Геополитическая ситуация: история

Отношения "Запад" - "Юг" - межцивилизационный конфликт.

Отношения "Запад"-"Восток" - скрещивающиеся прямые.

Взаимодействие трех типов цивилизаций на одной земле не может быть бесконфликтным уже потому, что для европейца - любое взаимодействие есть конфликт.

Однако, завоевание Китая - дело не столько невозможное, сколько бессмысленное. Даже завоеванный, Китай не поймет, что он завоеван, ибо мышление человека Востока основано на других категориях. Китай переварит западных пришельцев, как он переваривал их до этого - многие десятки раз. Никакой "обратной волны" не последует: восточная цивилизация не стремится к экспансии. Философские понятия "Дао" (в восточном понимании) и "Время" (в западном понимании) нельзя определить одновременно в силу теоремы Геделя. А экспансия, будучи формой движения, подразумевает "дифференцирование по времени".

Взаимодействие восточной и западной культур усложняется - в силу цивилизационных особенностей, связанных с различным подходом к "проблеме неполноты" - неимоверно. В сущности, эти цивилизации "проходят друг сквозь друга". Запад ориентирован на изменение материального мира. Восток материальный мир игнорирует. Восток оперирует с тонким миром. Это понятие не воспринимается Западом. Однако же, цивилизации друг другу интересны и все время пытаются достичь взаимопонимания.

Понимание, впрочем, оказывается иллюзорным.

Европеец не может ничему научиться у гуру, просто потому, что под понятием "учиться" их цивилизации понимают разные вещи. Индиец не может внедрить у себя европейский способ жизни (даже насильственно), поскольку этот образ жизни требует иной, чем у него, структуры психики.

  "Запад есть Запад, Восток есть Восток, И нечего им делить..."

Иной представляется ситуация при взаимодействии европейской цивилизации и стран "третьего мира", авангардным отрядом которого является исламская "южная" цивилизация. Обе структуры экстравертны и ориентированы на экспансию. Для европейцев - экспансия, как гарантия и необходимое условие изменений. Для исламских фундаменталистов экспансия - гарантия и необходимое условие стагнации, сохранения в неизменной форме религиозной догматики.

Поскольку обе цивилизации стремятся материально воздействовать на материальный мир, они вынуждены делить ресурсы. Усиление одной из структур тем самым ослабляет другую. Речь идет не просто о конфликте, но о конфликте антагонистическом.

Цивилизации делят материальное пространство: землю, чистую воду, нефть и другие ископаемые, пастбища и поля.

Цивилизации делят людей.

Европеец способен понять и принять ценности ислама (как и любые другие ценности). Но именно "как любые другие". А ислам не рассуждает в рамках концепции свободы выбора. Цивилизационные ценности не просто не совпадают, они формально противоположны. "Запад" отличается от "Юга" не тем, что в одинаковых ситуациях представители этих цивилизаций принимают разные решения (как раз, чаще всего - одинаковые: раз уж обе цивилизации выжили, значит на внешние раздражители их представители реагировали адекватно, а адекватных решений не много), а тем, что принимают они их по разным мотивам. Опять-таки, отличие - лежит в самой структуре психики и не может быть преодолено. Тем самым, невозможно подлинное взаимопонимание - при четком осознавании конфликта интересов.

Длительное время в силу географической разобщенности взаимодействие между цивилизациями было сравнительно слабым (хотя в это "слабое" взаимодействие входили и крестовые походы, и разгром Византийской империи, и бесчисленные "турецкие войны" с их рутинным геноцидом). Сейчас, однако, структуры пришли в столкновение.

Поскольку системы ценностей борющихся сторон отрицают друг друга, конфликт не может быть разрешен мирным путем. И более того "не должен" с точки зрения обеих конфликтующих структур. Тем самым, говоря о конфликте, мы говорим о войне. Четвертой мировой и первой, выходящей за рамки внутренних разборок европейцев.

Разумеется, нет в мире дороги, над которой не сияла бы своя звезда. Бессмысленно априори утверждать, что наши ценности лучше, нежели ценности фундаменталистов.

Они не лучше, они - наши.

Оценка обстановки всегда опирается на классическую "лестницу приоритетов": социальная психология определяет экономику, экономика - политику, политика - стратегию. Далее по нисходящей идут оперативное искусство и тактика.

Иными словами, мы должны рассмотреть межцивилизационный конфликт на нескольких структурных уровнях. В информационном пространстве, где взаимодействуют идеи, ценности, приоритеты. В экономическом пространстве. И лишь на последней стадии в наш анализ попадут чисто военные вопросы.

Значительные успехи европейской культуры в XIX столетии привели к выраженному преобладанию западных ценностей над традиционными. Превосходство западного мышления проявлялось в товарном производстве, в оснащении и использовании армии и флота. Попытки остановить культурную и торговую экспансию силой религии или силой оружия подавлялись неизмеримо большей силой. (При этом внутриевропейские противоречия, отнюдь, не мешали белому человеку: режим "капитуляций" в Турции, подавление боксерского восстания в Китае.)

"Юг" был принужден к обороне.

"Бог Франков дает им на Земле то, что Аллах обещает нам лишь на небе"...

Однако, "имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой потери преимущества". В данном случае под "атакой" понимается, конечно, не военная оккупация исламских стран (строго говоря, к концу столетия она была практически завершена) и даже не "включение" их в западную политико-экономическую систему. Межцивилизационный конфликт разрешается на уровне столкновения ценностей, на уровне подчинения менталитета противника своему понятийному аппарату. Но европейские ценности ориентированы на развитие. Замедление, остановка, откат - выигрыш традиционалистов. Европейские ценности ориентированы на свободу и индивидуализм. Любой отказ от этого - опять-таки выигрыш традиционалистов.

Крайне неудачной оказалась для европейского способа жизни Первая Мировая Война. Разгром Турции никак не компенсировал ментальные потери. Катастрофой была сама война. Но большей катастрофой была реакция человечества (западного, европейского, человечества) на нее. С обществом случилось то, что иногда происходит с личностью: тяжелая травма вызвала расстройство психики, более опасное, чем сама травма.

В межвоенный период европейцы занимались, в основном тем, что устраивали мирные конференции и ограничивали вооружения. Результаты не замедлили сказаться. Прежде всего, "ожила" Турция. Затем усилилось арабское движение в Сирии и Палестине. Наконец, проигравшая Германия сменила позитивистскую имперскую идеологию на мистический национализм, весьма далекий от европейского mainstream-а.

Возникла Советская Россия с ее противоречивой идеологической системой. С одной стороны, социализм был предельно ориентирован на развитие и экспансию - в этом смысле он был более чем европейским учением. С другой стороны, социализм требовал отказа от индивидуальности, личности и тем самым оказывался связанным с ценностями "юга" и "востока". Европейское содержание превалировало, но, по иронии судьбы, именно приверженность большевиков к не знающей предрассудков европейской морали привела их к поддержке "угнетенных" мусульманских масс. Идеи социализма, "творчески переработанные" на Ближнем Востоке дали толчок мусульманскому ренессансу. Вторая Мировая Война проблемы Европы не усугубила. Разгром буферной Германии столкнул либерально-буржуазную и социалистическую системы. Соревнование, достигшее высшего накала в шестидесятые годы, подарило человечеству Космос, атомную энергетику, компьютерные технологии.

Первые проблемы пришли с концом эпохи 60-х. 1968 г. принес два вызова: "Пражскую весну" и "Парижскую весну". И обе противодействующие социальные системы выбрали решения, означающие отказ от развития...

Год водораздела. Поворот к застою в СССР и к неоконсерватизму в развитых капиталистических странах.

Годом позднее Форрестол и Медоуз, работая с тривиальным логистическим уравнением, наталкиваются на призрак экологического кризиса и публикуют "Пределы роста" - книгу, которая станет библией "Зеленых".

1973 г. Первый мусульманский контрудар. Египет и Сирия при поддержке Ирака переходят в наступление против форпоста Европейской цивилизации на Ближнем Востоке. Тяжелейшая война на волосок от применения ядерного оружия. В последний момент израильское командование превзошло египетское, организовав буквально "из воздуха" классический манштейновский "удар по центру обходящего противника". Израиль одержал красивую и громкую победу, и, тем не менее, "Война 1973 года" разрушила миф о непобедимости европейских армий. Слишком близки в ней были арабы к успеху.

Европа утратила инициативу в межцивилизационном конфликте.

Следующий удар нанесла ОПЕК.

Повышение цен на нефть решило сразу несколько стратегических задач.

Во-первых, прогнозы Форрестола прямо на глазах стали сбываться. В следующие пять лет "зеленые" из экзотической секты превратились в политически значимую и идеологически господствующую силу.

Во-вторых, на нефтедолларах резко поднялся уровень жизни в торгующих нефтью странах. Впервые за поколения аллах щедро одарил своих почитателей.

В-третьих, повышение цен на энергоносители привело к тяжелому структурному кризису в западной экономике. Кризис был решен переходом к энергосберегающим технологиям. В этом, естественно, не было ничего плохого, раньше или позже переход все равно состоялся бы. Поражением оказалось вынужденность решения, принятие его под давлением противника. Впервые "Юг" диктовал свою волю индустриальному Западу, и Запад отступал, кидая оружие и пленных. Выброшены из истории сверхзвуковые авиалайнеры. Сданы на слом пассажирские трансатлантики. Поставлены на прикол танкеры. Пошли на свалку автомобили.

Остановлены космические программы. Не будем задавать вопрос: "кому это мешало?"

Энергетический кризис породил застой в науке и остановил развитие ряда технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: