная:

1. Антология социальной работы в России. / Составитель Фирсов М.В., М. 1994-1995.

2. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А. Б. Гофмана. М., "Восточная литература", РАН 1996.

3. Фирсов М.В. Методологические проблемы институционализации социальной работы. М., 2000.

4. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

5. Фирсов М.В. История социальной работы. М, Академический проек, 2009.

6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1994.

Дополнительная:

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

2. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т. 1. – М., Центр общече­ловеческих ценностей, 1993.

Темы докладов / рефератов:

1. Методология анализа исторических процессов.

2. Система периодизации отечественной историографии по проблемам истории социальной работы.

3. Сравнительный анализ европейской и отечественной периодизации истории социальной работы.

4. Этапы становления теории социальной работы.

2. Семинар. Тема: Становление исторических форм практик помощи в древнейшие века

Цель: Сформировать системные представления у студентов о генезисе древних форм помощи и поддержки.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности полисной системы поддержки нуждающихся в Древней Греции.

2. Спартанская система помощи в условиях аристократической военной государственности.

3. Афинская модель помощи поддержки: институты поддержки и помощь клиентелле.

4. Особенности системы помощи в элленистических государствах.

5. Помощь и поддержка как средство внутренней политики в республиканском Риме.

6. Филантропия в Римской империи: основные институты, клиентела, формы взаимопомщи среди рабов и вольноотпущенников.

7. Ранняя христианская благотворительность. Идеологема помощи и формы институциональной поддержки.

8. Помощь и поддержка в древнейших славянских общинах.

Литература:

Основная:

1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995

2. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб, 1995

3. История Древней Греции (Под ред. В.И. Кузищина) Москва, "Высшая школа", 1996.

4. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.

5. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2002

6. Фирсов М.В. История социальной работы. М, Академический проек, 2009.

Дополнительная

1. Момзен Т. История Рима. Спб., 1993.

2. Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. Спб., 2000.

3. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.

Темы докладов/рефератов

1. Хозяйственные формы помощи как превентивные меры против голода в древнейший период славянской истории.

2. Помощь нищим и странникам во времена Гомера.

3. Общественные повинности в Древних Афинах: экономические и политические основания.

4. Благотворительность вольноотпущенников в Римской империи.

3. Семинар. Тема: «Помощь и поддержка нуждающихся в средние века».

Цель: Дать представление студентам о развитии средневековой модели помощи и поддержки, включающей в себя элементы контроля и превентивных мер

Вопросы для обсуждения:

1. Средневековые европейские мероприятия против распространения профессионального нищенства. (Сравнительный анализ европейского опыта).

2. Среденевековые городские формы взаимомощи.

3. Система средневковой монастырской помощи и поддержки (критический анализ).

4. Государственные мероприятия в деле профилактики и регламентации профессионального нищенства в средневековой Европе.

5. Виды и формы помощи в Древней Руси.

6. Княжеская и монастрырская система поддержки в Древней Руси.

7. Помощь и поддержка в Московском государстве.

8. Благотворительность и общественное призрение в Московском государстве.

Литература:

Основная:

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура средневекового большинства. М., 1990.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы М., 2006.

3. Ле Гофф Циивилизация средневекового Запада. М., 1992

4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Социально-технологический институт, 1998.

5. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.: «Союз», 1993

6. Фирсов М.В. История социальной работы М., 2006

Дополнительная

1. Бадя Л.В., Демина Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России. – М.: Центр социальной педагогики. 1994

2. Григорьев А.Д. История социальной работы. Часть 1. М., 2006

Темы докладов / рефератов

1. Европейские инситуты помощи детям – сиротам.

2. Помощь инвалидам в средневековой Европе.

3. Сравнитеьный анализ законодательства в европейских стран в области регламентации нищенства.

4. Профессиональтное нищенство в Древней Руси.

5. Мероприятия по борьбе с голодом в Московском царстве.

4. Семинар. Тема: Помощь и поддержка социальным группам в период Просвещения – Промышленной революции.

Цель: Сформировать у студентов представления о государственных исторических стратегиях в деле профилактики и регламентации жизнедеятельности социально уязвимых групп населения.

Вопросы для обсуждения:

1. Американская модель помощи и поддержки в колониальный период.

2. Территориальные модели помощи в Европе. Общинная работа в Англии, работа в муниципалитетах во Франции. Немецкие модели территориальной помоши: сравнительный анализ.

3. Институты воспитания как институты помощи детям сиротам: европейский и российский опыт.

4. Работа с инвалидами в западной цивилизации.

5. Петровские реформы и проблемы общественного призрение.

6. Приказы общественного призрения: система социального контроля и поддержки.

7. Пореформенная система российской помощи и поддержки. Земская система помощи и общественная благоторительность.

Основная:

1. Антология социальной работы. В 5 т. Составил Фирсов М.В., М., Сварогъ: НВФСПТ, 1994 – 1995

2. Григорьев А.Д. История социальной работы. Часть 1. М., 2006

3. Кузьмин К.,Сутырин Б. История социальной работы. М.,2002

4. Фирсов М. История социальной работы М., 2006

Дополнительная:

1. Дорьон Ж., Гионне А. Социальное страхование во Франции. Presses, 1983.

2. Иванова Е.В., Иванова Ж. Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001

3. Прюс Ф., Кен Б. Социальное государство и социальная система в Федеративной Республике Германии. Грайфсвальд, 1998.

Темы докладов / рефератов:

1. Женское движение и филантропия в западной Европе.

2. Российские и европейские территориальные институты социальной помощи XIX века: сравнительный анализ.

3. Благотворительность Императорского Дома в России в XIX веке.

4. Благотворитеьность военных ведомств в Российской Империи.

5. Приказы обшественного призрения в России: система финансирования, управление и формы практики.

5. Семинар. Тема: Становление системы социальной работы в ХХ веке

Цель: Раскрыть основные тенденции становления исторических професссиональных моделей помощи и поддержки в Европе и России в ХХ веке.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие основные черты приобретает социальная работа в Европе в ХХ веке.

2. Особенности становления системы социального страхования и социальной работы в Германии в первой половине ХХ века.

3. Зарождение социального законодательства и подходов к социокультурной анимации во Франции после Первой мировой войны.

4. Покажите какие тенденции характеризуют социальную защиту в Англии в первой половине ХХ века.

5. Раскройте особенности социальной работы в Германии во второй половине ХХ века.

6. Какие новые тенденции в социальной работе и социальном обеспечение появляется во Франции после Второй мировой войны.

7. Английская модель помощи и защиты на рубеже веков.

8. Американская практика социальной работы в ХХ веке: индивидуальная и групповая работа в социальных агентствах.

9. Работа в сеттльментах в США в ХХ веке.

10. Советские модели социальной классовой работы в 20-30-е годы.

11. Система социальной помощи в СССР в 50-80-е годы.

12. Система социальной защиты в России на рубеже XX-XXI веков.

Литература:

Основная:

1. В ведение в законодательство о социальной защите в странах членах Европейского сообщества М., 1995.

2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М., 1997.

3. Дорьон Ж., Гионне А. Социальное страхование во Франции. М., 1996.

4. Социальное государство и социальная система в Федеративной Республике Германии. Берлин, 1998.

5. Фирсов М. В. История социальной работы М., 2006

Дополнительная:

1. Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001.

2. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы, М., 1998

3. Нужда и порядок: История социальной работы в России, ХХ в. М., 2005

4. Российская благотворительность (история в материалах прессы). Вып. 2 (1993 – 1994 годы). – М.:CAF. Российское представительство, 1995.

5. Российская благотворительность в 1987 – 1992 годах (история в материалах прессы). – М.: CAF. Российское представительство, 1994.

Темы докладов / рефератов:

1. Система работы с людьми с особыми социальными нуждами в европейских станах в ХХ веке.

2. Социальная работа с беспризорными детьми и подростками в Советской России в 20-30-е годы.

3. Социальное служение РПЦ в коннце ХХ столетия.

4. Благотворительные конфессиональные организации Европы в деле помощи женщинам и детям.

5. Росийская практика социальной помо щи в ХХI веке.

6. Семинар. Тема: Осмысление филантропии и бедности в древнейший период европейской истории.

Цель: Сформировать у студентов представления об особенностях становления теории социальной работы в концептах филантропии

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности концептов филантропии в период Гомера.

2. Философские основания филантропии в трудах античных мыслителей.

3. Римское право как источник осмысления проблем благотворительности и милосердия.

4. Античная литература о человеческих пороках, нищенстве и добродетелях.

5. Римские мыслители о дружественности и милосердии.

Литература:

Основная:

1. Гомер. Одиссея. М., 1999

2. Лукиан. Избранное М., 1962

3. Плавт. Избранные комедии. М., 1966

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 2006

5. Цицерон. Письма. М., 1949

Дополнительная:

1. Мансуэли Г. Цивилизации Древней Европы М., 2007

2. Фирсов М.В. История социальной работы М., 2009

Темы докладов/рефератов

1. Понимание концепта филантропии в период Гомера.

2. Нищенство в комедиях Плавта.

3. Аристотель о дружественности и милосердии.

4. Концепции мислосердия в обоснованиях Платона.

7. Семинар. Тема: Конфессиональные подходы к пониманию помощи и поддержки нуждающимся

Цель: развитие теории социальной работы в рамках конфессиональной парадигмы

Вопросы для обсуждения:

1. Христианские подходы к милосердию в рамках нравстенного богословия.

2. Капподокийские мыслители о сущности христианского милосердия.

3. Православная традииция милосердия в концепциях древне- русских мыслителей.

4. Католические концепты милосердия.

5. Протестантские подходы к сущности помощи ближнему.

Литература:

Основная:

1. Антология социальной работы. М. 1994-1996.

2. Кучер О.н. Христианство: история и современность. Р-на Дону, 2004.

3. Рожков В. Очерки по истории Римско – Католической Церкви., М.. 1998.

4. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре М., 1995.

5. Шиманский Г.И. Нравственное богословие, Киев, 2005.

Дополнительная:

1. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986

2. Мчедлов М.П. Католицизм. М., 1998

3. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2009.

Темы докладов / рефератов:

1. Концепции милосердия в древне – русских „Изборниках“.

2. Иоанн Златоуст о милосердии и любви к ближнему.

3. Фома Аквинский о милосердии и благочестии.

4. Мартин Лютер о христианском милосердии.

8. Семинар. Тема: Теория социальной работы в ХХ веке.

Цель: Сформировать основные представления об особенностях теории социальной работы в контексте современного психологического, социологического и политического знания.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие основные условия повлияли на становление диагностического подхода в начале ХХ века?

2. Раскройте сущность метода диагностического подхода индивидуальной работы со случаем?

3. Функциональный метод и его особенности.

4. Функциональный и диагностический подход: сущность и различие.

5. Метод решения проблем как новый этап в социальной индивидуальной работе.

6. Ф. Холлис и оформление методов психосоциальной работы со случаем.

7. Поведенческие подход индивидуальной работы со случаем.

8. Какие основные тенденции характеризуют развитие теорию социальной работы в ХХ веке?

9. Какие основные этапы проходит концепция благосостояния в России в ХХ веке?

10. Раскройте основные подходы к концепции социального воспитания предложенные В. Кащенко и Л. Выготским?

11. Какие идеи трудовой школы находят отражение в теории трудового воспитания П. Блонского, А. Макаренко, С. Шацкого?

12. Сделайте сопоставительный анализ концепциям социальной реабилитации 20-х годов и 70-х, 90-х.

13. Какие основные тенденции дали основанию развитию теории социальной работы в конце 90-х годов?

14. Раскройте основные тенденции развития теории социальной работы в 90-е годы.

Литература:

Основная:

1. Бернлер Г., Юнссон Л., Теория социально-психологической работы. М., 1992.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В двух томах М., 1979.

3. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

4. Теория и методика социальной работы / Под общей редакцией Жукова В.И. М., 1994

5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М., «Владос» 2000.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. Прогресс, 1990.

7. Хатчинсон Г., Олтедал С. Модели в социальной работе: от разных источников - к одному полю деятельности. Архангельск 1999.

8. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В двух томах М., 1980

9. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1 М., Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

Дополнительная:

1. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., «Класс», 1994.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Спб., 2000.

3. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок. М., 1997

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

Темы докладов / рефератов:

1. Становление диагностической школы социальной работы.

2. Функциональная школа социальной работы.

3. Советская модель социального обеспечения: тенденции и противоречия.

4. Современные теории социальной работы за рубежом.

9. Семинар. Тема: Становление социального образования в России и зарубежом.

Цель: Сформировать у студентов критическое представление о сущности социального образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие основные факторы послужили причиной открытия школ социальной работы в России и за рубежом. Приведите примеры.

2. Почему европейские школы социальной работы были открыты деятелями женского движения?

3. Как на открытие школ социальной работы повлияли мировые благотворительные конгрессы?

4. Какие тенденции в образовании были характерны для школ социальной работы до Второй Мировой войны?

5. Какие особенности претерпевает социальное образование в Росии во второй половине ХХ века?

6. Раскройте особенность Болонского процесса в сфере подготовки социальных работников.

7. Покажите особенности подготовки социальных работников в России от подготовки в других странах.

Литература:

Основная:

1. Обучение практике соц. работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997

2. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы международных конгрессов, Школ социальной работы / Отв. ред. Бочарова В.Г. М.: Ассоциация соц. педагогов и соц. работников РФ, 1997

3. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации. / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. Пер. с англ. М., Аспект Пресс, 1996

4. Кнезель П. Опыт подготовки социальных работников в рамках Болонского процесса./ Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». №3., 2009.

5. Наместникова И.В. Глобальные образовательные стандарты – новый шаг в продвижении социального образования и утверждения социальной работы как международной профессии / Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». №3., 2009.

6. Олейникова О.Н. Болонский процесс и сопоставимость программ, дипломов и квалификаций высшего образования. / Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». №3., 2009.

7. Фабле Д., Макарова Л.С. Актуальные проблемы реформирования социальной работы и подготовки социальных работников во Франции. / Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». №3., 2009.

Дополнительная:

1. Хатчинсон Г., Олтедал С. Модели в социальной работе: от разных источников - к одному полю деятельности. Архангельск 1999.

2. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1 М., Центр общечеловеческих ценностей, 1993..

Темы докладов / рефератов:

1. Современные тенденции Болонского процесса в сере подготовки социальных работников.

2. Российские образовательные стандарты: сравнительный анализ.

3. Американская модель подготовки социальных работников.

4. Система подготовки социальных работников в странах Британского содружества.

5. Образовательные технологии, применяемые в ходе изучения
дисциплины «История социальной работы»

Выбор образовательных технологий, применяемых в ходе изучения дисциплины, зависит от особенностей самой дисциплины и реализуемых в ней целей и задач, а также от технического оснащения аудиторий университета, от возможности свободного доступа к Интернету.

В учебном процессе предусмотрено широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий: презентации, разбор конкретных ситуаций, выполнение тематических заданий и тестов на образовательной платформе Moodle, написание эссе, встречи с практическими и руководящими работниками. Они сочетаются с внеаудиторной работой: посещение социальных служб, музеев, волонтерской работой студентов и т.д.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
«Психология социальной работы» и учебно-методическое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: