Источники по истории древнего востока 8 страница

живут вокруг священной Нисы и справляют праздники Дионису. Эти эфиопы и соседние с ними имеют такое же семя, что и калантийские индийцы, жилища же имеют подземные. Оба эти народа одинаковым образом приносили каждый третий год — приносят это и до моего времени — два хойника[67] неплавленного золота, двести стволов черного дерева, пять эфиопских мальчиков и двадцать больших слоновых зубов. Колхи[68] же обложили себя дарами и то же сделали их соседи до Кавказских гор, ибо область до этих гор подчинена персам, та же, что находится к северу от Кавказских гор, до сего времени ничего не знает о власти персов, они, стало быть, еще и до моего времени приносили каждый пятый год дары, которыми себя обложили, сто мальчиков и сто девушек. Арабы же приносили всякий год тысячу талантов ладана. Вот какие дары приносили эти народы царю, кроме дани.

Хрест. по истр. др. мира, I, 1950, № 71. Перев. О. В. Кудрявцева.

2. Конная служба связи в Персидской державе

(Геродот, История VIII, § 98) Связь в огромной Персидской державе была хорошо организована и осуществлялась эстафетным способом. Яркое описание ее оставил нам Геродот, который мог наблюдать ее во время своего путешествия по Персии.

...Среди смертных существ нет такого, которое достигало бы места назначения быстрее персидского вестника; так искусно это устроено персами. Рассказывают, что насколько бы дней ни тянулся весь путь, по нем расставляется столько лошадей и людей, чтобы на каждое расстояние в один день пути приходилось по одной лошади и по одному человеку; и ни снег, ни дождь, ни жара, ни ночь не могут воспрепятствовать тому, чтобы каждый из них совершил предлежащий путь с возможною быстротою. Первый гонец передает возложенное на него поручение второму, второй третьему; и так все дальше поручение передается от одного другому.

Геродот, История, т. II. Перев. Ф. Г. Мищенко.

3. Описание царской дороги (Геродот, История V, § 50, 52, 53, 54)

«Царская дорога» от Сард до Суз с подъездным путем из Эфеса до Сард была главной конной магистралью Персидской державы, соединявшей царскую резиденцию, расположенную к востоку от Месопотамии, с Эгейским побережьем Малой Азии.

50....От моря ионян[69] до царя персов... расстояние это равняется трем месяцам пути.

52....Путь этот таков: на всем протяжении его существуют царские стоянки с прекрасными жилыми помещениями, и проходит он от начала до конца по стране населенной и безопасной. На протяжении Лидии и Фригии, то есть, на девяноста четырех с половинною парасангах[70] находится двадцать таких стоянок. Из Фригии путь ведет к реке Галису, у которого стоят ворота, а подле них обширное укрепление; проходить через ворота необходимо для того, чтобы переправиться через реку. На протяжении следующей затем Каппадокии до границ Киликии, что составляет сто четыре парасанга, находится двадцать восемь стоянок; в этих пределах необходимо пройти двое ворот и миновать два укрепления. На пути через Киликию в пятнадцать с половиною парасангов находятся три стоянки. Границу Киликии и Армении образует река Евфрат, судоходная для кораблей. В Армении находится пятнадцать стоянок с жилыми помещениями на протяжении пятидесяти шести с половиною парасангов; там же есть и укрепление. По переходе из Армении в Матиену[71] находим тридцать четыре стоянки на протяжении ста тридцати семи парасангов. Через эту область протекает четыре реки судоходных для кораблей, и через все необходимо переправляться. Первая из этих рек Тигр; вторая и третья носят то же самое имя, но это не одна и та же река, и вытекают они не из одной и той же местности, потому что одна из них течет из Армении, а другая из Матиены. Четвертая река называется Гиндою[72]; некогда Кир раз делил ее на триста шестьдесят каналов. Отсюда переход в Киссию[73], где на протяжении сорока двух с половиной парасангов находится одиннадцать стоянок, до реки Хоаспа[74], также судоходной для кораблей. На этой реке расположен город Сузы. Итак, всех стоянок сто одиннадцать, столько же и жилых помещений находится на пути из Сард в Сузы[75].

53. По точному измерению на парасанги и при определении одного парасанга в тридцать стадий, чему он действительно равняется, царский путь от Сард до царского замка, называемого Мемноновым, содержит в себе тринадцать тысяч пятьсот стадий или четыреста пятьдесят парасангов. Если на каждый день положить по сто пятьдесят стадий, то на весь путь требуется ровно девяносто дней.

54....К упомянутой дороге следует прибавить и путь от Эфеса к Сардам: всего от Эллинского моря до Суз, до так называемого Мемнонова города, четырнадцать тысяч сорок стадий. Действительно, от Эфеса до Сард пятьсот сорок стадий, благодаря чему трехмесячный путь удлиняется еще на три дня.

Геродот, История, т. II. Перев. Ф. Г. Мищенко.

4. Сооружение канала, соединяющего Нил с Красным морем. Надпись Дария I найдена у Суэцкого канала. Написана персидской клинописью. Дарий говорит о том, что он завоевал Египет. Но Египет был завоеван еще его предшественником царем Камбизом. Возможно, что здесь идет речь о подавлении

большого восстания египтян. Канал, о прорытии которого сообщает надпись, был известен еще за 1000 лет до Дария I, но со временем пришел в ветхость. Его начал восстанавливать фараон XXVI династии Нехо (611—595 гг. до н. э.), но прекратил работы на половине. Дарий довершил восстановление древнего канала.

Бог великий Аурамазда, который небо создал, который землю создал, который человека создал, который благоденствие создал для человека, который Дария сделал царем, который царю Дарию даровал царство великое, (изобилующее) добрыми конями и добрыми мужами.

Я Дарий, царь великий, царь царей, царь многопденных стран, царь этой земли великой, далеко (раскинувшейся), сын Виштаспы, Ахеменид.

Говорит Дарий царь: Я — перс. Из Персии я завоевал Египет. Я приказал прорыть этот канал от реки Пирава[76], которая течет в Египте, до моря, которое простирается от Персии[77]. Затем этот канал был прорыт, как я повелел, и корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, так как была моя воля.

Хрест. по ист. др. мира, I, 1950, № 72. Перев. В. И. Абаева.

5. Организация воинских сил и способы контроля за управлением в сатрапиях

(Ксенофонт «Экономик» гл. 4)

Отрывок из сочинения древнегреческого писателя и историка I пол. IV в. до н. э. Ксенофонта «Экономик», или, как обычно переводят его на русский язык, «Домострой». Оно было написано примерно через сто лет после царствования Дария I, но отражает функционирование учрежденной им военно-административной системы. Ксенофонт служил наемником в войске персидского царевича Кира Младшего и был хорошо осведомлен о положении в Персидской державе.

...Персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал, сколько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо их для управления подчиненными ему и для защиты, страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях[78]. Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении. Всех, кроме гарнизонов, он собирает в одно место, которое называется сборным пунктом. Части, расположенные вблизи его резиденции, он смотрит сам, а для смотра частей, расположенных

- гр 170

далеко, посылает надежных людей. 1е из комендантов, или хилиархов, или сатрапов, которые окажутся с полным комплектом и представят войска с хорошими лошадьми и оружием, получают повышения и обогащаются ценными подарками. А тех, которых царь найдет нерадивыми относительно гарнизонов, или недобросовестными из-за корыстолюбия, он подвергает тяжелым наказаниям и, отрешив от начальства, заменяет другими.

Такое отношение его к военному делу несомненно доказывает его заботливость. Но кроме того, часть своей страны он объезжает и осматривает сам, часть — через посылаемых надежных людей, и если заметит, что правители представят землю обитаемой, обработанной и обильной свойственными ей деревьями и плодами, то присоединяет к ним еще области и награждает подарками и почетными седалищами. Если же увидит, что земля не обработана и мало населена вследствие их суровости, или тяжелого нрава, или нерадения, то наказывает их и, сместив с должности, назначает других правителей. Неужели так поступая, он представляется менее заботящимся о том, чтобы земля обрабатывалась жителями, чем защищалась гарнизонами? Начальники, назначенные им для двух обязанностей, не одни и те же, но одни начальствуют над жителями и работающими — они же и собирают подати; другие командуют вооруженными гарнизонами. Если командир недостаточно защищает страну, начальник жителей и заведующий обработкой доносит, что трудиться нельзя, вследствие отсутствия охраны; если же комендант обеспечивает мир, а у начальника обрабатываемая земля мало населена и не обработана, то на последнего доносит комендант. К почти всегда те, которые плохо обрабатывают землю не могут ни содержать

гарнизонов, ни выплачивать податей.

Б. А, Тураев. История древнего востока, т. II, стр. 141—142.

6. Отношение властей к храмам.

Письмо Дария 1 Г адату, сатрапу Ионии.

Царь царей Дарий сын Гистаспа Гадату рабу говорит следующее: я узнал, что ты не во всём подчиняешься моим указаниям: за то, что ты обрабатываешь мою землю, взвращивая в части приморской Азии (т.е. Ионии) деревья, привезённые из-за Евфрата, я хвалю твоё усердие и за это воздам тебе большой милостью во дворце. Но за то, что ты скрываешь моё расположение к богам, я дам тебе, если ты не исправишься локазательство моей обиды. Ибо ты собираешь подать собираешь подать со священных садоводов Аполлона и заставляешь их обрабатывать неприкосновенную землю, как будто ты не знаешь образ мыслей моих предков в отношении бога, который возвещал персам полную истину...

Перевод И.С.Свенцицкой по изданию M.N.Todd. A Selection of Greek Historical Inscriptions, v.l, Oxf., 1948.

Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре».

Тексты источников: 1. ЗАКОНЫ МАНУ

«Законы Ману» — наиболее важный из всех древнеиндийских сборников законов — брахманской традицией считается установлением Ману, мифического прародителя людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Составление этого сборника происходило в течение нескольких веков, вследствие чего в нём, наряду со сравнительно поздними статьями имеются установления обычного права, отличающиеся чрезвычайной древностью. В дошедшей до нас редакции сборник составлен около начала нашей эры.

«Законы Ману» не кодекс законов в современном смысле слова, а скорее сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга — общественного, религиозного и морального, — как он понимался господствующим классом; в нём наряду с нормами обычного права излагаются космогония, государственное устройство, кастовая регламентация, санитарно-гигиенические предписания и т.д. Перевод сделан по изданию: J. Jolly, Manava dhazma sastra (Original Sanscrit text). London, 1887.

ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРНИКА ЗАКОНОВ

1,102— С целью определения в должном порядке обязанностей его (брахмана) и [членов] других [каст], мудрый Ману, происшедший от Самосущего, составил этот сборник [священных законов].

1.107— В этом [сборнике] полностью изложен священный закон, добродетельность и зло [различных] деяний [людей], а также извечные правила жизни четырёх каст.

1.108— Правило жизни — высший закон, изложенный в священном откровении и записанный в священных законах, поэтому дважды рожденный, желающий себе блага, пусть всегда следует ему.

РАБСТВО

X, VIII, 415 —Захваченный под знаменем, даса за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и даса в силу наказания — таковы семь разрядов даса.

VIII, 416 — Жена, сын и даса — трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

VIII, 417 — Брахман пусть уверенно пользуется вещами, [полученными] от шудры (дасы); так как у того нет никакой собственности, то его хозяин может взять его имущество.

VIII, 177—Пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более низкой касты, но если более высокой, пусть отдает постепенно.


IX, 179 — Если у какого-либо шудры есть сын от дасы или от даси, принадлежащей дасе, он пусть получит разрешенную [отцом] долю наследства; так постановил закон.

IX, 229—Но имеющий касту кшатрия, вайшьи и шудры, не могущий уплатить штраф, пусть платит, что полагается, работой; брахман пусть платит мало-помалу.

КАСТЫ

1,31—А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно].

1.87— А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия.

1.88— Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов.

1.89— Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев.

1.90— Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю и ростовщичество — для вайшьи

191—Но только одно занятие Владыка указал для шудры — обслуживание этих каст со смирением.

1,93—Вследствие происхождения из самой благородной части тела (Брахмы), вследствие первородства и обладания (знанием Веды) брахман по праву владыка всей вселенной.

1,96— Из всех существ наилучшими считаются одушевленные, из одушевленных — разумные, из разумных — люди, из людей — брахманы.

VIII, 279— Какой частью тела человек низшей касты нанесет повреждение [человеку] высшей касты, именно она у него должна быть отрезана; таково предписание Ману.

VIII, 413—Но шудру купленного или некупленного (нанятого) пусть брахман-хозяин заставит исполнять [даже] унизительное услужение, ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману.

VIII, 414 — Шудра (даса), даже отпущенный своим хозяином, не освобождается от обязанностей услужения, так как оно врождено для него, кто может освободить его от этого?

VIII, 418—Пусть [царь] ревностно заставляет исполнять свои работы вайшью и шудру, так как они, избегая своих обязанностей, потрясают этот мир.

IX, 322—Кшатрии не благоденствуют без брахманов, брахманы не благоденствуют без кшатриев; брахманы и кшатрии, будучи крепко соединенными, благоденствуют и в этом [мире] и в будущем.

X, 96—Кто из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

X, 97 — Своя обязанность, плохо исполненная, лучше хорошо исполненной чужой, так как живущий [исполнением] чужой обязанности немедленно выпадает из [своей] касты.

X, 99 — Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями.

X, 121 — Но шудра, [который не может содержать себя обслуживанием брахмана], старающийся заработать на жизнь, пусть обслуживает кшатрия, или пусть шудра живет, обслуживая богатого вайшью.

X, 122—Но брахмана он пусть обслуживает и ради неба и ради обоих [и того и этого мира], так как для него, постоянно преданного брахману, достижимы все цели.

X, 123—Обслуживание брахмана считается наилучшим занятием для шудры; что бы он ни делал другое, оно для него бесплодно.

X. 129— Шудрой не должны накопляться богатства, даже имеющим возможность [сделать это], так как шудра, приобретая богатство, притесняет

брахманов.

X, 64— Если дочь брахмана от шудрянки рождает в супружестве с брахманом [дочь, которая вступает в брак также с брахманом и так далее], низший достигает высшей касты в седьмом колене.

X, 65—[Так] шудра идет к степени брахмана и брахман к степени шудры, но пусть будет известно, [что это относится] и к потомству кшатрия, а также вайшьи.

XI, 127—Одна четверть (эпитемии) за убийство брахмана предписывается [как очищение] за убийство кшатрия, одна восьмая — за убийство вайшьи; пусть будет известно, что одна шестнадцатая за убийство добродетельного шудры.

ЦАРЬ

VII, 2— Кшатрием, получившим, как полагается, посвящение, предписанное Ведой, должна производиться охрана всего этого [мира] согласно закону.

VII, 3— Когда не имеющие царя люди рассеялись по всем направлениям от страха, Владыка создал царя для охраны всего этого [мира],

VII, 4 — смешав вечные частицы Индры, Ветра, Ямы, Солнца, Огня, Варуны, а также Луны и Владыки Богатств (Куверы).

VII, 5—Так как царь сотворен из частиц этих главных богов, то он превосходит блеском все живые существа.

VII, 6— И он, подобно солнцу, жжет глаза и сердце, и никто на земле не может даже смотреть на него.

VII, 7 — По своему могуществу он Агни, Вайю, Солнце, Сома, Царь Правосудия (Яма), Кувера, Варуна и Великий Индра.

VII, 8— Царь даже [если он еще] дитя, не должен быть презираем [при мысли, что он только] смертный, так как по могуществу он божество с внешностью человека.

VII, 20— Если бы царь не наказывал неустанно тех, кто должен быть

наказан, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле.

VII, 21 —Ворона стала бы клевать жертвенный пирог, а собака лизать жертвенную пищу, и не стало бы ни у кого собственности, и низшие заняли бы место высших.

VII, 24—Все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены и имело бы место всенародное восстание из-за ошибочного применения наказания.

VII, 25— Где действует черное, красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает.

VII, 218—Пусть [царь] помещает во все свои вещи противоядия и лекарства и пусть всегда носит [при себе] драгоценные камни, служащие противоядием.

НАЛОГИ

VII, 127 — Приняв во внимание [цены при] покупке и продаже, расстояние пути, [издержки] на пищу и приправу и охрану товаров [государством], пусть заставит купцов платить пошлины.

VII, 128— Рассудив, пусть царь всегда устанавливает в стране налоги такие, чтобы результатами труда пользовались и царь, и производитель.

VII, 129— Как пиявка, теленок и пчела едят свою пищу мало-помалу, так мало-помалу должен царем изыматься ежегодный налог.

VI, 130—Царем должна быть получаема пятидесятая часть скота и золота, восьмая, шестая или двенадцатая часть зерна.

VII, 131—Пусть он получает еще шестую часть древесины, мяса, меда и масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов.

VII, 132 —Листьев, овощей, трав, шкур и изделий из тростника и глины, сосудов и всяких [изделий] из камня.

VII, 138— Ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом, он может заставить работать (на себя) один (день) в месяц.

VII, 139— Пусть не подрезает корень ни у себя [невзиманием налогов], ни у других [взиманием налогов] с чрезмерной жадностью; подрезая корень у себя, он вредит и себе и другим.

X, 119— Его (царя) истинный долг — победа; он пусть не обращается в бегство в опасности; защищая оружием вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.

X, 120—С вайшьев [пусть берет] одну восьмую часть в зерно, одну

двадцатую [других доходов], по крайней мере в одну каршапану с шудры, а также ремесленники всех специальностей [пусть платят налог] исполнением работ для царя.

ВОЙНА

VII, 87— Царь, охраняющий свой народ и помнящий долг кшатрия, вызванный [врагом], равным по силе, более сильным и более слабым, пусть не уклоняется от битвы.

VII, 89— Цари, в битвах желающие убить друг друга, сражающиеся с полным напряжением сил и не обращающиеся в бегство, идут на небо.

VII, 90—Когда сражается с врагами, пусть не убивает врага ни вероломным оружием, ни зубчатыми стрелами, ни ядовитыми, ни имеющими наконечники, раскаленные на огне.

VII, 91—Пусть не убивает ни сошедшего на землю [если он сам остается на колеснице], ни сложившего руки [с мольбой о пощаде], ни имеющего развевающиеся волосы, ни сидящего, ни говорящего «я твой».

VII, 92 — Ни спящего, ни того, у которого нет кольчуги, ни нагого, ни безоружного, ни не сражающегося, а [только] смотрящего, ни сражающегося с другим.

VII, 93 — Ни того, у которого сломано оружие, ни пораженного, [болезнью], ни тяжело раненного, ни устрашенного, ни обратившегося в бегство; [во всех этих случаях] пусть помнит долг настоящих [воинов].

VII, 96— Колесницу и лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин (рабынь), все вещи и недрагоценные металлы [пусть берет тот], кто побеждает [в поединке].

VII, 97— А для царя должна быть дана (воинами) отборная часть [добычи], так предписано ведическими текстами; завоеванное сообща должно быть роздано царем всем воинам.

VII, 102— Пусть он всегда будет готов к применению силы, всегда обнаруживает храбрость, всегда скрывает секреты и всегда изучает слабые стороны врага.

VII, 103—Всегда готового к применению силы страшится весь мир, поэтому пусть подчиняет себе все живое именно силой.

VII, 106—Пусть обдумывает мероприятия, подобно цапле, а подобно зайцу, убегает [в безопасное место]; пусть вырывает [добычу], подобно волку, и проявляет храбрость, как лев.

VII, 198—Пусть старается победить врагов примирением, дарами, сеянием раздоров [среди них], всеми [этими средствами] вместе или порознь, никогда сражением [если можно его избежать].

VII, 199— Так как для обеих сражающихся [сторон] победа или

поражение в сражении [заранее] неизвестна, то пусть [царь] избегает битвы.

VII, 201—Победив, пусть почтит богов [завоеванной страны] и добродетельных брахманов; пусть дарует облегчение налогов и пусть объявит об отсутствии опасности.

VII, 202— А узнав полностью желание их всех (жителей завоеванной страны), пусть поставит там его (побежденного царя) родственника и пусть заключит соглашение.

СЕМЬЯ И БРАК

III, 13—Для шудры предписана жена только касты шудр; для вайшьи — той и своей касты; для кшатрия — тех обеих, а также своей; для брахмана — тех [трех], а также своей.

Ill, 51—Пусть отец, знающий [закон], не берет за девушку даже самого незначительного вознаграждения, так как берущий [его] из жадности является человеком, продающим своих детей.

III. 56 — Где женщины почитаются, там боги бывают удовлетворены; но где они не почитаются, все почитание богов бесплодно.

V, 154— Муж, [даже] чуждый добродетели, изменяющий [жене] или лишенный хороших качеств, верной женой всегда должен быть почитаем, как бог.

IX, 3—Отец охраняет [женщину] в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости, женщина никогда не пригодна для самостоятельности.

IX, 46— Ни продажею, ни разводом жена не освобождается от своего мужа...

IX, 81— Жена, не рождающая детей, может быть переменена на восьмом году, рождающая детей мертвыми — на десятом, рождающая только девочек — на одиннадцатом, но сварливая — немедленно.

IX, 85— Если дважды рожденные берут жен из своей и других [низших каст], то старшинство, почет и помещение их должно быть согласно порядку каст.

IX, 91 — Если [девушка], не выданная замуж, сама найдет мужа, ни она не совершает никакого греха, ни тот, за кого она выходит.

IX, 153—Из наследства [брахмана] брахман [сын жены брахманки] пусть возьмет четыре части, сын жены касты кшатриев — три, сын жены касты вайшьев — две, сын жены касты шудр — пусть возьмет одну часть.

IX. 185— Не братья, не родители, (а) сыновья получают наследство

отца...

IX, 194—Данная до [брачного] огня, данная при свадебном шествии, данная в знак любви и полученная от брата, матери и отца — таких насчитывается шесть видов собственности женщины.

IX, 208 — Что какой-нибудь [из братьев] приобрел своим трудом, без использования отцовского имущества, этого приобретения [сделанного только] его старанием, он не должен делить против своего собственного желания.

Перев. Г. Ф. Ильина.

2. АРТХАШАСТРА

«Артхашастра» (руководство к практической деятельности царя) — политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник Чандрагупты Маурьи (321—297 гг. до н. э.). Ниже приводятся некоторые важные места из этого уникального источника, касающиеся ведения царского хозяйства, а также экономических и общественных отношений в стране.

Перевод сделан по изданию: The Arthasastra of Kautalya. Trivandrum Sanscrit series, LXXIX, vol. I—III, 1921—1923.

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ (Из II, 1) Пусть [царь] заселяет прежде существовавший или прежде несуществовавший населенный пункт выводом [населения] из чужой страны или изъятием излишнего своей страны.

Пусть образовывает деревни, состоящие не менее, чем из ста, и не более, чем из пятисот семей, главным образом земледельцев касты шудр, имеющие границы в крошу[79] или две и способные к защите друг друга. Пусть определит на окраинах реку, гору, лес, растение гришти, пещеру, искусственное сооружение [и деревья] шальмали, шами и кшираврикша как обозначение границ.

Пусть возведет на восемьсот деревень укрепление под названием стханийя, на четыреста деревень — дронамукха, на двести — кхарватика и для группы в десять деревень — санграха.

На окраинах пусть установит укрепленные пункты с пограничной стражей, предназначенной для охраны входа в страну. Их внутренние области пусть охраняют звероловы, стрелки, охотники, чандалы и лесные племена.

Служителям при жертвоприношениях, духовным наставникам и ученым в Ведах [царь] пусть дает (земли, называемые) Брахмадейя, освобожденные от штрафов и налогов, дающие [продукцию] соответственно [положению владельца]. Смотрителям, счетоводам и т. д., а также управляющим деревнями, управляющим районами, обучающим слонов, врачам, объездчикам лошадей и посыльным — без права продажи и заклада.

Пусть дает подготовленные к обработке поля плательщикам налогов пожизненно. Пусть не забирает неподготовленные участки земли от обрабатывающих [их по своей инициативе]. Пусть, отнимая [землю, подготовленную к обработке] у необрабатывающих, дает другим, или пусть обрабатывают управляющие деревнями и торговцы; необрабатывающие [же] пусть возместят убыток [для царской казны]. Тех же, [кто обрабатывает], пусть поддерживает зерном, скотом и деньгами; они же пусть отдадут без ущерба для царя.

Пусть дарует им благодеяния и прощение налогов, [только] способствующие увеличению казны, и пусть избегает опустошающих казну, так как царь, имеющий малую казну, истощает (буквально: пожирает) горожан и селян. При образовании новых поселений или при чрезвычайных происшествиях пусть дарует прощение налогов; пусть, как отец, поддерживает тех, для кого срок прощения налогов кончился.

Пусть насаждает производство в рудниках, полях, лесах, питомниках слонов, [а также] скотоводство, торговлю, [пусть прокладывает] пути по воде и по суше, [а также строит] города для торговли.

Пусть сооружает резервуары с [дождевой] водой и проточной водой. Других же сооружающих [резервуары на свой счет] пусть наделяет участками, дорогами, лесом и помощью; это же относится и к местам паломничества, и к садам.

Пусть работу [устраняющегося от общих работ] выполнят [его] работники и быки, и пусть он будет иметь долю в убыточном деле и не получит доли [в прибыльном].

Пусть царь использует право собственности в отношении рыболовства, переправ и торговли зеленью [растущей] в искусственных водных бассейнах.

Игнорирующего [нужды] рабов, наемных работников и родственников царь пусть заставит придерживаться добродетельного поведения...

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ЦАРСКОЙ КАЗНЫ (Из II, 6) Пусть главный сборщик налогов наблюдает [за сбором налогов с] городов («дурга»), сельских местностей («раштра»), рудников («кхани»), искусственных насаждений («сету»), лесов («вана»), стад скота («враджа») и торговых путей («ваникпатха»).

Пошлины, штрафы, меры и вес, городские служащие, смотритель над чеканкой монет, смотритель печатей и паспортов, хмельные напитки, убой животных, пряжа, растительное масло, животное масло, сахар[80], государственный золотых дел мастер, склад товаров, проститутки, игра в кости, участки для строительства, корпорации ремесленников всех специальностей, смотритель над [всем относящимся к] богам, въездные

пошлины и налог с бахириков [являются источниками и статьями дохода, получаемыми с городов, и называются] «дурга».

Продукция царского хозяйства, поземельный налог в виде доли урожая, религиозные налоги, налог «кара»[81], купцы, хранитель рек, перевозы, суда, мелкие города, пастбища, дорожные заставы, веревка для измерения земельных участков и веревка для вязания воров [являются источниками и статьями дохода, получаемыми с сельской местности, и называются] «раштра».

Золото, серебро, алмазы, драгоценные камни, жемчуг, кораллы, раковины, металлы, соль, [извлекаемые из] равнин и горных россыпей, [являются источниками и статьями доходов, получаемыми с рудников, и называются]

«кхани».

Цветочные и фруктовые сады, огороды, орошаемые поля и поля, засаживаемые рассадой, [являются источниками и статьями дохода, получаемыми с искусственных насаждений, и называются] «сету».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: