Амфитеатр Вероны - Колизей

Амфитеатр Вероны расположен в северо-восточной части площади Бра (400 метров на восток от Кастельвеккьо). В эпоху Римской Империи он располагался за границами города. Точная дата возведения амфитеатра неизвестна. Вероятно, он был построен в 1 веке нашей эры между правлениями императоров Августа и Клавдия. Во время правления императора Галлиена вокруг Вероны была построена более широкая крепостная стена, в массив которой был включен амфитеатр. Часть этой стены можно видеть справа, около того места, где на первом этаже амфитеатра нет окон. На арене амфитеатра проходили бои гладиаторов, охота на зверей и другие привычные для римской эпохи массовые развлечения. Под амфитеатром находился большой колодец, в котором собиралась дождевая вода. Существуют гипотезы о том, что в раннехристианскую эпоху на арене амфитеатра принимали мученичество первые христианские святые, в частности, святые Ферм и Рустик. В 312 годуамфитеатр использовался в качестве бастиона войсками императора Марка Максенция и был осажден Константином.

С укреплением христианства бои гладиаторов были запрещены, и амфитеатр пришел в запустение. Имеются сведения о том, что с приходом на территорию Вероны готов под предводительством Теодориха амфитеатр был отреставрирован, и там давались представления. В 9-10 веках, когда Верона страдала от набегов венгерских завоевателей, амфитеатр был вновь использован в качестве крепости. Но самые большие разрушения причинили ему не войны, а природные катаклизмы: во время мощных землетрясений, сотрясавших Верону в 12 веке, обрушилась почти вся внешняя стена амфитеатра. В том же веке некоторое время амфитеатр служил источником строительных материалов, для страдающего от землетрясений и пожаров города, но уже в 13 веке вышли законы, направленные на сохранение и восстановление античной арены. В 1278 году здесь публично сожгли около двухсот еретиков-патариан.

Во времена Возрождения внушительное античное сооружение было предметом большой гордости и восхищения гуманистов и превратилось в своеобразный символ Вероны. Видные итальянские архитекторы, включая Андреа Палладио, задумывались о способах сохранения и реставрации арены. С 16 века на арене амфитеатра стали проводить рыцарские турниры и кровавые представления с участием животных. В 17 веке были предприняты первые масштабные работы по восстановлению амфитеатра, а в 18 веке под ареной провели археологическую компанию, которая позволила обнаружить скрытый под каменными плитами античный водоем. В 19 веке вамфитеатре устраивали роскошные представления с хореографическими и акробатическими номерами, театральными действами, в сопровождении музыки известных композиторов, таких как Доницетти и Россини. В это время здесь прошли первые постановки опер, которые положили начало известному во всем мире оперному фестивалю.

В середине 20 века были проведены важные реставрационные работы: амфитеатризбавили от многочисленных арендаторов, использовавших его помещения под склады и другие нужды, и разрушили все поздние архитектурные наслоения, не относящиеся к первоначальной структуре арены, восстановив насколько это возможно оригинальных облик античного амфитеатра.

Среди подобных монументов веронский амфитеатр имеет очень хорошую сохранность. Он имеет форму эллипса. Размеры его впечатляют: диаметры партера– 43 и 73 метра, а диаметры внешней стены – 123 и 152 метра. Во времена своего расцвета Амфитеатр вмещал в себя от 50 до 70 тысяч зрителей. Амфитеатр состоит из трех концентрических эллиптических стен, образованных несколькими ярусами арочных галерей. Наибольшие изменения претерпел экстерьер амфитеатра. От внешней стены, которая одновременно служила монументальным фасадомамфитеатра, до нас дошел лишь фрагмент. Она имела три этажа высотой в 30 метров, а ее периметр составлял 435 метров. Стена выложена из правильных квадратных блоков красного известняка. Пилястры на первом этаже завершаются капителями тосканского ордера. Над ними идут камни с номерами входов (в оставшейся части они варьируются от LXIV до LXVII), так как арки первого этажа служили также входами в амфитеатр. Выше – сплошной каменный карниз. Второй этаж фасада в несколько меньших размерах повторяет архитектурный рисунок первого, а на третьем этаже вместо карниза – антаблемент. Внешняя стена сужается к верху и, если в основании она имеет толщину 2,5 метра, то на верхнем этаже ее толщина – всего 1,1 метра.

Входы в амфитеатр так же, как и места, занимаемые на его рядах, отражали социальную структуру античной Вероны. Самый монументальный вход в амфитеатррасположен на западе, со стороны ворот Борсари. Здесь арка второй стены два раза выше остальных и проход ведет прямо к местам в партере, где сидели самые знатные члены веронского общества. Входы прилегающих к западному входу секторов по прямым коридорам ведут к местам в нижних рядах амфитеатра, а входы расположенные ближе к востоку, по извилистым коридорам ведут к лестницам, поднимающимся на верхние ряды – на места для простонародья и рабов. Первая стена соединена со второй серией арок, образующих тоннель с бочарным сводом. Ряды амфитеатра выполнены из мрамора; высота их – в среднем 41 сантиметров, а ширина варьируется от 63 до 71 сантиметров. Между рядами сооружены лестничные проходы.

Под партером находятся галереи, коридоры и сеть помещений, которые использовались и отчасти используются и теперь для нужд представлений.Амфитеатр был построен на искусственной насыпи, но в данный момент его основание находится немного ниже уровня земли. Под полом амфитеатра идут канализационные протоки, образующие дренажную систему, необходимую для слива дождевой воды. Для того чтобы вода стекала с нужной скоростью, между уровнями первых этажей внешнего и внутреннего эллипсов создан перепад высот в 1,6 метров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: