double arrow

Форум императора Трояна


Пантеон Римских богов Пантеон — одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Править]Основная часть

Аттик

Декор

Описание

Триумфальная арка Константина

Достопримечательность
Триумфальная арка Константина Arco di Costantino
Триумфальная арка Константина
Страна Италия
Город Рим
Строительство 312—315 годы
Триумфальная арка Константина на Викискладе

Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем иПалатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

·

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Константин на троне

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

§ Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

§ Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету 315.

§ Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».




Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами(169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированнойVia Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Медальоны арки Константина, южная сторона, левая часть. Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.



Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния иКонстанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.

Пантеон — памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.

Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Ротонда Пантеона, выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола — символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.

Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних — крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.

Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.

Не менее значительными были достижения римских зодчих, которые создали в I—II веках замечательные памятники архитектуры, призванные подчеркнуть величие "вечного города", столицы мира. К числу таких сооружении в первую очередь относились площади императорского Рима.

Симметричная планировка отличает их от республиканского форума с его живописной композицией. Форум эпохи Империи представлял собой продолговатую, окруженную портиками площадь, в глубине которой стоял продолговатый храм. Каждый новый император пристраивал свой форум к уже существующим, стремясь превзойти их пышностью и богатством. Огромное количество бронзовых и мраморных статуй стояло на площадях: в IV веке их число достигло десяти тысяч, а два века спустя писатель Кассиодор говорил: «Кажется, что в стенах Рима живет еше другой народ, состоящий из статуй».

Среди площадей императорского Рима своими грандиозными размерами выделялся форум императора Траяна, построенный в 109-113 годах одним из величайших архитекторов Рима Аполлодором. Форум занимал прямоугольную площадь (116х95 м). В центре площади возвышалась конная статуя Траяна, отлитая из бронзы и покрытая позолотой. С трех сторон форум окружали портики, между колоннами которых стояли статуи знаменитых полководцев и ораторов. С четвертой стороны находилось величественное здание базилики. За ней располагались две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, колонна Траяна и храм, посвященный императору. Весь архитектурный ансамбль расположен по одной оси. Его планировка отличается смелостью замысла и исключительной законченностью. Римский историк Аммиан Марцеллин утверждал, что это сооружение — единственное в целом мире и достойное удивления богов.

Среди памятников форума, сильно пострадавших от времени, целой сохранилась тольки колонна Траяна, типичный для Рима монумент, прославляющий императора.

Тридцатиметровая колонна, которую венчает дорическая капитель, сложена из семнадцати барабанов каррарского мрамора. Ее основанием служит мраморный куб высотой в 5,5 м внутри колонны проходит винтовая лестница из ста восьмидесяти пяти мраморных ступеней. На вершине колонны первоначально находился орел, а после смерти Траяна там установили бронзовую статую императора, которая погибла в эпоху средневековья (в XVI в ее заменила статуя св. Петра, покровителя города Рима). Общая высота колонны вместе со статуей составляет 30 м Колонна Траяна должна была продемонстрировать колоссальный размах работ, проведенных при строительстве форума. Для этого был срезан угол холма Квиринала, и строители вывезли 850 тысяч кубических метров земли. В надписи на бронзовой двери колонны говорилось, что монумент воздвигнут «для оповещения, какой высоты гора была снесена и место для таких сооружении расчищено». По свидетельству римских историков, в пьедестал колонны была помещена золотая урна с прахом Траяна.

Величественный монумент прославлял и военные победы императора, одержанные им в походах против племен даков, которые жили по течению реки Дунай. От пьедестала до канители колонна облицована плитами паросского мрамора, на которых спиральной лентой идут барельефы.

С исторической последовательностью изображены на двухсотметровой ленте все главные события походов Траяна: постройка моста через Дунай, переправа войск, столкновение с лаками и самоубийство их предводителя, охваченные пожаром дакийскне поселения, шествие побежденных и триумфальное возвращение Траяна в Рим. Эти сцены являются драгоценным источником, рассказывающим об эпохе, военном деле, костюмах.

Изображения подчеркивают мошь римскою войска. Один из эпизодов представляет осаду дакамн римских крепостей. За высокой стеной, сложенной из каменных блоков, стоят римские легионеры и шлемах и с продолговатыми щитами. Их ритмически повторяющиеся фигуры создают ощущение монолитного единства воинов. Внизу беспорядочная толпа даков безуспешно пытается овладеть укреплением. И нападающие и римские воины даны в одинаковом масштабе, в рельефе нет глубины, и почти не изображается пространство. Поэтому кажется, что римляне словно обрушивают с высоты свои удары на головы врагов. Скульпторы подчеркивают плоскостность изображения и строят рельеф на выразительности разнообразном ритме линии контуров. Такая условность художественного языка соответствует эпически спокойному характеру повествования, избранного создателями рельефа. Издалека рельеф, украшающий колонну Траяна, производит впечатление орнаментального узора. В сценах рельефа — 2500 разнообразных фигур. Между ними были искусно спрятаны окна, служившие для освещения лестницы, проходящей внутри колонны. Во всех важнейших эпизодах войны скульпторы подчеркнули выдающуюся роль Траяна: изображение императора повторяется девяносто раз. Рельеф колонны Траяна представляет уникальный памятник римской скульптуры.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: