Книжное дело Московского государства

В конце XV века на смену феодальной раздробленности при- ходит централизованное многонациональное государство. Возник­новению его способствовал рост политического и экономического значенияМосквы, как крупного центра страны. Москва становится центром и культурной жизни страны, чему способствуют успехи Московского государства во внешней политике, освобождение его от монгольского гнета, рост городов, развитие внутренней и внеш­ней торговли. В связи с общим ростом политической, экономиче­ской и культурной жизни страны увеличивается спрос на книгу, что приводит к значительному росту книжного дела.

Усиление центральной государственной власти приводит к усилению церковного влияния; началась постройка и восстанов­ление церквей в землях, подвергавшихся разорению и теперь при­соединенных к Московскому государству. Новые церкви нуж­даются в богослужебных книгах.

В древней Руси главными центрами книгопроизводства были монастыри. В это же время существовали специалисты-переписчики, не связанные с монастырями. Об этом свидетельствуют апокрифические книги, по содержанию которых видно, что монастырская цензура не могла допустить их выпуска. В концеXIV века и в XV веке растущий спрос на книгу вызвал появлениев крупных центрах (Москва, Новгород) городских мастерскихдля переписки книг. Во многих книгах имеются записи, указывающие, что книгу писали «владычный паробок» или « владычны робята»; это значит, что книги возникли в городской книжноймастерской «владыки», то есть епископа. В конце XIV века в Рос ­ сии появилась бумага, заменившая пергамен; это способствовалоудешевлению книги и более широкому ее распространению.

К этому же времени относится и появление нового упрощенного по­черка письма — полуустава.

Ко времени введения в Московском государстве книгопечатания книжное дело достигло значительного развития. Увели­чилось количество как церковных, так и в особенности свет­ских книг. Возникли и новые литературные направления. Так, с XV века появляются работы публицистического характера.

Большое оживление полемической литературы вызвал извест­ный спор о церковных имениях. Церковь, в частности монастыри, сосредоточившие в своих руках обширные земельные владения, превратилась в крупного феодала, что, с одной стороны, вызвало недовольство среди боярства, а с другой — тяжело отзывалось на положении крестьян. Разгорелась острая борьба между двумятечениями: противниками и сторонниками церковных имений. Движение против обогащения церкви возглавил монах Нил Сорский. Он и его последователи, названные «нестяжателями», писали и размножали статьи, направленные против богатств церкви. Во главе сторонников церковных имений стоял игумен Иосиф Волоцкий; по его имени они получили название «иосифлян». Иосифляне в своих сочинениях отстаивали принцип сильной цент­ральной власти, объявляли государственную власть выше церков­ной и этим оказывали поддержку государственной власти в ее борьбе с феодалами. Победителями из этой борьбы вышли иосифляне, которых поддержал великий князь московский.

Острая борьба между центральной властью и боярами отразилась и в переписке царя Ивана IV с князем Андреем Михайло­вичем Курбским. Переписка эта являлась, по существу, публицистической литературой; письма Ивана Грозного представляют собой обширные политические трактаты.

Значительно способствовала развитию книжного дела в Московском государстве деятельность московского митрополита Макария (1480— 1563), человека высококультурного, обладав­шего обширными познаниями в области современной ему науки. Митрополитом московским он стал в 1542 году, а до этого вре­мени был архиепископом новгородским. Находясь в Новгороде, Макарий предпринял составление огромного труда под заглавием «Четьи-минеи», в основе которого лежали «жития святых», рас­положенные в обычном порядке, то есть по дням двенадцати месяцев.

В «Четьи-минеи» включено также большое число сочинений церковных писателей — византийских, западных и русских, начинаяс книг «Ветхого завета» и «Нового завета». По собственному выражению Макария, это издание должно было стать «собранием всех книг, чтомых (то есть читаемых. — Е. К) на Руси». Состав­ление подобного труда — энциклопедии знаний для своего вре­мени — далеко превышало силы одного человека. Макарий собрал вокругсебя образованнейших людей XVI века. Составленные ими так называемые «Великие», или «Макариевские», «Четьи-минеи» состоятиз12 огромных фолиантов, написанных на превосходной бумаге и заключенных в роскошные переплеты; текст украшен многочисленными орнаментальными узорами, В настоящее время рукопись Макария хранится в Историческом музеевМоскве. «Четьи-минеи» переписывались не раз как целиком, так и по частям.

В Москве было начато другое книжное предприятие — со­бирание и перередактирование русских летописей. Возглавляли это предприятие крупный государственный деятель Адашев и думный дьяк Висковатов. В результате огромной редакционной работы из собранных летописей появился новый летописный свод, известный под названием Никоновской летописи. Вся мировая история освещается здесь под углом зрения величия Московского государства и владычества московского царя.

Как и «Четьи-минеи», этот труд состоит из нескольких объ­емистых томов; над переписыванием и украшением их трудились царские писцы и художники. Из числа известных экземпляров осо­бенно замечателен тот лицевой "Никоновский свод", текст кото­рого украшен тысячами иллюстраций — мастерских произведений иллюстрационного искусства.

Из этих примеров видно, какого широкого размаха достигло рукописное книгопроизводство в Москве в годы, предшествовав­шие началу книгопечатания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: