Изобразительные источники по истории Украины

Источниковедческие особенности записок иностранцев про Украину.

Записки иностранцев - условное собирательное название комплекса источников, авторы которых являются представителями зарубежных стран, преимущественно путешественниками, посещавшими Украину или дипломатами, которые некоторое время здесь находились. По видовым признакам эту категорию источников можно разделить на несколько групп: дневники, мемуары, записки, хроники, литературно-публицистични произведения, письма, карты и т.д.

Они имеют давнюю традицию. Про земли Украины есть упоминания еще в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера (VIII в. до н.э.), Геродота (Vв. до н.э.). Докиевские времена отразились в произведениях готских (Иордан), византийских (Прокопий Кесарийский), арабских (Ибн Хордадбег) и др. Эпоха Киевской Руси нашла свое отражение преимущественно в исторических и историкомемуарних произведениях византийских (Константин Багряднородний, Лев Диакон), западноевропейских (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский), арабских (Ибн Дост, альМасуди, альЯкуби) авторов. Отдельное место принадлежит скандинавским сагам. История кочевых народов, захвативших украинские земли после нашествия Батыя, освещена в историко-мемуарних произведениях папского легата Карпини и французского посла Рубрука (XIII в.), итальянских купцов и дипломатов И. Барбаро и А. Контарини (XV в). В XVI-XVIII вв. численность записок иностранцев растет. Среди дневников отличаются произведения Э.Лясоты, Окольского, Халебского и др., которые осветили историю национально-освободительных восстаний конца XVI – пер. пол. XVII в., освободительной войны сер.XVIIв., историю казачества. Пальма первенства среди мемуаристов принадлежит французу Боплану, автору классического произведения «Описание Украины». Боплан длительное время служил в Речи Посполитой (1630 – 1648гг), строил крепости и замки на Украине, прежде Кодак, и оставил точное описание многих населенных пунктов Украины и Крыма, быта украинский, крымских татар и ногайцев. Богатую и ценную информацию об Украине содержат зарубежные летописи и хроники. В них иногда использовали несохраненные украинские источники. Это касается прежде польских хроник М. и И. Бельских, Б. Ваповського, А. Гваньини, Я. Длугоша, С. Грондского, М. Меховский, В. Коховського, М. Кромера, П. Пясецкого, Я. Рудавского, М. Стрыйковского и др. Большое значение имеют также произведения русских (Воскресенский, Никоновская летописи), крымскотатарских («История хана Ислам-Гирея III» Мехмеда Гаджи Сеная), немецких («Театр Европы»), итальянских (произведения М. Бизачиони) и др. авторов. В отличие от хроник и летописей литературно-публицистические памятники бедны фактами, очень политизированы и тенденциозны, однако они хорошо отражают формирование общественного мнения об Украине у её зарубежных соседей. Особую ценность имеют польские публицистические трактаты, посвященные вопросам украинськ-опольських взаимоотношений, казацкой тематике, межконфессиональной борьбе.

События нового и новейшего времени также нашли свое отражение в произведениях зарубежных авторов. Записки иностранцев являются ценным источником отечественной истории различных эпох.

Изобразительные источники, в отличии от других, содержат информацию, закодированную в зрительных образах. Комплекс исследований изобразительных источников даёт возможность не только дополнить и проиллюстрировать определённые исторические факты, но также являются важным для научного исследования. Основным качественным отличием изобразительных источников есть то, что они изображают и фиксируют информацию в момент её происхождения. Автором произведения выступает определённый человек, имеющиё своё видение события, со своими взглядами, намерениями и т.д. К изобразительным источникам относятся: графические книжные изображения, портретные изображения, жанровые и исторические изобразительные источники; кинофотовидеодокументы: картографические источники, бонистические источники, народные картины.

Изобразительные источники составляют тип источников, информация в которых зафиксирована в виде разных изображений. Это – наскальные рисунки, орнаменты палеолита, уникальные изображения на украшениях скифской эпохи, фрески и мозаики Киевских храмов, художественные картины, скульптуры средневековья и последующих эпох, произведения киноискусства, фотографии и др. К этому типу относятся также источники, которые содержат графическую информацию, т.е. её выражение при помощи наглядных графических изображений. Данные изобразительных источников, так же как и материальных, для их осмысления и анализа в исторических исследованиях должны быть выражены в описевой или количественной форме, и только в тех случаях, когда эти источники используются как способ иллюстрации описываемых событий и фактов, они подаются в виде изображений (схем, графиков, репродукций, фотокопий и др.).

Появление древнейших изобразительных источников на Украине относят к палеолиту (орнаментированная резьба костей животных, рисунки на стенах пещер и др.). В медном и бронзовом веке искусство обогащается повествовательными элементами, зарождается орнамент (рисованная керамика трипольской и черняховской культур и др.) В эпоху средневековья на развитие живописи благотворно повлияло христианство, развивалась мозаика, фреска, витраж, станковая живопись, иконопись, миниатюра и др.

Истоки украинского изобразительного искусства непосредственно связано с культурой Киевского государства. Развиваясь на основе народных и библейских традиций, оно постепенно отходило от старых изобразительных форм и приёмов, обогащая реалистическими и национальными чертами. В 16-17вв., особенно после Люблинской и Брестской уний, зарождения казачества, обострилась борьба за сохранение национальных традиций украинской культуры, в изобразительном искусстве преобладать национальные черты, усиливаются реалистические элементы. Одновременно с иконописью развивается портретная живопись, сохраняет своё значение миниатюра. В 17в. в искусстве наряду с религиозными стали расширятся светские мотивы – бытовые, исторические, батальные и др., изображается повседневная действительность, общественная жизнь, появилось много монументальных росписей Киева, Львова и др.

Новым этапом стала творчество Шевченко – основоположника реалистического направления в искусстве, повлиявшее на творчество многих украинских художников (Соколов, Жемчужников, Трутовский). В 19в. сформировалось реалистично-демократическое течение в украинской живописи, развивались принципы передвижников.

В 20 в. рядом с мастерами старшего поколения (Самокиш, Тимошенко и др.) – появляются новые талантливые художники (Глущенко, Яблонская и др.).

Изобразительные источники, как памятники эпохи, своеобразно характеризуют особенности развития общества, образно отражают историческую действительность. Изучение их требует особых методов исследования разных по происхождению произведений искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: